09 декабря 2010 06:13
Автор: Александр Колотило, полковник запаса, член Союза писателей России (г. Москва)
Лётная служба штурмана Богодухова
Штурманская служба – это летная служба. Она направлена на обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении, навигации и боевого применения летательных аппаратов. В обязанностях штурмана – готовить справочные данные авиационному командиру любого ранга для принятия решения на выполнение полетов или на выполнение боевой задачи. В наших ВВС воспитано не одно поколение штурманов, достойно и самоотверженно выполняющих свой воинский и профессиональный долг. И эти слова, прежде всего, относятся к Герою России подполковнику Владимиру Ивановичу Богодухову.
- Нет, ты расскажи лучше, как было на ученьях в Казахстане, когда цель забетонировали в футляр! – предлагает подполковнику Владимиру Ивановичу Богодухову его боевой друг и товарищ полковник Олег Викторович Сторожук.
И, вспоминая этот эпизод, они оба весело смеются. Глядя на них, даже не верится, что перед тобой два Героя России, два заслуженных боевых офицера-авиатора.
- Да, было, - говорит Богодухов. – Мы бомбим, а цель стоит. Не поймем, в чем дело. Бомба рвется в трех-пяти метрах от цели, а ей хоть бы что…
- Братья-казахи постарались, - уточняет Сторожук. - Руководитель полетов, наш штурман, который работал с ними на земле, сказал, что мишень будет уничтожена в два счета. Когда бомба рвется в нескольких метрах от цели, тут даже танки переворачиваются и опрокидываются. Эти слова нашего штурмана раззадорили казахских коллег. Вот «принимающая сторона» и решила тоже не ударить в грязь лицом на совместных учениях. «А мы посмотрим», - отвечают казахские офицеры. И что придумали… Конечно, заспорили они на определенный интерес, заключили пари…
- И когда мы первый раз попали, - продолжает полковник Сторожук, - смотрим, а мишень вроде стоит целая и невредимая. Что за наваждение? Попадаем второй раз. Цель наклонилась, видно, что держится на честном слове, но все еще стоит. Тут я и спрашиваю в эфире: «Вы что, забетонировали ее?» А с земли мне отвечают коротко и как-то по-особенному вкрадчиво: «Ага». И в этом «ага» столько скрытого юмора, столько хитрости и насмешки, что просто самим трудно удержаться от того, чтобы не посмеяться над такой вот проделкой.
- Они раздобыли мощную трубу, забетонировали ее в землю на глубину примерно пятнадцати метров и надели на нее футляр, - поясняет подполковник Богодухов. – Поэтому от цели уже почти ничего не осталось, а впечатление было такое, что она вроде бы еще не поражена…
Я слушаю командира и его неизменного штурмана, и мне кажется, что этих офицеров я уже знаю очень давно. Такое ощущение у меня возникает, конечно же, не случайно. Именно среди боевых офицеров всегда чувствуешь себя легко и свободно. Наверное, к ним больше всего относятся стихи Алексея Константиновича Толстого:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
Не скажу насчет пира, а вот пошутить на досуге, вспомнив какой-то эпизод из боевой биографии своего экипажа, Герои России полковник Олег Викторович Сторожук и подполковник Владимир Иванович Богодухов могут от души. Они служат вместе уже 19 лет. И почти столько же летают в одном экипаже.
Подполковник Владимир Иванович Богодухов – старший инструктор-штурман (исследователь) 4-го ордена Ленина Краснознаменного Центра боевого применения и переучивания летного состава (ВВС) имени В.П. Чкалова. За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, удостоен звания Героя Российской Федерации.
- Указ Президента Российской Федерации номер 1475 от 14 октября 2008 года, - уточняет Владимир Иванович. – Вместе получили Золотые Звезды с Олегом Викторовичем. Правда, у него звезда под номером 933, а у меня – 930. Так что здесь я вроде бы даже обошел командира. Можно сказать, получил звание раньше его…
Проговорив эти фразы, Владимир Иванович добродушно рассмеялся. Невысокий, худощавый, внешне он, как говорят в таких случаях, - полная противоположность своему боевому товарищу и командиру – полковнику Олегу Викторовичу Сторожуку. Олег Викторович – богатырского телосложения. Одним словом, косая сажень в плечах. Но когда оба офицера рядом, обращаешь внимание не на их внешнее отличие, а на их какое-то особенное сходство. Тут бы в самый раз сказать слова: «внутреннее сходство». Но я этих слов не скажу. Нет, есть и внешнее сходство между обоими героями. И оно видно с первого взгляда. Оба – жизнерадостные, энергичные, уверенные в себе… Видно, что это настоящие профессионалы. И прошли они вместе и повидали столько, что мало не покажется. Поэтому и научились понимать друг друга с полуслова…
- Скажите, а какое испытываешь ощущение, когда тебе вручают Золотую Звезду? – спрашиваю у собеседников. – Помню, в Афганистане мы так гордились своими медалями «За боевые заслуги», словно это были самые высшие награды на свете…
- Однозначно, - подтверждает мои слова полковник Сторожук.
Он ведь тоже свою первую боевую награду получал в Афганистане. И именно медаль «За боевые заслуги».
- Первую медаль, а это была юбилейная «70 лет Вооруженных Сил СССР», я получил старшим лейтенантом в 1988 году, - вспоминает подполковник Богодухов. – Обмывали мы ее, наверное, целую неделю. Это, конечно, сказано больше для красного словца. Сами понимаете, у нас в авиации особо-то не разгуляешься – полеты, дисциплина. Но речь не об этом. Разговор о том, что радость от полученной награды была огромной.
- Я уже рассказывал вам, что в Афганистане был примерно такой «норматив»: до 30 вылетов – медаль «За отвагу» или «За боевые заслуги»; от 30 до 40 или 50-ти - Красная Звезда или «звезда шерифа» - орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени; от 80-90 - уже Красное Знамя, - продолжает разговор полковник Сторожук. – Я тогда был капитаном. И награду получил в соответствии с негласно установленным этим «нормативом». Конечно, когда в последующие годы вручали ордена, тоже было очень радостно. Ведь награда – это оценка нашего труда…
- Вот именно, - поддерживает товарища подполковник Богодухов. – Олег знает: для меня, с профессиональной точки зрения, звание Героя Российской Федерации – это самая высокая оценка. Выше не бывает… Тем более, если это звание получено заслуженно…
- А вообще-то про Золотые Звезды мы и не думали, - говорит Олег Викторович.
- Точно, даже в мыслях не было, - подтверждает его слова Владимир Иванович.
- Когда первый раз ехали в Кремль, думали, опять будут вручать ордена. Например, тем, у кого уже есть ордена Мужества, вручат «За военные заслуги», а у кого уже есть «За военные заслуги» - тем, наоборот, ордена Мужества…
- Или знак отличия - Георгиевский Крест IV степени, - уточняет подполковник Богодухов. – Приехали мы первый раз в Кремль, встретились с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Пообедали с ним, побеседовал он со всеми нами. Здорово было!.. А вот когда второй раз ехали в Кремль, то уже все знали. Ведь указ был подписан…
Подполковник Владимир Иванович Богодухов награжден также орденами Мужества и «За военные заслуги». Он – штурман-снайпер, удостоенный почетного звания «Заслуженный военный штурман Российской Федерации». Если его товарищу, полковнику Сторожуку, выпало повоевать в Афганистане, то Владимиру Ивановичу довелось в свою очередь участвовать в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- Тогда, в 1986-м, я служил в отдельном полку фронтовой бомбардировочной авиации в Белоруссии, во второй эскадрилье, летал на Су-24. В Чернобыле выполняли задачи по воздушному фотографированию, - рассказывает Владимир Иванович. – Да и в 1987 году довелось участвовать в ликвидации последствий аварии…
Да, выпало на долю подполковника Богодухова Владимира Ивановича немало испытаний. И все они пройдены им с честью. Владимир Иванович родился в Литве, в деревне Гриняйчу Шелутинского района. Отец его был фронтовиком-танкистом. Прошел всю Великую Отечественную. В 1942 году окончил ускоренный курс Харьковского артиллерийского училища и был отправлен на фронт. Закончил войну в звании капитана. Владимир Иванович воспитывался в многодетной семье. Профессию военного выбрал он один. Но офицером в семье, как уже говорилось выше, он стал не первым. Так что ему было с кого брать пример.
Когда Владимиру исполнилось четыре года, семья переехала в Казахстан. Произошло это в 1965-м. Отец поехал туда поднимать целину. В Казахстане Владимир и пошел в школу. А заканчивал он ее уже в Зауралье, в Курганской области. В 1978 году, сразу же после школы, поступил в Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов. После его окончания в 1982 году был направлен в Белоруссию – в Бобровичи Калинковичского района Гомельской области. Служил, как уже отмечалось, в отдельном полку фронтовой бомбардировочной авиации. Летал на самолетах Су-24. Потом, в 1987 году, был переведен на Украину, в город Староконстантинов Хмельницкой области. С 1989-го Владимир Иванович служит в Липецком авиацентре. Сначала в Воронеже, а с 1993-го – в Липецке. Он последовательно проходит службу в должностях штурмана экипажа, старшего штурмана экипажа, штурмана авиационного звена, начальника разведки полка, старшего инструктора-штурмана (исследователя). Имеет около 2000 часов налета, освоил 10 типов самолетов, в том числе Су-24 и Су-34.
Так уж повелось, что о штурманах пишут в газетах меньше, чем о командирах. И это понятно. Выполнили блестяще боевую задачу – пишут: «Прекрасно сработал командир». Или: «Отличился экипаж, которым командует такой-то»… В лучшем случае назовут и фамилию штурмана. А ведь от его профессионализма зависит очень и очень многое. Поэтому авиационной штурманской службе, которой уже исполнилось 94 года, есть чем и кем гордиться. Главный штурман ВВС РФ в 2002-2008 годах, заслуженный военный штурман РФ генерал-майор запаса Сергей Нужин, подчеркивал: «Прежде всего, штурманская служба – это летная служба. Она направлена на обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении, навигации и боевого применения летательных аппаратов. В обязанностях штурмана – готовить справочные данные авиационному командиру любого ранга для принятия решения на выполнение полетов или на выполнение боевой задачи». Он отмечал, что в наших ВВС воспитано не одно поколение штурманов, достойно и самоотверженно выполняющих свой воинский и профессиональный долг. И эти слова, прежде всего, относятся к Герою России подполковнику Владимиру Ивановичу Богодухову. Ему, как и командиру экипажа полковнику Сторожуку, довелось участвовать в обеих чеченских кампаниях. Поэтому вспомню, что мне рассказывал о боевой работе экипажа Олег Викторович полчаса назад:
- Да ничего такого особенного, - говорил полковник Сторожук. - Работа, она и есть работа. Все выполняли, старались все сделать нормально… Ну, видишь, как стреляют. Видишь всякое. Мы работали в основном высокоточным оружием, а «крайнюю» кампанию – только им одним. Запомнилось, как однажды очень хорошо помогли пехоте. Была «хорошая» цель – укрепрайон. Когда мы попали в нее, с нами сразу же связались с земли и прямо в эфире очень благодарили. Нам, сверху, конечно, многое не видно. На земле – другое дело… Вот наши ребята и выразили свою благодарность прямо в эфире. Специфика нашей боевой работы была такова: если в передней линии действовали вертолеты, штурмовики, то мы уничтожали высокоточным оружием те важные объекты, которые выявляла разведка. Применяя такое вооружение, уже реально видишь конкретные результаты. Помогаешь в бою тем, кто на земле. Видели мы, как и по нам пускали ракеты. И не один раз видели. Мы сразу выходили в эфир, передавали координаты. Туда тут же выезжали «наземники». И несколько раз они брали тех, кто совершал пуски ракет по нашим самолетам. А бывало и так. Если ты видишь¸ откуда конкретно произведен пуск, и на данный момент у тебя еще остались боеприпасы, то можешь сам отработать по этой цели…
Однако об участии в боевых действиях офицеры говорят не очень охотно. И это удивительно. Имея такие заслуги и награды, самое время уже помечтать и о мемуарах. Но, уверен, о них ни Владимир Иванович, ни Олег Викторович никогда и не помышляли. Может быть, потому, что мемуары пишутся на пенсии, а о ней подполковник Богодухов и полковник Сторожук еще и не задумываются? Они добросовестно делают свое дело и получают от этого полное удовлетворение. Ведь их главная задача – исследовать боевые возможности новой техники и учить работать на ней молодых офицеров. Поэтому и говорят Олег Викторович и Владимир Иванович больше об учениях.
- Очень интересные были учения, - вспоминает Богодухов. - Ты, Олег, о них рассказывал?
- Да так, немного… Об этих учениях, «Восток-2010», уже написано немало, - отвечает Сторожук. - Мы обучили дозаправке два полка. И все экипажи успешно совершили перелеты. Наша главная задача была – научить. И мы ее выполнили…
Хочется коротко напомнить, о чем сообщалось в печати в связи с проведением учения «Восток-2010»:
«Группировка фронтовых бомбардировщиков Су-24 и Су-34, успешно выполнивших задачи, совершили посадку на аэродромы постоянной дислокации. Экипажи бомбардировщиков выполняли задачи разведки, преодоления ПВО условного противника, осуществляли практическое применение управляемого и неуправляемого оружия по наземным целям. Перебазирование фронтовой авиации на расстояние свыше 8 тысяч километров без промежуточной посадки с дозаправкой в воздухе совершалось впервые. «Беспосадочные перелеты до Комсомольска-на-Амуре и обратно, которые были выполнены перед учениями и после них, говорят о возможностях самолета и летчиков, а также о том, что с помощью таких мощных летательных комплексов можно обеспечить безопасность необъятных просторов нашей державы», - приводились слова начальника Липецкого авиацентра генерал-майора Александра Харчевского».
- Нет, я про другие учения, - говорит Владимир Иванович. – Я лично участвовал в них, когда еще служил в Воронеже. Лично летал и бомбил. Назывались они «Восход-93». Тогда было осуществлено перебазирование из европейской части России на Дальний Восток десяти Су-24М и Су-24МР с тремя дозаправками топливом в воздухе от Ил-78 и одной промежуточной посадкой в Забайкалье для смены экипажей. Су-24М покрыли расстояние почти в 8000 километров, находились в небе в общей сложности 12 часов. Особенно трудной была первая дозаправка, выполненная ночью, но экипажи успешно справились с задачей, выйдя в расчетное время в заданную точку в условиях темноты, по бортовым огням определив свое место в строю, точно пристроившись к «своему» заправщику и войдя с ним в контакт. Бомбардировщики летели в сопровождении четырех Су-27, совершивших две промежуточные посадки. После столь дальнего перелета Су-24М нанесли бомбовый удар на авиаполигоне по аэродрому условного противника…
- Вот еще хорошие ученья были в Белоруссии, - вспоминает подполковник Богодухов.
С ним полностью согласен и полковник Сторожук.
- А в Канте? – продолжает Владимир Иванович. - В 2005 году. Погода была – вообще никакая.
– Это когда вылетали на границу с Афганистаном?
- Да, когда через весь Тянь-Шань шли. Такое впечатление было, что идем на предельно малой. Горы вот так внизу, совсем рядом, - Владимир Иванович жестикулирует ладонями, наглядно демонстрируя, насколько сложным был полет. – Горы совсем рядом внизу, а ведь идем на высоте 7000 метров.
- А в Белоруссии, помнишь, в прошлом году?..
- Да мы ведь там были и в позапрошлом, и в 2007-м… Вон в классе висит газета, в которой рассказывается о тех ученьях…
Видно, что Владимир Иванович и Олег Викторович с удовольствием вспоминают все этапы их боевой биографии. И это понятно. Исследовательские и совместные международные учения – венец повседневной, долгой, напряженной и кропотливой работы. Конечно, надо бы на первое место поставить участие экипажа в боевых действиях, но, повторяю, о войне офицеры вспоминать не любят. И в то же время, глядя на улыбающееся лицо Героя России подполковника Владимира Ивановича Богодухова, на его морщинки у глаз, я не могу не вспомнить слова прекрасной песни, которая прозвучала когда-то в кинофильме «Горожане» в исполнении Николая Крючкова:
Огорчаться над каждой морщиной
Я, ей-Богу, не вижу причин.
Посудите, какой же мужчина
Без добротных военных морщин!
Когда-то не сходили со страниц газет и экранов телевизоров лозунги: «Есть такая профессия – Родину защищать»; «Служба в армии – дело для настоящих мужчин». С годами они утратили свою популярность. Не потому ли, что в нашей стране стало значительно меньше настоящих мужчин? «Откосить» от службы в армии старается, наверное, каждый второй, молодые люди стремятся стать не офицерами, как раньше, а банкирами и коммерсантами. А я по-прежнему считаю, что настоящий мужчина не бывает без тех «добротных военных морщин», о которых поется в песне. Герои России полковник Олег Викторович Сторожук и подполковник Владимир Иванович Богодухов, выбрав однажды по-настоящему мужскую профессию, сохраняют верность ей всю свою жизнь. И такими офицерами по праву могут гордиться в Липецком авиацентре.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: