13 октября 2009 09:08
Автор: Вадим Арефьев (г. Москва)
УПС «Крузенштерн»: хроника кругосветки 2005-2006 годов
Беседы с капитаном
ВИННАЯ ФЕРМА ВЕРХЕЛЕГЕН (VERGELEGEN)
Верхелеген является одной из старых винных ферм Западного Кейпа. Основана в 1700 году сыном Симона Дер Стела Вильямом Адрианом, который, став после смерти отца управляющим, превратил необработанные и невозделанные земли в настоящий рай.
В переводе с голландского «верхелеген» переводится как «расположенный далеко». Действительно, ферма находится в живописном уголке в предгорных долинах в 50 км от Кейптауна.
В период до конца восемнадцатого столетия собственность фермы переходила несколько раз от одного владельца к другому. С 1798 года под заботой семейства Теуниссена Верхелеген стал одним из лучших центров виноделия.
С 1917 по 1941 год хозяевами фермы стали Сир Лионел и его жена Флоренция Филлипс, которые вложили огромные деньги в восстановление старой усадьбы, библиотеки, розария и парковой зоны. После их смерти, имущество фермы было приобретено Чарльзом Барлоу и его женой Синтией, передавшим свои владения сыну Тому в 1966 году.
С октября 1987 года Верхелеген принадлежит компании «Anglo American Farms Limited».
Помимо растущих виноградных лоз в долинах и плато горного ландшафта, здесь расположены прекрасные сливовые, грушевые и цитрусовые сады.
В настоящее время обширная территория Верхелегена с парком, в котором растут 300-летние камфорные деревья, представляет определенный исторический интерес и круглогодично открыта для посетителей.
СТОЛОВАЯ ГОРА
Столовая гора (Table Mountain) – одна из наиболее известных достопримечательностей ЮАР, названая так Антонио де Салданха (Antonio de Saldanha) в 1503 году. Считается визитной карточкой г. Кейптауна.
Расположенная на северной оконечности полуострова, она протянулась с запада на восток на три километра, имеет высоту 1 086 метров и площадь примерно 6 000 гектаров. В ее центральной части расположено Верхнее плато. С северо-запада к ней примыкают Сигнальный холм (Signal Hill) и Львиная голова (Lion’s Head), с восточной стороны – Пик дьявола (Devil’s Peak), на северо-восточном склоне расположен ряд вершин, названных Двенадцатью апостолами (Twelve apostles). Характерная форма горы, давшая ей имя, служила четким ориентиром для моряков, что способствовало развитию поселений у ее подножья.
Столовая гора формирует вокруг себя особый микроклимат, отличающийся сильными ветрами, скорость которых достигает 120 км/час. Встреча теплого морского и холодного континентального воздушных потоков приводит к образованию на вершине облаков, создающих иллюзию спадающей с горы «скатерти».
В 1957 году Столовая гора была объявлена национальным памятником, а в 1964 году - национальным заповедником. На ее вершине и склонах встречаются различные виды редких растений, животных и птиц.
На Столовую гору можно подняться как по туристическим тропам, так и по канатной дороге, открытой 4 октября 1929 года.
ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС УОТЕРФРАНТ
(Старая гавань Кейптауна, V&A Waterfront)
Старая гавань Кейптауна – Уотерфрант (Victoria & Alfred Waterfront) представляет собой портовый комплекс, состоящий из двух портовых сооружений – Бухта Альфреда и Бухта Виктории. Первая из них была заложена 17 сентября 1860 года и строилась до 1870 года. Свое название она получила в честь Принца Альфреда, второго сына английской королевы Виктории, заложившего при строительстве первый камень.
В 1905 году были завершены работы по сооружению второй бухты, названной в честь английской королевы Виктории.
Бурное развитие экономики страны привело к значительному увеличению грузопотоков через порт. Для решения этой проблемы в период с 1937 по 1945 годы были построены новые причальные линии (Duncan Dock и Ben Schoeman Dock), что позволило расширить возможности Кейптауна по обслуживанию грузовых судов. Это в свою очередь привело к тому, что функции Старой гавани практически были утрачены. В связи с этим, в 1988 году при участии правительства ЮАР, городского совета и частных лиц, была создана компания Виктория и Альфред Уотерфрант (Victoria & Alfred Waterfront), которая занялась реконструкцией Старой гавани.
В настоящее время Уотерфрант представляет собой торгово-развлекательный центр, который является популярным местом отдыха жителей Кейптауна и туристов. Причалы Бухты Виктории принимают океанские пассажирские лайнеры, военные корабли и научно-исследовательские суда. В Бухте Альфреда располагаются престижные яхт-клубы, у причальных стенок которых швартуются океанские яхты.
Прямо у кромки причалов располагаются развлекательные, торговые и бизнес центры, имеется развитая сеть ресторанов. На Уотерфранте и в его районе расположены дорогие гостиницы.
Уотерфрант считается отправной точкой туристических маршрутов по Кейптауну и его окрестностям. На вертолете имеется возможность облететь весь Капский полуостров и осмотреть Мыс Доброй Надежды с высоты птичьего полета. От пристани у площади с Часовой Башней регулярно отходят экскурсионные катамараны на остров Робен, где в годы апартеида находился в заключении Нельсон Мандела. По вечерам на прогулочных катерах и яхтах можно выйти в океан и наблюдать красоту солнечного заката. Любителей океанской рыбалки у причальных стенок ожидают специально оборудованные для этого катера.
Инфраструктура комплекса Уотерфрант постоянно совершенствуется, делая его более удобным для посещения туристов. В настоящее время на южном берегу бухты V & A Waterfront Marina ведется строительство нового гостиничного комплекса.
С акватории порта организовано движение «водного такси», маршруты которого проходят от Уотерфранта до гостиницы Арабела Шератон («Arabela Sheraton») и Кейптаунского Выставочного Комплекса («Cape Town Conventional Centre»).
ФРЕНЧХУК (FRANSCH HOEK)
Френчхук (Французский уголок) - городок, расположенный на северных склонах гор с одноименным названием в 60 километрах восточнее Кейптауна. Окруженный садами и виноградниками, озерами, богатыми форелью, он является одним из самых живописных уголков провинции Западный Кейп.
Образован в 1685 году небольшой группой протестантов (гугенотов), иммигрировавших из Франции и выбравших для проживания местность, известную тогда как «Слоновий уголок». Несмотря на притеснения, гугеноты сумели сохранить свою культуру и традиции. Это, в сочетании с оригинальной кухней и уникальным разнообразием вин, делает Френчхук местом, привлекающим тысячи туристов из всех стран мира. Город стал «винным сердцем» и «кулинарной столицей» провинции. Вокруг него расположено более 25 ферм, чьи вина неоднократно побеждали на самых престижных выставках. Находящиеся здесь рестораны входят в число лучших ресторанов ЮАР. Кроме того, к услугам туристов предоставлены комфортабельные гостиницы и коттеджи, лавки с ювелирными изделиями и произведениями местных мастеров. Некоторых привлекает возможность совершить туры верхом на лошади или порыбачить.
К местным достопримечательностям можно отнести мемориальный музей гугенотов об истории возникновения данного религиозного течения, их преследовании во Франции, иммиграции и борьбе за свое существование в ЮАР, том вкладе, который они внесли в развитие современного Френчхука.
Кроме этого здесь действует уникальный «Театр в амбарном дворе» в «Доме у моста», воссоздающий атмосферу позапрошлого века. В настоящее время в театре ставятся произведения классиков мирового искусства.
Объемы производства различных сортов винограда в Долине Френчхук:
Ø Савиньон Блан 16,6 %
Ø Каберне Савиньон 13,5 %
Ø Шардоне 12,9 %
Ø Семиллон 9,6 %
Ø Шенин Блан 9,4 %
Ø Мерло 8,1 %
Ø Шираз 7,0 %
Ø другие сорта винограда 22,9 %
Знаете ли Вы, что:
Ø ЮАР занимает 8 место в мире по объемам производства вина (крупнейшим производителем является Франция – 20,8 % от мирового объема производства);
Ø Потребление вина на одного человека в год составляет в ЮАР – 9 литров;
во Франции – 56 литров;
Ø В ЮАР насчитывается порядка 428 винных погребов;
Ø Из них с объемом хранения меньше 100 тонн – 169 погребов;
Ø Ежегодный объем производимого вина составляет 834 млн. литров;
Ø Ежегодный объем реализовываемого вина на внутреннем рынке – 350 млн. литров;
Ø Наибольшую площадь плантаций винограда занимают такие сорта, как Каберне Савиньон, Шираз, Мерло;
Ø Наименьший объем – Шенин Блан и Колобар.
Расстояния от информационного бюро Френчхука до населенных пунктов:
Ø Маленькая Ферма (La Petite Ferme) – 2 км;
Ø Бойкенхаутсклуф – 5 км;
Ø Бошендаль – 15 км;
Ø Руперт и Ротшильд – 19 км;
Ø Паарль – 26 км;
Ø Стелленбош – 30 км;
Ø Кейптаун – 83 км;
Ø Международный аэропорт г.Кейптаун- 62 км;
Ø Херманус – 128 км;
Ø Йоханнесбург – 1352 км;
Ø Южный Полюс – 3071 км.
Разная информация:
Ø Высота горы Пик Миддаргрканс, у подножия которой находится Монумент Гугенотам, составляет 1028 м.
Ø Последнего слона, покидающего долину, видели в 1850 году.
Ø Железнодорожный мост через реку Берг, расположенный неподалеку от автодороги R45, по направлению в сторону Паарля после Т-образного перекрестка с R301, построен в 1904 году.
Ø Население Френчхука составляет примерно 13000 человек.
Ø Кейп Финбос – парк, в котором имеется наибольшая в мире коллекция различных экземпляров фауны (richest floral kingdom).
Ø Время сбора урожая с Января по Апрель.
Ø Ассегаайбош – здесь берет свое начало река Берг, кроме того, это место является «родиной» протеи Блашинг Брайд, известной также как «Гордость Френчхука».
МЫС ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ
Мыс Доброй Надежды (Cape of Good Hope) расположен в южной части Капского полуострова. В этом районе Африканского континента встречаются два океанических течения – холодное Бенгельское и теплое Мозамбикское. В связи с этим мыс принято называть «местом встречи двух океанов». Однако географически граница между Атлантическим и Индийским океанами проходит через Мыс Игольный (Cape Agulhas), который находится юго-восточнее на 170 км.
Мыс Доброй Надежды был открыт в 1488 году португальским мореплавателем Бартоломео Диашем (1450-1500 гг.) в ходе экспедиции, снаряженной по указу короля Жоао II в целях поиска морского пути в Индию.
Диаш вышел из Лиссабона в 1487 году во главе эскадры из трех кораблей (двух каравелл и судна снабжения). Бартоломео был капитаном флагманской каравеллы, названия которой история не сохранила. Второй каравеллой, «Сао Панталеао», командовал Жоао Инфанте. Судно снабжения вел Диого Диаш, родной брат Бартоломео.
Следуя в видимости берегов, 6 января 1488 года корабли Диаша достигли устья реки Оранжевой на границе современных Намибии и ЮАР. Затем ветры ураганной силы оторвали каравеллы от побережья и понесли их в южном направлении. С большим трудом португальцам удалось вновь повернуть на север, и 3 февраля 1488 года впередсмотрящий с грот-мачты флагманского корабля увидел долгожданную землю, которая оказалась берегом живописной бухты, названной Диашем Сао Браш (ныне Мосселбай). Таким образом, на пути в Индию Бартоломео не смог увидеть Мыс Доброй Надежды, хотя и стал первым мореплавателем, обогнувшим его.
Далее Диаш продолжил путь вдоль побережья на северо-восток. Он высадился в бухте, названной им Байя даш Алагоаш (ныне известный курорт Плеттенберг Бэй), и достиг бухты Альгоа Бэй, на берегу которой сейчас находится Порт-Элизабет. На этом этапе команда взбунтовалась и стала требовать возвращения на родину. Однако Бартоломео удалось уговорить моряков продолжить плавание еще в течение нескольких дней. Конечной точкой, на которой эскадра повернула обратно, стало устье реки Кейскамма, где в настоящее время находится город Гамбург (75 км к юго-западу от Ист Лондона).
Обратный путь Диашу удалось пройти, не отрываясь далеко от берегов. Он впервые увидел, описал и нанес на карту Мыс Игольный и Мыс Доброй Надежды. Им было открыто и исследовано 2 030 км побережья Африки ранее неизвестного европейцам. Корабли Диаша благополучно вернулись в Лиссабон в декабре 1488 года. Их плавание длилось шестнадцать месяцев и семнадцать дней.
Интересно отметить, что сам португальский мореплаватель назвал Мыс Доброй Надежды Мысом Штормов. Нынешнее название было дано королем Жоао II, который в открытии мыса увидел добрый знак, предвещавший скорый успех в поисках морского пути в Индию.
Через девять лет португальский король Мануэл отправил к берегам Индии новую эскадру из 4 кораблей под командованием Васко да Гамы, который стал вторым человеком, обогнувшим Мыс Доброй Надежды. Бартоломео Диаш лично руководил постройкой и оснащением двух каравелл для этой экспедиции. В качестве штурманов с Васко да Гамой ушли лучшие моряки Диаша, участвовавшие в его знаменитом походе.
8 июля 1497 года португальские корабли вышли в плавание и 20 мая 1498 года достигли гавани Калькутты, впервые проложив путь из Европы в Индию.
Эскадра Васко да Гамы возвратилась в Лиссабон в начале сентября 1499 года, проведя в плавании более двух лет. На родину смогли вернуться только две каравеллы из четырех и менее 30% экипажа.
На следующий год для закрепления успехов Васко да Гамы король Мануэл направил в Индию огромное (по тем временам) соединение из тринадцати каравелл под командованием Педро Альвареша Кабрала. Перед ним ставилась задача основать на побережье Восточной Африки и в Индии португальские торговые фактории, а также заключить политические и экономические договоры с местными правителями. Капитаном одной из каравелл Кабрала был назначен Бартоломео Диаш.
Эскадра вышла из Лиссабона в мае 1500 года и взяла курс на юг. Однако где-то в районе северного побережья Анголы корабли резко повернули на запад и через некоторое время достигли берегов Южной Америки. Так была открыта и присоединена к владениям Португалии Бразилия. Кабрал впоследствии уверял, что уклониться на запад его заставили господствующие ветра. Тем не менее, многие историки полагают, что маршрут был изменен сознательно согласно тайным инструкциям португальского короля, которого не устраивала монополия испанцев в исследовании Америки.
От берегов Бразилии Кабрал проследовал к южной оконечности Африки и далее по пути Васко да Гамы в Индию. В районе между островом Триста да Кунья и Мысом Доброй Надежды эскадра попала в жестокий шторм и потеряла четыре корабля, которые утонули вместе со всем экипажем. Среди них была и каравелла капитана Бартоломео Диаша. Таким образом, Диашу суждено было погибнуть вблизи того самого мыса, открытие которого в 1488 году внесло имя этого мореплавателя в историю.
В настоящее время южная оконечность Капского полуострова с Мысом Доброй Надежды включена в состав национального природного парка.
Идея создания парка-запаведника возникла еще в 1928 году, однако окончательное решение по этому вопросу было принято только 11 апреля 1939 года. Общая территория парка составляет 7750 га, его флора и фауна являются уникальными. Здесь имеются редкие растения, включая различные виды вересков и протей, в условиях дикой природы можно увидеть антилоп, зебр, обезьян. Встречаются даже редкие представители из семейства бабуинов (Chacma baboon) – Павиан чакма или Медвежий павиан, которые адаптировались к питанию морскими продуктами (рыбой). В запаведнике насчитывается 161 вид птиц, включая страусов.
На одной из самых высоких точек южной оконечности Капского полуострова (Cape Point) в 1857 году был установлен маяк. Однако он не обеспечивал в достаточной мере безопасность плавания кораблей и судов, так как в условиях плотного тумана, который отмечается в этих районах очень часто, свет маяка не был виден с моря. По этой причине 18 апреля 1911 года в районе Мыса Доброй Надежды потерпело крушение гражданское судно «Lusitania». В связи с этим было принято решение о строительстве нового маяка на более низкой точке над уровнем океана, который используется и в настоящее время. По силе светового излучения он считается самым мощным в мире, его мощность составляет 19,5 млн. свечей.
ГОРОД САЙМОНСТАУН
Город Саймонстаун (Simon’s Town) расположен на восточном берегу Капского полуострова, примерно в 20 км севернее Мыса Доброй Надежды. Первые жилые постройки города появились в конце XVII столетия с момента принятия решения о создании на этом месте штаб-квартиры голландской Ост-Индской компании.
Город расположен в удобной бухте закрытой от сильных ветров и штормов. С момента своего основания он использовался как пункт базирования военного флота. В настоящее время г. Саймонстаун является главной военно-морской базой ВМС ЮАР.
По пути следования к Мысу Доброй Надежды в горогде Саймонстаун можно посетить музей города, а также музей ВМС ЮАР. На побережье в черте города обитает значительная колония пингвинов, что привлекает к себе большое количество туристов.
Первое посещение Саймонстауна нашими военными моряками состоялось в 1808 году и связано с именем известного русского мореплавателя и ученого вице-адмирала Василия Михайловича Головнина (1776-1831гг.). Шлюп «Диана» под его командованием в июле 1807 года вышел из Кронштадта в дальний поход к берегам Камчатки. Жестокие штормы в проливе Дрейка не позволяли обогнуть мыс Горн и надолго задержали «Диану» у берегов Южной Америки. В.М.Головнин принял решение идти к мысу Доброй Надежды с целью пополнить запасы пресной воды и провизии в Саймонстауне.
Капитан шлюпа не знал о том, что к этому времени отношения между Россией и Англией резко обострились. После нескольких поражений в войне против Франции император Александр I был вынужден подписать с Наполеоном Тильзитский мирный договор, по условиям которого Россия присоединялась к континентальной блокаде Великобритании. В ответ на это Англия приступила к подготовке войны против России.
Шлюп «Диана» зашел в Саймонстаун 3 мая 1808 года и сразу же был задержан. Судьба корабля и его экипажа зависела от того, какое решение будет принято на самом высоком уровне в Лондоне. Время шло, а конкретных указаний от британского Адмиралтейства не поступало. «Диана» продолжала стоять на якоре на рейде Саймонстауна в полном окружении английских военных кораблей.
Тщательно изучив господствующие ветры и погодные условия в бухте Саймонс-бэй, В.М.Головнин принял смелое решение о побеге из плена.
Рано утром 28 мая 1809 года, используя плохую видимость и удачный ветер, шлюп снялся с якоря, миновал строй британской эскадры и вышел в океан. Предпринятая англичанами погоня за «Дианой» окончилась неудачей. Этот эпизод получил в военно-морской истории название «дерзкий побег» и стал сенсационной новостью, широко комментировавшейся в то время во всем мире.
Научные труды и отчеты об экспедициях В.М.Головнина переведены на многие языки мира. В его книге «Путешествия российского императорского шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку» содержатся подробные описания Капской колонии начала XIX века, которые представляют значительный интерес для современных историков. Часть этой книги переведена на английский язык и издана в Кейптауне в 1964 году. (V.M.Golovnin. Detained In Simon’s Bay. The Story of the Detention of the Imperial Russian Sloop Diana. Cape Town. Friends of the South African Library. 1964).
В 1853 году в Саймонстаун заходил знаменитый фрегат «Паллада» под командованием капитана И.С.Унковского. На борту корабля находилась дипломатическая миссия вице-адмирала Ефимия Васильевича Путятина, направленная российским императором на Дальний Восток.
Имя Е.В. Путятина связано с открытием острова Римского-Корсакова, а также подписанием русско-японского договора 1855 года и Тяньцзиньского трактата 1858 года. В этой экспедиции в качестве секретаря адмирала участвовал коллежский асессор Иван Александрович Гончаров, будущий известный русский писатель. В цикле путевых очерков И.А.Гончарова «Фрегат «Паллада»» содержится подробное описание Капской колонии того времени.
В Саймонстауне на старом городском кладбище (Seaforth Old Burying Ground) сохранились две могилы российских моряков. Здесь в 1865 году были похоронены кондуктор корпуса флотских штурманов Николай Петров и матрос Петр Рашев с фрегата «Дмитрий Донской».
В 1997 году во время визита эскадренного миноносца «Настойчивый» в Саймонстаун, посвященного 75-летию военно-морских сил ЮАР, российские моряки прошли торжественным маршем по главной улице города и возложили венки на могилы соотечественников. Эта церемония произвела неизгладимое впечатление на местную общественность. Жители Саймонстауна и сейчас вспоминают это событие, отзываясь о наших моряках с большим уважением.
В музее Балтийского флота в документах 1865-1866 г.г. имеются сведения о захороненных на кладбище российских моряках.
Осенью 1864 года фрегат «Дмитрий Донской» под командованием капитана 1 ранга Майделя вышел в учебный поход с гардемаринами и кондукторами. Экипаж составлял 673 человека. Корабль совершал плавание из Кронштадта с заходом на острова Зеленого Мыса, Рио-де-Жанейро, Саймонс-бей, остров Святой Елены и обратно в Кронштадт.
Утром 3 января 1865 года фрегат стал на якорь в Саймонс-бей. Кондуктор корпуса флотских штурманов Николай Петров в продолжение всей кампании был всегда в хорошем настроении, веселым, однако вдруг внезапно заболел.
Лекарства, которые давали ему своевременно, хотя и облегчали его страдания, спасти не смогли. Через восемь дней болезни, 11 января 1865 года больной скончался к прискорбию его товарищей, привыкших видеть его всегда прилежного, исправного по службе, скромного молодого человека.
Тело покойного было предано земле на кладбище в городе Саймонстаун, куда оно было отнесено его товарищами в сопровождении русских матросов, взвода английских солдат и офицеров.
На могиле покойного сооружен памятник на деньги, пожертвованные офицерами фрегата и его товарищами (682 рубля).
В ночь с 22 на 23 января 1865 года заболел матрос Петр Рашев, который через 18 часов скончался в лазарете.
В мае 1865 года фрегат «Дмитрий Донской» благополучно вернулся в Кронштадт.
С помощью сотрудников музея военно-морских сил ЮАР и музея истории города установлено, что рядом с могилами Н.Петрова и П.Рашева на кладбище Seaforth Old Burying Ground имеются более ранние захоронения еще двух российских моряков. К сожалению, надгробия до настоящего времени не сохранилось. Скорее всего, это были простые деревянные кресты. Точное место могил в настоящее время установить невозможно. Записи в регистрационной книге того времени свидетельствуют о том, что 10 марта 1858 года здесь был похоронен инженер канонерской лодки «Джигит» Павел Токарев, а 27 апреля 1858 года – Н.Христаков (без указания чина) с военного транспорта «Николай».
Самым большим соединением русских кораблей, огибавшим Африку, была эскадра адмирала Рожественского, которая проходила мимо Капштадта (Кейптауна) в период с 6 по 19 декабря 1904 года. Это был один из самых трагических походов в истории русского флота. Тысячи моряков во главе с адмиралом шли на Дальний Восток к Цусиме.
В составе эскадры были броненосцы: «Суворов», «Александр III», «Бородино», «Ослябя», «Орел»; крейсеры: «Аврора», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов»; транспорты: «Анадырь», «Метеор», «Корея» и «Малайя»; плавучая мастерская: «Камчатка» и плавучий морской госпиталь «Орел».
Поскольку отношения с Англией были натянутыми, в Кейптаунский порт зашло только госпитальное судно «Орел», где было получено сообщение о гибели порт-артурской эскадры, на помощь которой шли корабли Рожественского. «Орел» догнал свою эскадру в проливе между Мадагаскаром и Санта-Марией и доложил печальную весть адмиралу.
Новый год эскадра встретила на рейде острова Нуси-Бе. В эти дни пришла еще одна страшная весть – пал Порт-Артур, а вскоре – Кровавое воскресенье и затем – Мукден.
На рейде Нуси-Бе 12 тысяч русских моряков задержались до 3 марта 1905 года. Затем корабли пошли к Цусиме. Место их стоянки у острова Нуси-Бе до сих пор называют «Бухта русских».
В то время в кейптаунской газете «Кейп Аргус» было опубликовано письмо, найденное в запечатанной бутылке на берегу Мыса Доброй Надежды. Это письмо было написано по-русски. «Пусть рыбаки, которые, может быть, найдут и прочитают это письмо, помолятся за тех, кого посылают на гибель, и за то, чтобы эта ужасная война поскорее кончилась».
Бутылка была брошена с одного из русских кораблей, когда они огибали мыс Доброй Надежды.
Память об эскадре Рожественского и найденной бутылке хранится на юге Африки до настоящего времени, упоминания об этом можно встретить в различных музеях страны.
ОСТРОВ РОББЕН
Остров Роббен (Robben Island) расположен в акватории Столовой бухты на расстоянии 12 километров от берега. Его длина составляет 5,4 км, ширина – 2,5 км, площадь – 574 га. Остров имеет плоский рельеф, максимальная высота над уровнем моря – 30 метров.
Остров был открыт португальским мореплавателем Бартоломео Диашем в 1488 году. Активное освоение острова началось с 1652 года, когда представитель голландской Ост-Индской компании Ян Ван Рибек основал на берегу Столовой бухты город Кейптаун.
Первоначально Роббен Айленд использовался как морской сторожевой аванпост. При приближении неприятельских кораблей на острове зажигались костры, огни которых предупреждали колонистов об опасности.
В 1654 году по распоряжению Яна Ван Рибека на Роббен Айленде было создано постоянное поселение. Его жители занимались заготовкой провианта, а также добычей камня для строительства кейптаунской крепости. Единственным источником провизии служили тюлени, пингвины и черепахи, которых на Роббен Айленде было в изобилии. С этим связано и название острова. В переводе с голландского Robben Island означает «тюлений остров».
Интенсивная охота на тюленей, пингвинов и черепах велась в связи с тем, что добыть свежее мясо других животных было крайне трудно. Населявшие в те времена Капский полуостров племена аборигенов кой и сан (европейцы называли их готтентотами) очень скоро стали относиться к колонистам весьма враждебно. Попытки голландцев отбирать у них скот силой или получать его в результате неравноценного обмена приводили к частым кровопролитным стычкам.
Поскольку среди европейцев распространилось не соответствовавшее действительности мнение о том, что представители этих племен являются каннибалами, капитаны судов, огибавших Мыс Доброй Надежды, опасались приближаться к берегам Капского полуострова и предпочитали пополнять запасы провизии на Роббен Айленде. Таким образом, этот остров стал важным пунктом на пути европейских кораблей в Индию.
Постоянные конфликты колонистов с туземцами привели к тому, что у Роббен Айленда вскоре появилась новая функция – остров стал использоваться голландцами в качестве надежной тюрьмы. Туда стали выселять наиболее воинственных и непокорных аборигенов.
В 1658 году Роббен Айленд принял первого политического заключенного. Им стал готтентот по имени Аутсумато, которого обвинили в том, что он помог вернуть своим соплеменникам скот, несправедливо конфискованный европейскими колонистами. За всю историю Роббен Айленда этот узник оказался одним из немногих, кому удалось совершить успешный побег с острова.
Начиная с конца XVII века, голландцы стали ссылать на Роббен Айленд политических заключенных из своих владений в Юго-Восточной Азии. Среди этих людей были короли, принцы и видные религиозные лидеры из различных районов Малайзии и Индонезии, возглавлявшие борьбу своих народов против колониальной экспансии.
В 1806 году на смену голландцам пришли англичане, которые продолжали использовать остров в качестве тюрьмы. Количество заключенных на Роббен Айленде резко увеличилось за счет притока армейских дезертиров, убийц, грабителей и других уголовников.
На протяжении почти всего XIX века Великобритания вела в Капской колонии так называемые Пограничные войны с племенами коса. Большинство взятых в плен африканцев англичане отправляли на Роббен Айленд. Среди них был легендарный национальный герой племени коса по имени Макана, который прославился в битвах с британскими войсками в 1818-1819 годах. В 1820 году Макана и 30 его воинов погибли при неудавшейся попытке бежать с острова.
Начиная с 1830-х годов, Роббен Айленд стал использоваться для изоляции деградированных личностей и заразных больных от остального населения колонии. На остров ссылались бездомные бродяги, алкоголики, душевнобольные, зараженные венерическими болезнями проститутки, прокаженные. Постепенно к началу ХХ века Роббен Айленд превратился в огромный лепрозорий. Несколько тысяч больных проказой содержались там в чудовищных условиях без какого-либо ухода или лечения.
Только в 1930 году британские власти прекратили эту бесчеловечную практику и переправили прокаженных для лечения на материк. В целях профилактики опасной болезни все островные постройки были сожжены.
В 1936 году Роббен Айленд перешел в распоряжение флота и стал использоваться в качестве полигона и учебного центра. Военные построили на острове электростанцию, проложили дороги с твердым покрытием, создали систему водоснабжения и построили новые современные здания.
В период апартеида, когда в ЮАР стала ощущаться нехватка тюрем, власти вновь вспомнили о старом предназначении Роббен Айленда. В 1961 году военно-морские силы передали остров министерству пенитенциарных учреждений. С тех пор на Роббен Айленде стали содержаться под стражей наиболее опасные для расистского государства личности. Среди них были Уолтер Сисулу, Гован Мбеки, Ахмед Катрада, Мак Махарадж и многие другие выдающиеся лидеры национально-освободительного движения.
Мировую известность Роббен Айленд получил благодаря своему самому знаменитому узнику – Нельсону Манделе. Будущий нобелевский лауреат и первый президент демократической Южно-Африканской Республики из тех двадцати семи лет, в течение которых он находился за решеткой, провел в тюрьме на острове почти двадцать лет.
Таким образом, небольшой островок с весьма мрачной историей превратился в символ несгибаемости человеческого духа, в памятник борцам за свободу и демократию.
В настоящее время Роббен Айленд является одной из главных туристических достопримечательностей ЮАР. На территории бывшей тюрьмы создан музей. По установившейся традиции его посещение стало обязательным пунктом программы в ходе визитов в Кейптаун глав зарубежных государств и других высокопоставленных иностранных делегаций.
ГЛАВА 12. КЕЙПТАУН – ЛАС-ПАЛЬМАС
12.1. ФИНИШНАЯ ПРЯМАЯ
14 июня 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно ошвартовано на причале № 2 порта Кейптаун, Южно-Африканская Республика. Погода: температура воздуха 14 градусов, температура воды за бортом 16 градусов. Атмосферное давление 762 мм рт. ст. Облачно, без осадков. Ветер северо-восточного направления 4-5 метров в секунду.
- Как прошла стоянка в Кейптауне, Олег Константинович?
- Стоянка была плановой – четверо суток. Что хотели мы посмотреть – посмотрели, что хотели получить – получили. В принципе, все свои задачи мы выполнили. В Кейптауне у нас поменялся состав юнг: одни уехали, другие приехали. Прибыли двенадцать человек с руководителем практики. В целом, стоянка прошла хорошо, интересно. Правда, погода на второй день стоянки была дождливой. Но и это не помешало провести нам все задуманные мероприятия. Провели у нас борту встречу с ветеранами Северного конвоя Второй мировой войны.
- Тогда они были гражданами Великобритании?
- Не только. Но сейчас все они живут в ЮАР. Всего их было – семнадцать человек. Не много. Тем не менее, некоторые из них в прошлом году даже побывали на праздновании 60-летия Великой Победы в Москве. В организации мероприятий нам, конечно же, помогли сотрудники нашего консульства. В период стоянки были, из числа местных жителей, экскурсоводы. Все прошло довольно организованно. Были экскурсии на мыс Доброй Надежды. Побывали на страусинной ферме, в питомнике для пингвинов. Много чего интересно за эти дни посмотрели. Экипаж остался доволен.
- Люди пополнили запас сил перед дальним переходом?
- Да. Сегодня, можно сказать, мы вышли на финишную прямую. Идем на север – в сторону Лас-Пальмаса.
- Я знаю, что в период экскурсии возложили цветы к памятнику русским морякам на кладбище в Саймонстауне…
- Да, мы посетили старое кладбище, где находятся стелла и надгробья похороненных там русских моряков. Сотрудники консульства на этом кладбище поставили хороший памятник.
- А как прошел сегодняшний день?
- Нормально. С утра вышли из Кейптауна. Первый день после стоянки обычно бывает несколько суматошным. Ставили паруса. Но ветер в этом районе – то он есть, то его нет. А у нас средняя скорость должна быть почти семь узлов. Поэтому нам придется под одной машиной постоянно идти. Что мы сейчас и делаем. Хотя немного и «косяки» работают, помогают. Информации с берега нет. Думаю, что на этом переходе какие-либо сообщения мы и получать не будем. Тут уже для нас, в принципе, все ясно.
- Предстоит один из самых длительных переходов?
- Да. Двадцать восемь суток мы будем идти. Заход в Лас-Пальмас у нас одиннадцатого июля.
12.2. ДИССЕРТАЦИЯ
15 июня 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной и косыми парусами со скоростью 8,5 узлов, курсом 320 градусов. Судно находится в 90 милях восточнее от западного побережья Южно-Африканской Республики. Глубина под килем 370 метров. Дистанция до порта Лас-Пальмас 4310 миль. Погода: температура воздуха 15 градусов, температура воды за бортом 17 градусов. Атмосферное давление 768 мм рт. ст. Ясно. Ветер юго-восточного направления 6-7 метров в секунду.
- Как день прошел, Олег Константинович?
- Идем под парусами. Даже странно – здесь у нас попутный ветер. Антициклон в этом районе висит. Поэтому целый день и идем под парусами. Курсанты занимаются по своим программам. Прибывшие к нам в Кейптауне юнги из Морской молодежной лиги – осваивают десятисуточную подготовительную программу. Сегодня они уже сделали первый подъем на нижнюю рею. Они работают у нас на фок-мачте, и выше марсовой площадки подниматься не будут. Погода на этом переходе, думаю, будет хорошая. Все у нас, в принципе, без изменений. Надеюсь, завтра уже услышать в эфире наших рыбаков. Они здесь занимаются промыслом.
- Хотел бы сегодня расспросить Вас о Вашей кандидатской диссертации. Как родился ее замысел, когда к ней приступили?
- Довольно давно меня «толкали» на эту стезю – написать диссертацию. Тем более что эта работа мне была близка. То есть – все, что связано с океаном, с гидрометеорологией, с океанологией.
- А как она называется?
- Оптимальный выбор маршрутов при длительных океанских плаваниях. Все это непосредственно связано с моей работой. Поэтому я и выбрал такую тему. Она как бы стоит на границе между океанологией и гидрометеорологией.
- А Ваше научное звание – кандидат географических наук?
- Да, так оно называется.
- Долго продолжалась работа над диссертацией?
- Пять лет.
- Наверное, приходилось много работать со старинными картами?
- Нет, со старинными картами работы было немного. Но – переработать большой объем различных материалов, конечно же, пришлось.
- Очевидно, в архивах пришлось позаниматься?
- Да, и в архивах надо было поработать, и различные базы данных «поднять».
- А сама защита прошла успешно?
- Да, все прошло нормально.
- Не планируете ли защитить докторскую диссертацию?
- Для этого время надо. Тема-то есть, а время найти непросто. В море очень трудно заниматься научной работой. И материала – достаточно. Но, что бы его обработать и систематизировать – необходимо значительное время.
- Интересно, ощутили ли Вы себя в новом качестве после защиты диссертации?
- Честно говоря, не ощутил. Просто, об этом и не думал.
12.3. ГОД ПРОШЕЛ
16 июня 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под парусами со скоростью 8 узлов, курсом 305 градусов. Судно находится в 110 милях южнее от мыса Пантер, Намибия. Глубина под килем 190 метров. Дистанция до порта Лас-Пальмас 4160 миль. Погода: температура воздуха 15 градусов, температура воды за бортом 17 градусов. Атмосферное давление 765 мм рт. ст. Ясно. Ветер юго-восточного направления 8-10 метров в секунду.
- Итоги дня, Олег Константинович?
- Сегодня исполнился ровно год, как мы в море. Не скажу, что мы отметили этот день ударным трудом – все идет в графике, по плану. Идем под парусами. Занимаемся ремонтом выходящих из строя некоторых механизмов. Парусное вооружение приводим в порядок. Покраску кое-где производим. Уже начали основательно отбивать старую краску для последующей «капитальной» подкраски к приходу в порт Санкт-Петербурга. Скорость – хорошая, идем почти восемь узлов. Нас это устраивает. Но, все равно, нам надо идти несколько быстрее, и «выиграть» несколько суток, чтобы в районе Лас-Пальмаса лечь в дрейф для основательной подкраски. Примерно трое суток нам для этого понадобится. Соответственно, скорость нам сейчас нужна хорошая.
- Нет ли, приуроченной к годовщине похода, информации с берега?
- Новостей никаких нет. Все для нас понятно. Идем в нужном направлении. То, что касается нынешней годовщины похода – экипаж ее встретил в рабочем режиме. «Песен и плясок» на судне по этому поводу не было.
- Наверное, подарком нам к этому дню – хороший попутный ветер? По-идее, его не должно в это время быть здесь. Как Вам удалось его «поймать»?
- Ну, это «работают» небольшие локальные циклончики. Они здесь быстро образуются, и так же быстро стихают. Это – не мощные циклоны.
- То есть, рассчитывать на длительный попутный ветер – нам не приходится?
- Нет, не приходится. Даже на метеорологических картах, которые мы регулярно получаем, хорошо видно, что здесь, у берегов южной Африки, «работают» два небольших циклона. Мы, как раз – вдоль этого берега и идем.
- Мы идем под берегом Намибии?
- Да, это намибийский берег. Пока наших рыбаков здесь не видно. Зимой они обычно смещаются на север.
- Приходилось Вам здесь ранее бывать?
- Да, я здесь работал.
- Этот район считается местом активного рыбного промысла?
- Да. В советское время этот район был местом интенсивного рыбного промысла. Здесь работали сотни наших судов.
- А сейчас, наверное, меньше?
- Точно не могу сказать, но, думаю, единицы.
- А какую рыбу ловили в этом районе?
- В основном – скумбрию и ставриду.
- Сегодня прошел год с момента выхода «Крузенштерна» в кругосветное плавание из Калининграда. Что для Вас было наиболее сложным в этом походе? Что, в этом смысле, запомнилось более всего?
- Более всего? Думаю, что это – «киноэпопея» с якорем. Она мне запомнилась на всю жизнь.
- Самый тяжелый момент – был в районе Вальпараисо?
- Да, это был самый тяжелый момент.
- А самый яркий момент за этот год?
- Самый яркий – это то, что мы вышли из Кейптауна и сейчас идем домой.
- Усталость, наверное, за год накопилась?
- Об этом, думаю, надо у врача спросить.
- Кардиограмма покажет?
- Наверное, покажет. А сами мы – не замечаем.
- Год океанского плавания – это еще и значительный «кусок» жизни. В песне о море Юрий Антонов поет, что моряк поход делит – на мили, а жизнь свою – на вахты. Это, действительно, так?
- Да, это так. Кто связал свою жизнь с морской профессией, у того большая часть жизни проходит в море.
- А, в целом, минувший год был для Вас счастливым?
- Я бы не хотел об этом говорить – поход еще не закончился.
12.4. ДЕНЬ ОТХОДА
17 июня 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под парусами со скоростью 8,5 узлов, курсом 310 градусов. Судно находится в 110 милях юго-западнее от мыса Диаш, Намибия. Глубина под килем 4800 метров. Дистанция до порта Лас-Пальмас 3990 миль. Погода: температура воздуха 16 градусов, температура воды за бортом 17 градусов. Атмосферное давление 765 мм рт. ст. Ясно. Ветер юго-восточного направления 8-10 метров в секунду.
- Итоги дня, Олег Константинович?
- Погода нам благоприятствует. Идем под парусами. И скорость – приличная. Ветер – попутный. Работаем, продолжаем учебу. Пошел уже тринадцатый месяц рейса. Сегодня суббота – особых новостей нет. Судов вокруг нас – не видно. Наверное, наши рыбаки ушли на север к Намибии. Далеко от нас. Потому что даже на УКВ их не слышно. Судов в этом районе, практически, нет. За этот день только два иностранных судна нам встретились.
- Сегодня пошел второй год кругосветки. Интересно, а как она начиналась? Каким был первый день рейса – день отхода?
- День отхода мне запомнился на всю жизнь. Мы уходили из Калининграда с завода «Янтарь». Все было готово для торжественных проводов на двадцать пятом причале в рыбном порту. Но до последнего момента не были «утрясены» финансовые вопросы между заводом и Академией. И поэтому мы – то «уходили», то – «не уходили». Было не ясно – что делать. Или отпускать экипаж – поскольку переносят выход с завода, или не отпускать – потому что дата выхода уже назначена и все люди должны быть на судне. В общем, так, в нервотрепке, тот день и прошел. Так мы выходили с завода «Янтарь».
- Выходит, что старт на «кругосветную орбиту» был напряженным?
- Да. То есть – мы уже были «заведены». И экипаж, еще до отхода в кругосветное плавание был «на взводе». Был, можно сказать, по-спортивному – разогрет. А провожали нас в Калининградском рыбном порту с двадцать пятого причала. Это считается – парадный причал. Обычно «Крузенштерн» там и швартуется по приходу. Было много провожающих. Звучал оркестр, были торжественные речи. В общем, было – тепло. Таким получился – день отхода.
- Хотелось бы в будущих беседах продолжить экскурсы в прошлое годичной давности. А сегодня еще один дополнительный «технический» вопрос: не расскажите о мачтах на «Крузенштерне». Это «родные» мачты – с момента постройки «Падуи»?
- Да, им восемьдесят лет. Все они «родные», клёпаные, стальные. Все они находятся в хорошем рабочем состоянии. Мы систематически следим за ними. Периодически – стеньги и реи снимаем для обслуживания и ремонта. Не так и давно в последний раз это было. Всюду, где это было необходимо, подварили и подправили. То есть – мы за ними, конечно же, следим. Они, надеюсь, еще много лет хорошо нам послужат.
- Наверное, не просто, обслуживать такие огромные мачты?
- Ну, конечно же, это тяжелая работа. К примеру, трехтонную рею снять – это не просто. Для этого необходим большой выброс подъемного крана. Стрела у него должна быть соответствующая. Безусловно, трудно эти работы выполнять. Но, ничего, выполняем.
- А основание мачт крепится, наверное, у самой килевой балки?
- Мачты – они везде по-разному крепятся. Их основания установлены на специальные платформы. Закреплены они очень надежно.
- Я знаю, что у нас на основных мачтах есть стационарные – неподвижные и – подвижные реи. А с какой целью одна рея поднимается к другой?
- Таковы конструктивные особенности нашего рангоута. Для того, что бы, допустим, поставить парус верхнего марселя – рею надо поднять. Поскольку – это подвижная рея. Она перемещается по мачте по специальному погону.
- А как крепятся реи к мачте?
- С помощью бургов.
12.5. РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
18 июня 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под парусами со скоростью 8,5 узлов, курсом 305 градусов. Судно находится в 170 милях юго-западнее от мыса Пеликан, Намибия. Глубина под килем 3500 метров. Дистанция до порта Лас-Пальмас 3785 миль. Погода: температура воздуха 17 градусов, температура воды за бортом 17 градусов. Атмосферное давление 767 мм рт. ст. Ясно. Ветер юго-восточного направления 8-10 метров в секунду.
- Как день прошел, Олег Константинович?
- Погода – хорошая. Ветер – попутный. Скорость – до двенадцати узлов на отдельных участках сегодня доходила. А так, в среднем шли – девять с половиной узлов. Готовимся к проведению четвертого Дня Нептуна. Усанков Сергей Геннадьевич уже собрал инициативную группу для проведения этого театрализованного действия на палубе. Примерно через десять суток мы будем в очередной раз пересекать экватор. Прежний состав «свиты Нептуна» уже не хочет участвовать в этом мероприятии. Естественно, заставлять три раза прошедших экватор людей мы не будем. Пусть курсанты сами проведут этот День для юнг Морской молодежной лиги, которые прилетели к нам в Кейптауне. В принципе, только из-за них мы готовим этот морской праздник. Я думаю, что курсанты, во главе с руководителями практики, совместят День Нептуна с проведением КВН. В остальном, у нас все без изменений. Новостей никаких нет. Красимся, ремонтируемся, учимся. Все идет по плану. Конечно же, люди устали. Все ждут – поскорей бы дойти к Канарским островам, а там – уже в Северном полушарии – легче будет.
- Наши рыбаки не дают о себе знать в этом районе?
- К рыбакам мы не пойдем – они на север ушли. До них далеко, к тому же, нам неудобно – попутный ветер не хотелось терять. Поэтому встречи с ними у нас не получилось. Мы идем – в нужном нам направлении.
- С каждым днем все ближе к нам остров Святой Елены, куда заходил двести лет назад Иван Федорович Крузенштерн. Мы не пройдем в пределах его видимости? Что бы хоть сфотографировать его.
- Посмотрим – какой ветер будет.
- А не планируется ли пройти через точку именуемую «пупом Земли» – пересечение экватора и нулевого меридиана?
- Вообще-то эта точка находится очень далеко от нашего маршрута.
- Курсанты, проходящие практику на «Крузенштерне», в основном обучаются в рыбопромысловых учебных заведениях. А что собой представляет у нас в России – рыбный промысел?
- Ну, я бы не сказал, что у нас основной костяк курсантов будет работать в рыбной отрасли. Да, сама Академия и курсанты, находящиеся сейчас на борту – относятся к Агентству по рыболовству, а оно, в свою очередь, замыкается на Министерство сельского хозяйства. Но, в настоящее время каждый курсант, в принципе, имеет право сам выбирать – куда ему идти работать по окончании учебного заведения. Поэтому, я не думаю, что все наши практиканты будут в дальнейшем работать в рыбопромысловом флоте. Вдобавок, к сожалению, самого рыбопромыслового флота, в необходимом объеме, у нас на данный момент просто нет. А если и есть рыбопромысловые суда, то они находятся не в лучшем состоянии и требуют замены. Если говорить о самом рыбном промысле, то, могу сказать, что судов очень мало осталось. Возраст, большинства из них – за двадцать лет. Недавно мы проходили Намибийскую рыбопромысловую зону – в свое время здесь сотни наших судов работали. Сейчас их значительно меньше. Видно, что много рыбопромысловых судов и, соответственно, районов, где они работали – мы сейчас утратили. Для того, чтобы вновь выходить на океанские просторы и вести промысел в открытом океане и в прибрежной зоне – нужен новый флот. Нужны новые суда. К сожалению, сейчас их нет. Предпринимаются сейчас попытки восстановления рыбопромыслового флота.
- Попытка реанимации флота?
- Да. Делаются сейчас некоторые заказы на строительство и закупку судов. Но это пока лишь – попытки. Посмотрим, что там дальше будет получаться.
- Чтобы возродить флот одних новых судов, наверное, недостаточно? А сохранились ли у нас опытные кадры для рыбного промысла – как низового, так и командного уровня?
- Ну, как сохранились? Очень многие из профессионалов рыбного промысла ушли на коммерческие суда. Конечно же, если человек активный – он всегда себе работу найдет. Уходят многие с рыбопромысловых судов в разные коммерческие компании или под чужой флаг работать – на иностранные суда. Ну, а, сами по себе, кадры – есть еще, конечно же. Другой вопрос, в каком они состоянии?
- Надо полагать, рыбный промысел требует особых специальностей. Таких, например, как тралмейстер. А они у нас остались?
- Остались, конечно. Вопрос в качестве этих специалистов. Взять, допустим, обычных рыбаков с удочкой и то: один – ловит, а другой – не ловит. Так же и здесь. Например – капитаны рыболовецких судов. Есть среди них те, кто, и в «пустой воде» может рыбу поймать. А есть – кому это не дано. Тут чутьё должно быть и умение. В свое время были капитаны, которых все знали и были уверены – если с ним на промысел пойдешь – значит, заработаешь деньги. Конечно же, золотой фонд таких капитанов надо бы лелеять и холить. Но, к сожалению, их сейчас все меньше и меньше остается. Будем надеяться, что все это мы будем постепенно восстанавливать.
- Немало времени, наверное, для этого потребуется?
- Наверное.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: