18 февраля 2010 09:53
Автор: Антонида Бердникова (г. Нефтегорск Самарской области)
Журавлёвские иконы
Биографическая справка
Журавлёв Григорий Николаевич
(1852 (по другим сведениям – 1858)-1916).
Иконописец, художник.
Родился в с. Утёвка, Бузулукского уезда, Самарской губернии (ныне Нефтегорского района Самарской области), в крестьянской семье. Был инвалидом от рождения (не мог ходить и что-либо делать руками, коих не было). Учитель местной земской начальной школы учил Гришу элементарным правилам рисования.
Выучился Григорий рисовать, держа кисть в зубах. При помощи учителей местной школы, в результате упорного труда и изумительной настойчивости в совершенстве знал математику, русский язык, физику, геометрию, черчение, анатомию, литературу и биологию. В 1880 году 22-летний Г. Журавлёв экстерном (с отличием) окончил Самарскую гимназию. Писал иконы и картины на библейские сюжеты для Троицкой церкви в с. Утёвка, портреты своих земляков. Обладал каллиграфическим почерком, по просьбам соседей писал прошения в различные учреждения.
Для только что построенного в Самаре Кафедрального собора написал икону покровителя города Святого Алексия.
Документально установлено, что Троицкая церковь в селе Утёвка построена в 1892 году по проекту Григория Николаевича Журавлёва, под его же руководством и при непосредственном участии была произведена внутрицерковная роспись.
Кажется невероятным, чтобы крестьянский сын, от рождения не имевший рук и ног, самоучка мог писать такие дивные творения, держа кисть в зубах.
О необыкновенном художнике стало известно царю Николаю II, и он вызвал художника к себе во дворец. Во дворце наш земляк выполнил заказы царя и его семьи, за что тот назначил ему пожизненно пенсию золотом, лошадь с летним тарантасом и зимним возком.
Первооткрыватели
Одно из самых полных, построенных на документально-поисковой основе исследований этого феноменального явления, как работы художника-самоучки из Утевки, сделал Александр Станиславович Малиновский, бывший руководитель крупнейшего в нашей области химического предприятия, писатель, академик, поэт, человек, сопереживающий и увлеченный, пытливо изучающий историю малой родины. Он сделал самое главное - обобщил все материалы, касающиеся Журавлева. Более того, издал документальную повесть «Радостная встреча», датированную 1991 - 1995 годами. Писатель рассказывает о том, как в сентябре 1989 года на его малой родине, в Утевке, открывался храм Святой Троицы, построенный по эскизам местного «богомаза» Журавлева. Все настенные росписи в нем также были сделаны Григорием Николаевичем, и уникальность его работ заключалась не только в замечательных картинах из Ветхого и Нового завета, сколько в необычном способе их исполнения. Сам художник некоторые свои картины подписывал так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии безрукий и безногий».
Об уникальном даре своего земляка Малиновский узнал в начале 60-х годов. Подготовил очерк в областную газету, сопроводив его единственной фотографией художника. Материал не был напечатан. Пропал и снимок. До поры, до времени история эта как бы затаилась в ожидании более мощного толчка, может быть, какого-то особого явления. ... В далекой Боснии историк-реставратор Здравко Каймакович обнаружил икону Журавлева и обратится в Госархив СССР за справкой об ее авторе. По материалам брошюры Утевский учитель и краевед Кузьма Емельянович Данилов начинает переписку, затем публикует в районной газете несколько интересных исследований жизни и творчества своего земляка. Много позднее в школьном музее появится экспозиция по творческому наследию знаменитого Журавлева.
«Среди собраний Церковно-археологического Кабинета при Московской Духовной Академии, - пишет в своем «Хождении по Самарским святыням» послушник II курс МДА Олег Добронравов, - есть поистине удивительные и уникальные иконы и памятники церковной старины. К таковым относится образ святителя Льва папы Римского. И хотя эта икона не является особо древней и не выделяется особыми художественными достоинствами, но все-таки она удивительна и необычна, и свидетельство этому — надпись на обороте.
Иконоведы обратят внимание на то, что в этом образе допущено отступление от иконописных канонов, по которым святителя положено изображать держащим в левой руке Евангелие, а правой преподающим благословение. Здесь же руки св. Льва глубоко спрятаны в рукава рясы, как бы намекая на то, что и у самого иконописца не было рук».
Совсем недавно на глаза мне попались воспоминания С.Н. Голубкова, в которых автор рассказывает о любимых преподавателях - супругах Гребневых. В далекие шестидесятые годы они только что вернулись из Чехословакии и помимо своего основного учебного предмета — русского языка — стали преподавать в Куйбышевском педагогическом институте (ныне Самарский педагогический университет) и язык чешский.
«Памятен и такой эпизод, свидетельствующий о чрезвычайной любознательности и широком кругозоре Э.Я. Гребневой,- пишет Голубков. - Эльгирии Яковлевне довелось переводить письмо югославского искусствоведа, готовившего двухтомную монографию об иконописи и храмовой архитектуре и натолкнувшегося в ходе своих исследовательских поисков на попавшие волею обстоятельств на южнославянские земли интересные иконы, созданные жителем Самарской губернии Григорием Николаевичем Журавлевым. Интригующим моментом было то, что, не имея от рождения ни рук, ни ног, художник писал свои признанные незаурядными произведения, держа кисть в зубах. Помню, как заинтригованная этой историей Эльгирия Яковлевна снарядила экспедицию в самарскую Утевку с целью максимально полно выяснить подробности биографии уникального художника-самородка. Был собран богатейший материал, на основе которого можно было бы написать весьма занимательную книгу о человеке, огромным усилием воли и благодаря таланту сумевшем преодолеть невзгоды, связанные с физическим изъяном. Такой книгой бы зачитывались... Но тогда на дворе стояло другое время. Глухое, серое. Не время, а безвременье. Партийные бонзы рассуждали: как можно писать о талантливом иконописце не эпохи Андрея Рублева, а рубежа XIX-XX веков, когда в Самаре уже вовсю функционировали марксистские кружки! Идеологические препоны обозначались тогда очень четко. Однако все равно многие поколения студентов Эльгирии Яковлевны слышали о необычной судьбе художника Григория Журавлева массу интересных фактов, подробностей и понимали, что у подлинной культуры нет границ, рамок, запретов. Культурный процесс непрерывен и неделим. Эльгирия Яковлевна всегда находилась в состоянии постоянного диалога с культурами разных стран и эпох».
К сказанному хотелось бы добавить, что в статьях публициста и писателя Евгения Девикова, занимающегося изучением творческого наследия Г.Н.Журавлева, этот немаловажный факт подтверждается в очерке «По следам безрукого художника».
…Свою повесть А.С. Малиновский, скорее всего, не случайно начал с храма. Несколько раз он возвращался к этой теме, сообщая, что закрыли его в 1934 году и долгое время стены святой обители использовались для сельскохозяйственных нужд. Глава района Сергей Николаевич Афанасьев, вспоминая детство, как-то рассказал о том, что в одно время здесь хранили зерно. И сельские мальчишки забирались на самую верхотуру купола, проникая внутрь через кое-как заделанные окна. Наигравшись, ребята ложились на вороха пшеницы и рассматривали изображенных на внутренней стороне купола «боженек». Глаза у святых апостолов были выписаны так, что они как бы следили за юными пришельцами неотрывно, как бы молча вопрошая о том, что они забыли в святой обители и как допустили люди такое надругательство над храмом.
В своих поисках Александр Станиславович у кого и где только не побывал. В областном музее краеведения отыскались две драгоценные находки: икона «Млекопитательница» и фотография двух неразлучных братьев Журавлевых - Григория и Афанасия. Далее попытки отыскать следы журавлевских работ в школьном музее принесли автору и разочарования, и обнадеживающие перспективы дальнейших поисков. Активистам музея кое-что удалось сохранить из собранного о Журавлеве, да еще о сельском историке-летописце Кузьме Емельяновиче Данилове, который мечтал открыть музей своего знаменитого земляка в одной из половин бывшего дома Журавлевых. Но не успел. Годы его тогда были уже преклонные...
Упорно и безуспешно пытался Малиновский отыскать совершенно уникальную по замыслу работу Григория Николаевича – «Утевскую мадонну». Свои же, деревенские люди, не позволили даже сфотографировать ее. Через полгода, когда Малиновский снова вернулся в родное село с той же просьбой, узнал, что люди эти умерли и наследованные иконы забрали родственники из Самары.
Но зато обрадовал поисковика протоиерей, помощник ректора Московской духовной академии и семинарии Николай Резухин, который к тому времени уже был наслышан о книгах Малиновского и любезно пригласил его в гости, чтобы показать икону кисти Журавлева, хранящуюся в церковно-археологическом кабинете Сергиева Посада. Изображен на ней Святой Лев - папа римский.
Рукописи не горят
Точной даты я уже не помню, но однажды ко мне на редакционный стол легла пачка обугленных писем, свернутых в трубочку центральных газет и другой корреспонденции. Секретарь-машинистка Тамара Васильевна Каструлина виновато развела руками и недовольно фыркнула:
- Ну и запах от этой макулатуры! Как будто в этой горелой куче можно что-то уцелевшее найти…
Ничего не понимая, я с недоумением взирала то на полуистлевшие и почерневшие останки, то на Тамару Васильевну, догадываясь, что уж она-то, сбегав поутрянке в узел связи, совершенно точно знает, что произошло с редакционной почтой. И только, было, она открыла рот, чтобы взахлеб рассказать все, что стало известно из беседы с почтальонами, как зазвонил телефон.
Заведующая почтовым узлом связи Тамара Анатольевна Николаева поведала мне почти трагическую историю о том, как в ее законный выходной и юбилейный день рождения, когда гости сидели за столом и поздравляли юбиляршу, случилось непредвиденное. Набитая доверху почтовая машина, которая возвращалась из Самары, вдруг, нежданно-негаданно, задымилась. Случилось это близ поселка Ветлянка, всего в 10 километрах от Нефтегорска. Мобильной связи тогда и в помине не было. Не было и каких-либо встречных или попутных машин. Водитель попытался самостоятельно разобраться в причине задымления. И пока он копался в моторном отсеке, пока искал инструменты, огонь перекинулся в крытый салон металлического кузова.
Тут на дороге показался вахтовый автобус, направлявшийся в Нефтегорск, шофер которого вызвал пожарную машину и сообщил Николаевой о ЧП.
- Примчались мы с мужем быстро, - рассказывала Тамара Анатольевна. - Двери открыли, а там все тлеет и у самой кабины огонь бьется. В чем была, в том и кинулась спасать добро. А там и посылки, и связки газет, журналов, бандероли, пачки писем, открыток. В первой половине кузова лежала корреспонденция для Алексеевского узла почтовой связи. Но разбираться, что важнее и ценнее, не было времени. Ваня мой кидает пачки прямо на асфальт, а я их оттаскиваю на обочину. В общем, спасли не все, но большую часть все-таки мы от огня сберегли.
Когда я разобрала редакционную почту, от которой, честно говоря, остались угольки, обратила внимание на грязный от копоти конверт, склеенный из плотной мелованной бумаги. Вооружившись строкомером, мы с Тамарой Васильевной начали операцию по его вскрытию. Это я говорю без всякой иронии, потому что после тления бумага стала хрупкой и рассыпалась от неосторожного прикосновения.
Наконец, мы извлекли с десяток обугленных по краям и сгибам листков формата А4, исписанных убористым почерком. Перевернув и отыскав первую страницу, мы обе вслух прочитали и застыли, словно оглушенные. Там значилось короткое, как выстрел, слово: «На пепелище». Тамара Васильевна сразу узнала почерк своего одноклассника и земляка Александра Станиславовича Малиновского. С редакцией районной газеты «Ленинский луч» он сотрудничал уже давно, и наша секретарь-машинистка, гордясь землячеством с поэтом и писателем, любила читать вслух и перепечатывать его рассказы и стихи.
На этот раз мы, усевшись рядышком у печатной машинки, по очереди расшифровывали слова и целые предложения, которые трудно было разобрать на обугленных сгибах. Позднее, когда А.С.Малиновский приехал в Утевку на презентацию «Радостной встречи», он сделал уточнение, что первоначальный вариант повести так и назывался - «На пепелище». Собственно, и весь замысел этого произведения как раз соответствовал этому слову. И не Божий ли промысел усматривается и в названии, и в чудесном спасении рукописи?..
Поиски и находки
Потом были еще находки – странно-завораживающие, таинственно-загадочные... Например, отыскалась небольшая брошюра, посвященная истории строительства в Самаре одного из крупнейших в России кафедральных соборов. Оказалось, что одна из икон для иконостаса, а именно икона Святого Алексия, митрополита Московского, была написана крестьянином из Утевки Бузулукского уезда Самарской губернии. И еще одна находка-открытие – недавняя. Друзья Малиновского отыскали в Самаре женщину, у которой хранился мужской портрет - подлинник картины Журавлева. И сделали подарок. А тот в свою очередь подарил журавлевскую работу нашему Детскому музею.
Уточним, таких работ у крестьянского живописца, скорее всего, было немало. Помнится, в начале 70-х годов, отыскивая с помощью райкомовских работников дом в Утевке, в котором предположительно заседали члены первой в районе партийной ячейки, мы с инструктором РК КПСС Риммой Федоровой постучались в калитку старенького дома. Нас встретила такая же, как домишко, ветхая старушка и сильно удивилась нашим предположениям.
- Нет, - покачала она седой головой, - всю жизнь, сколько себя помню, обитали здесь лавочник Галкин и мы, его наследники. Вот и портрет его сохранился. Только это фотокопия, а подлинник забрали в музей, в Самару. Сказали, что известный художник писал. Им, может, известный по своим меркам, а нам, утевским, - по нашим. Григорий Журавлев писал портрет моего отца. Теперь жалею, что не сохранили его. Сын виноват. За сто рублей продал работу. И не мог не продать. На выпивку деньги требовались.
Как теперь я жалею, что не пошла дальше в своих поисках, не расспросила старожилов окрестных сел о том, какие иконы хранятся у них дома. Вполне возможно, что еще полвека назад многое из творческого наследия Журавлева было бы спасено.
Как-то при встрече с нефтегорским художником-декоратором Владимиром Самаркиным зашел разговор об этих поисках, и Владимир поведал еще одну интересную историю… Однажды его попросили расписать стены краеведческого музея в Нефтегорской средней школе №3. По просьбе хозяйки музея Серафимы Борисовны Польниковой он обновил старое деревянное панно с изображением Христа. Тогда-то и услышал рассказ о том, что отыскали эту картину с библейским сюжетом юные краеведы в одном из сел района. Как оказалось, эта картина также принадлежит кисти Журавлева.
По мотивам жизни и творчества Журавлева написаны рассказ Валерия Лялина «Изограф», повесть-легенда самарского писателя Валентина Мясникова «Возвращение». Много и плодотворно занимался журавлевской темой и Евгений Девиков. Кроме того, снято несколько документальных фильмов. На ежегодных Варваринских чтениях, проводимых Юго-Восточным образовательным округом и настоятелем храма святой Варвары великомученицы отцом Николаем, школьники района посвящают жизни и творчеству этого уникального художника свои рефераты и сочинения.
Если отсчитывать с первых лет начала поисков журавлевских работ, а я их датирую началом 60-х годов, то с той поры прошло более полсотни лет. Примечательно, что поиски за все это время не прекращались. Идут они и сегодня, может быть, даже с большей настойчивостью, чем когда-либо.
«В село Утевку, на родину иконописца Григория Журавлева, - сообщал еженедельник газеты «Труд-7», - местные краеведы недавно привезли альбом, подаренный их земляку императором Николаем Вторым. Отыскался он в школьном музее одного из районов Самарской области. На плотных, пожелтевших от времени листах - библейские сюжеты. Здесь же эскизы ликов Христа, Божией матери, сделанные рукой Журавлева. Нет, не рукой - рук и ног у изографа из Утевки не было».
Уточняю, что в селении Кармала Кошкинского района хранилась книга с эскизами из Ветхого завета. Как потом удалось установить, сей труд был преподнесен Журавлеву в знак признания таланта художника царем Николаем Вторым. А отыскали сие уникальное издание и привезли сначала в Нефтегорск, а затем предали в Утевку директор школьного музея Серафима Борисовна Польникова, предприниматель из Утевки Владимир Иванович Петрушин и зуевская поэтесса Зинаида Трофимовна Лукьянова.
Книга эта также уникальна уже тем, что это Ветхий Завет, на свободных страницах которого и делал свои наброски Журавлев. Но поскольку книга издана еще до рождения Григория Николаевича, в начале все подумали, что и рисунки на чистых листах Завета не принадлежат кисти утевского изографа. Специалисты определили точно - это почерк нашего земляка-иконописца. Но и здесь еще рано ставить точку. Исследования уникального фолианта, истории его странствий еще впереди.
В Нефтегорском Детском музее о Журавлеве узнали, прежде всего, по книгам Малиновского, музейного покровителя и друга. И так счастливо сложилось, что при создании одной из первых интерактивных выставок с участием юных посетителей родилась идея сделать уголок Журавлева. Скромный по содержанию и объему, он на удивление собрал наибольшее количество откликов посетителей музея. Так родилась идея проекта уже самостоятельной выставки под названием «Се Человек», рассказывающей о жизни и творчестве безрукого и безногого художника-самоучки из Утевки, жизнь которого, несмотря на физическую ущербность, была наполнена активной деятельностью, оптимизмом, любовью к людям и стремлением помочь им.
- Жизнь этого человека, - рассказывает директор музея Алла Алексеевна Ижедерова, - может и должна служить образцом для подражания и упреком тем, кто, родившись физически полноценным, калечит себя нравственно, ведет асоциальный образ жизни. Наш проект призван способствовать формированию у подрастающего поколения позитивного стиля жизни на примере Григория Николаевича Журавлева. Данный заказ имеет четкую социальную ориентацию и рассчитан на подрастающее поколение, для воспитания патриотизма, нравственности, духовности, как у взрослых, так и у молодых, в том числе детей с ограниченными физическими возможностями.
Приятно осознавать, что именно наш проект получил губернаторский грант, и сегодня мы активно и творчески работаем над реализацией задач проекта.
В выставочном зале музея подходит к завершению подготовка эскизов и копий с самых известных икон Журавлева и его портретов. Художник-дизайнер и педагог Л.И. Якушева приложила весь свой недюжинный талант, чтобы справиться с этой уникальной работой. «Получилось!» - с удовлетворением говорят музеисты и волонтеры, помогающие тут же с оформлением будущей выставки.
Это к слову. Наш же рассказ - о поисках и более близком знакомстве с наследием Журавлева. Мы едем в Утевку, и с разрешения сельского батюшки Анатолия входим в храм, щедро залитый полуденным солнцем, поэтому уцелевшие фрески кажутся более яркими и хорошо просматриваемыми «глазом» нашей цифровой фотокамеры. «Храм Святой Троицы, где находится большинство написанных Григорием икон,- сообщается в «Визитной карточке» села Утевки, подготовленной просветительским паломническим центром при Архирейском подворье управления Самаркой епархии,- очень праздничный. Несмотря на его высокие своды, большие размеры, в нем нет ни одной колонны. С любого места видно всю службу, все торжество. Сама архитектура открытая, праздничная. Это душа у Григория Журавлева была такая открытая, широкая».
Помощница отца Николая пожилая женщина, представившаяся Евгенией, провела нас от иконы к иконе и рассказала о том, кто на них изображен, и как замечательно было бы отреставрировать хотя бы часть фресок Журавлева, - особенно те, что еще чудом - за столько-то лет! - держатся на стенах и не осыпаются. Тема эта настолько остра для прихожан и для настоятеля храма, что мы просто молча, в знак согласия и солидарности, киваем головой. А между тем Алла Алексеевна вспоминает о том, что наверняка в музее Самарской духовной семинарии хранится каталог работ нашего Журавлева. Там же есть и его иконы. Но не это на данный момент столь важно, а важно узнать, что богатое и уникальное наследие крестьянского художника не будет предано забвению и не сгинут у кого-нибудь на чердаках.
Далее наш маршрут нацелен на историко-краеведческий музей Утевской школы –
вот и уголок Журавлева. Под стеклом хранится одна из его работ. Краска в нескольких местах облезла, но сюжет картины разобрать можно. Всматриваемся. Обсуждаем. Фотографируем. Жалеем о том, что эта работа через год-другой будет безвозвратно утрачена, если не будет отреставрирована. У школы, администрации волости средств на это нет.
Прасковьин клад
В соседнюю Малую Малышевку мы ехали наугад, только предполагая, что хранят набожные бабульки образа, написанные Журавлёвым… И здесь нам, можно сказать, повезло, ибо чуть ли не с порога встретили истинных хранителей иконописной живописи, среди которой вполне могли быть и работы нашего земляка.
В этом старинном селе возвышается и царствует над всей округой единственная на всю нашу область деревянная церковь. Это и есть храм в честь святого Архангела Михаила, о котором нам рассказывали утевские бабушки. Служба давно закончилась, и мы разыскиваем дом священника. Знакомимся с матерью молодого настоятеля, рассказываем о цели своего визита. Матушка машет рукой:
- Народ тут воинственный, не любит чужаков, и вряд ли кто вам покажет свои семейные иконы. Из старожилов преклонного возраста мало кто остался. А те, кто ходит на службы, у них вряд ли что найдете. Не стало истинно верующих. Не стало. Мы раньше в Казахстане жили, и сравниваем с тем укладом, что был там по нашей православной вере. Разница есть. Но я вам помогу. Прихожанам будет известно о том, нужны описания и снимки с икон Журавлева. О нем мы наслышаны, но вот есть ли его работы в нашем селе, не знаю. В храме - точно нет.
Одарив нас благословением и арбузами, матушка сердечно попрощалась с нами, пригласив на ближайшую воскресную службу.
После такого упреждения по домам мы, конечно, побоялись идти. Не то сегодня время на дворе. Малая Малышевка в разные годы пережила не одно потрясение. Были в этом селе две церкви. Чудом сохранили-сберегли одну. Неподалеку от села был монастырь. Разграбили, после его закрытия монашек разогнали. Жители, кто смог и был посмелее, кто жил с Богом, спасали иконы. И спасли.
Об этом мы узнали от Прасковьи Антоновны Ивановой. Встречу с этой женщиной удивительной судьбы нам устроила специалист администрации волости Татьяна Николаевна Елисеева. Она-то первая постучалась в калитку уютного деревянного дома старожилов села, представила нас и попросила помочь в наших исканиях.
Прасковья Антоновна светло улыбнулась и приветливо распахнула двери веранды, провела дальше, в комнаты. Позволила сделать снимки сначала с двух икон, украшающих передний угол избы, а затем, выслушав со вниманием наши рассказы об удивительной судьбе Журавлева, сразу как-то просветлев всем своим строгим лицом, повела нас в боковую, рядом с кухней, спаленку. Здесь в золотистом сиянии лампады явилась нам Дева Мария.
- Всех спасительница, - пояснила Прасковья Антоновна и перекрестилась на икону с достоинством и значением. - Досталась она нам от изгнанных из монастыря монахинь. Кто писал образ, мне не ведомо. - Кивнув на прибранную постель, раскрытую тут же старинную Библию, заметила:
- Здесь, под Богородициным покровом, мне и молится, и отдыхается легко.
Откинув скатерку со столика, придвинутого к окошку, бережно протянула нам извлеченную из-под столешницы шкатулку с увеличительным стеклом на крышке. Отодвинула ее, а внутри мы увидели стопку старинных открыток с гравюрами и рисунками Иерусалимских святых мест. Предки Прасковьи Антоновны в свое время совершили паломничество в землю Обетованную. Как сумели обитатели этого дома сохранить, сберечь ценную реликвию об этом путешествии, можно только догадываться
В газете «Благовест» за 1994 год, также бережно хранимой Прасковьей Антоновной, рассказывается о том, как расправились с 16-летей Пашей в школе за то, что она первая кинулась спасать церковь от пожара.
- Наутро меня вызвали к директору - ведет свое горькое повествование Прасковья Антоновна, - и сказали: «Ты теперь здесь не учишься». Полвека прошло с тех пор. Прасковья Кретова вышла замуж, стала Ивановой. Вместе с мужем воспитали и дали высшее образование шести дочерям. И сегодня их уютный и просторный дом звенит от голосов желанных внуков. Под благословения и молитвы бабушки Паши.
Показывая иконы, называя святых, изображенных на них, Прасковья Антоновна сообщила нам, что после разгрома обеих церквей спасал образа ее отец Антон Кретов, работавший тогда помощником старосты. Прятали их за большой домашней иконой Владимирской Божьей Матери. Сегодня П.А.Иванова помогает настоятелю прихода в селе Богатое справлять службы, ведет занятия по курсу «Православие» с преподавателями школ этого района. Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, - пишет А.С. Малиновский в своей новелле «Но наши души...», - а в том, чтобы поселить небеса в себе». И далее, размышляя о возрождении веры, заключает: «На нашей памяти держится все доброе и светлое. Дошли Добро и Свет его до нас, забывших, было, самих себя, свое прошлое, но очнувшихся, словно от черной напасти какой, и вспомнивших сразу всех: кто мы и какими нам быть надобно». Когда завершился этот малый круг наших поисков, мы с директором музея Аллой Алексеевной Ижедеровой позвонили Малиновскому и, не скрывая радости, поделились информацией о своих путешествиях и находках. Правда, нам практически нечего было сказать, на самом ли деле иконы, обнаруженные в доме Прасковьи Антоновны Ивановой, жительницы Малой Малышевки, принадлежат кисти нашего художника. Нужна экспертиза или хоти бы опытный взгляд специалиста, знающего манеру письма Журавлева.
Столько лет прошло, а лики светятся!
Следующая наша командировка - в Алексеевку. По свежему февральскому морозцу наши редакционные «Жигули» домчали нас сюда за какие-то полчаса. Не доезжая до этого старинного села, основанного в 1809 году, видим, как издалека засияла-засветилась на полуденном солнышке макушка центрального купола храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Нас здесь уже поджидали. И все рассказали, показали и даже в укромную кладовочку, набитую старыми иконами, допустили.
Марина Плетнева, регистратор храма, ликом чем-то напоминающая журавлевскую «Утевскую мадонну» (даже повязана также), рассказала, что ее бабушка Анастасия Ивановна Инютина, которой уже перевалило за 90 лет, помнит о Журавлеве немногое, но в Алексеевке она - единственный из старожилов, кто еще жив и хранит живую память о старых временах. Была она еще девочкой и ходила вместе с отцом в Утевку смотреть, как безрукий, на ногах-култышках мужичок возносился в специальной корзинке к куполу и там, на специальном помосте, расписывал церковные своды и нефы. Но больше всего поразила до глубины души набожную сельчанку другая картина - картина разрушения, разграбления и надругательства над храмом. Особенно лютовали местные атеисты, разбивая и круша иконостас, покрытый позолотой. Как утверждают старожилы, был он выполнен известным в губернии мастером-краснодеревщиком. Вполне возможно, что иконы для этого заглавного сооружения заказывали Журавлеву.
Все возвращается на круги своя?
…Из сообщений на сайтах по журавлевской теме стало известно, что в последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлева "Господь Саваоф", "Жены-Мироносицы", "Спаситель Благословляющий", "Царь Давид", "Крещение Господне", "Воскресение Христово". Из Казахстана привезли икону "Святые Кирилл и Мефодий". Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлева "Святой Лев – папа римский" находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Еще одну журавлевскую икону обнаружили на Урале.
И куда еще приведут нас поиски журавлевских икон?..
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: