Интернет-киоск вместо чиновника
В муниципальном округе Отрадный в рамках административной реформы реализован один из основных принципов работы власти – открытость.
В тихом и чистеньком Отрадном, где весной из палисадников вываливаются охапки сирени, а осенью желтые листья кружатся в вальсе «Бостоне», живет сегодня всего 54 тысячи человек. До местной власти – рукой подать: любой дорогу укажет. Однако именно здесь два года назад началась обкатка проекта, предусматривающего создание электронной нормативной базы, ориентированной на пользователей – жителей Отрадного.
Когда у входа в вестибюле здания администрации появился Интернет-киоск, на него поглядывали с опаской. Теперь горожане поняли, что киоски здорово облегчают жизнь, хотя бы тем, что пользователям не надо обращаться за консультациями по вопросу выплат к сотрудникам государственных и муниципальных служб.
Ведь если ты ветеран, инвалид или пенсионер, значит, можешь рассчитывать на помощь государства. Вот только у нас между государством, гарантирующим защиту тем, кто в ней нуждается, и человеком стоит чиновник. Это тоже человек, но особый – при исполнении. У него часто свой взгляд на вещи и своя правда, которая не адекватна той правде, за которой приходит посетитель. Конфликт интересов нередко служит поводом для появления негативного отношения к любым институтам власти и необходимости их посещать. Прибавьте сюда поток желающих поставить точки над i, создающий тесноту в коридорах, повторное отстаивание в очереди из-за того, что специалист не запросил с вас еще одной справки, и получится нерадостная картина хождения по мукам. Кто не слышал фразу: «Я очень родину люблю, а государство ненавижу?» Не потому ли мы так не любим государство, что оно часто заставляет нас выступать в роли просителей того, что само гарантирует.
Административная реформа при всей сложности реализации задуманных проектов, начинает давать результаты. Пока локально. Собственно Отрадный был выбран исключительно из этих соображений. Город небольшой, соответственно этому и затраты на пилотник. Здесь еще два года тому назад появились первые Интернет-киоски, снабженные данными о социальных категориях жителей города и нормативах, определяющих размеры пенсий, субсидий и выплат. Сегодня таких киосков уже 33: в здании мэрии, дворце культуры, управлении соцзащиты, поликлинике, домоуправлениях.
О том, какую гигантскую работу проделало Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области на этапе подготовки нормативной базы в электронном виде, разговор особый. Начнем с того, ради чего это делалось. Цель административной реформы, как известно, сделать государство «понятным», услуги доступными, а его помощь качественной. Для этого необходимо прежде всего установить адресное взаимодействие каждого гражданина с органами власти. Выйти на такой уровень отношений можно только используя инфокоммуникационные технологии. Система управления регионом с помощью мультиагентных технологий (СУПРЕМА), ставшая основой работы Интернет-киосков, служит построению эффективного взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и жителями губернии. Она персонифицирует услуги государства для граждан и делает понятными многочисленные законодательные акты, направленные на социальную поддержку и социальное обслуживание населения.
В основе системы лежит социальный паспорт жителя, а также нормативно-правовая база - законодательные документы, регламентирующие получение государственных услуг, включая федеральное, региональное и муниципальное законодательство. Причем, все они, а их около 400, были обработаны специалистами с учетом категорий граждан и видов социальной поддержки. Это значит, любой человек, зайдя в систему и идентифицировав себя с одной из 258 социальных категорий, может прочитать, какие виды льгот ему положены. Система приводит выдержку из документа, устанавливающего льготу, а в случае необходимости, дает возможность познакомиться со всем документом. Если же жителя интересует персональная информация о получении услуг в сфере здравоохранения, то, указав шесть цифр паспорта и свою фамилию, он может узнать, на какую сумму ему были оказаны услуги за указанный период. Кроме того, система содержит информацию об услугах в сфере соцзащиты, жилищно-коммунального хозяйства и предпринимательства, вплоть до документов, необходимых для открытия своего дела. И самое главное – информация постоянно обновляется, пополняясь новыми документами.
Для чего это надо? Во-первых, для того, чтобы знать, на что имеет право гражданин. Во-вторых, для того, чтобы лично убедиться в том, что государственные или муниципальные услуги, например, ему предоставляют в соответствии с законом. И, в-третьих, чтобы в случае расхождения с нормой отстоять свои права.
Одним из первых городов области, где были установлены Интернет-киоски, которые помогают осуществлять взаимодействие населения с государством, и стал Отрадный. По замыслу специалистов министерства здравоохранения и социального развития, один Интернет-киоск рассчитан на полторы-две тысячи пользователей. Так что Отрадный вполне укомплектован.
Обладатели социальных пластиковых карт в Отрадном, а таких уже 12000, можно сказать, вошли во вкус. Они не только в курсе всех назначений и выплат, но и получили дополнительную возможность через систему обратиться к органам власти, записаться на прием. Но особую зависть вызывают обладатели платежных социальных карт – таких 6150. И на то есть причины. Мало того, что им на карту делают все перечисления, они могут хранить так деньги и осуществлять расчеты за коммунальные услуги.
Валентина Клящина – работающая пенсионерка - с интернет-киоском «на ты». В любой момент с помощью социальной карты может войти в систему и получить необходимую персональную информацию о том, какие выплаты и на каком основании ей сделаны. А если засомневается, может посмотреть документы, которые устанавливают государственную помощь:
- Вы знаете, это очень удобно и совсем не сложно. Нужно внимательно читать и выбирать те кнопки, которые нужны. Машина все сделает сама. Но самое главное, это то, что киоски избавили нас от необходимости сидеть в очередях.
Любая реформа идет по сценарию, в котором есть три этапа: неприятие, интерес, одобрение. В Отрадном все так и было. Поэтому сегодня заместитель руководителя городского управления социальной защиты населения Ольга Захарова с легким сердцем говорит о том, что Интернет-киоски помогают в установлении обратной связи с населением:
- Мы постоянно проводим анкетирование. Изучаем отношение горожан к тем или иным вопросам, спрашиваем совета, как лучше организовать работу транспорта, например. И находим живой отклик. Так что и люди охотно отвечают нам, и мы учитываем мнение горожан в решении вопросов работы муниципальных служб. Вот недавно внесли изменения в расписание движения автобусов.
Большие дела начинаются с малого. Будем надеяться , что это время уже пришло.
• Обсудить в форуме РИА Самара »