Андрей Прямилов: «Режим экономии — это вынужденная мера»
В следующем году мэрии Самары придется работать в режиме жесткой экономии, но это не значит, что власти не будут исполнять социальные обязательства. Каким образом будет выстраиваться бюджетная политика областного центра в 2013 году, в интервью «ВК» рассказал руководитель департамента финансов мэрии Самары Андрей Прямилов.
«Приходится искать компромисс»
- Во время работы над бюджетом-2013 мэрия столкнулась с достаточно
бескомпромиссной позицией депутатов по ряду вопросов. Ответы на некоторые из
них приходилось искать непублично, за закрытыми дверями. Почему?
- Не скажу, что процедура принятия бюджета в этом году чем-то существенно
отличалась - ведь она четко прописана в положении о бюджетном устройстве. На
мой взгляд, совместная работа администрации и думы была конструктивной.
Конечно, некоторые предложения депутатов требовали уточнения подходов к их
решению. На каждое из них мы давали аргументированный ответ и либо включали
поправку в бюджет, либо же подсказывали, каким способом можно решить
вопрос.
За закрытыми дверями, в спокойной деловой обстановке, лишь проходили совещания.
Ведь не секрет, что в присутствии журналистов и камер у некоторых людей, скажем
так, меняются подходы к формулированию вопросов.
- После принятия бюджета в первом чтении депутаты подготовили поправки
на сумму около 400 млн рублей, большую часть из которых — 250 млн рублей —
требовали направить на капремонт жилья. Мэрия согласилась заложить только 150
млн рублей. Как был достигнут этот компромисс?
- После рассмотрения всех поправок объем средств на капитальный ремонт жилого
фонда в бюджете 2013 года составил 400 млн рублей только за счет собственных
средств бюджета и по факту оказался выше, чем объем, который первоначально
принимался по этому направлению на 2012 год. Напомню, тогда эти расходы
составили 300 млн рублей.
- Но для того, чтобы найти дополнительные деньги на капремонт,
потребовалось «снять» финансирование с других направлений. Например, 60 млн
рублей из средств на благоустройство, выделяемых администрациям районов, 20 млн
рублей со строки сноса аварийного жилья в рамках программы переселения и др. Но
это те работы, по которым также средств никогда много не было...
- Согласен.
- Не получается ли, что таким образом деньги перекладываются из одного
кармана в другой и в итоге проблема не решается?
- Естественно, в ходе рассмотрения поправок приходится искать компромисс. По
каким-то направлениям расходов мы снижаем объем финансирования и
предусматриваем его на те статьи, которые обсуждались перед принятием бюджета
во втором чтении. Но мы не отказываемся в бюджете от средств ни на
благоустройство, ни на проблемы аварийного фонда. Эти статьи остаются, и даже
после названного перераспределения сохраняется небольшой рост относительно 2012
года.
И депутатам мы доказали, что тот объем доходов, который учтен в бюджете, на
сегодня единственно возможный и правильный источник планирования расходов
бюджета.
«Найти еще 800 млн рублей — наша задача на 2013 год»
- Ко второму чтению объем поправок, учитывая предложения, поступившие
от мэрии, превысил 1,2 млрд рублей. Значительная их часть попала в реестр
первоочередных расходов. Каковы перспективы их исполнения?
- Действительно, от депутатов и мэрии поступило 27 предложений на общую сумму
более 1,2 млрд рублей. Из них в бюджете учтено 11 предложений почти на 470 млн
рублей. Еще по 12 инициативам возможность финансирования будет рассмотрена в
ходе исполнения бюджета 2013 года, то есть надо найти еще около 800 млн рублей
— и это наша задача на 2013 год.
- На что необходимо будет найти деньги?
- Здесь и средства на обеспечение софинансирования по ряду направлений, по
которым город сделал заявки в областной и в федеральный бюджет, и на
инвестиционные проекты, и на расходы в сфере ремонта и строительства дорог на
территории города, на капитальный ремонт в сфере образования.
Источниками этих средств могут стать дополнительные доходы бюджета. Мы
рассчитываем, что увеличить доходную часть позволит оптимизация работы по
наведению порядка с учетом земельных участков, привлечением физических и
юридических лиц к уплате земельного налога.
С другой стороны, мы надеемся, что средства вышестоящих бюджетов в виде
субсидий будут поступать в бюджет города, что позволит несколько сократить
расходы за счет только городских средств, предусмотрев их только в объеме
необходимого софинансирования. И направить дополнительные средства на решение в
том числе названных 12 задач.
- В бюджете 2012 года был лист ожидания, исполнен ли он? И почему в
этом году отказались от практики формирования листа ожидания, перейдя к
составлению реестра приоритетных расходов?
- При планировании бюджета на 2012 год сумма необходимых поправок, не учтенная
в бюджете, составляла 400 млн рублей. Три основных направления, на которые они
предназначались, - это капремонт жилого фонда, учреждений образования и
софинансирование под поступающие средства из вышестоящих бюджетов. На сегодня
лист ожидания недовыполнен на 20 млн рублей, потому что потребовал принятия
экстренных мер и выделения дополнительных средств из бюджета города, в том
числе по незапланированным ранее расходам на повышение оплаты труда в
образовании.
Также, по факту, из вышестоящих бюджетов мы получили больше, чем планировали в
заявках. Например, если в 2011 году объем безвозмездных поступлений в бюджет
составил 4 млрд рублей, то в 2012 году эту сумма увеличилась до 7 млрд
рублей.
Второе — изначально мы планировали предусмотреть в бюджете 50 млн рублей на
капремонт учреждений образования, но эту сумму пришлось увеличить до 75 млн
рублей. Во время подготовки к учебному году аварийных ситуаций в этих
учреждениях оказалось намного больше, чем предполагалось. Именно этой разницей
и обусловлен объем невыполненных работ по капремонту жилищного фонда.
А от понятия «листа ожидания» мы отошли. Не всем даже было понятно - ожидания
чего, от кого? Когда же вопрос обозначается как необходимый к рассмотрению в
ходе исполнения бюджета, он становится задачей для администрации. Точно такие
же формулировки присутствовали при рассмотрении бюджета Самарской области, так
что ничего нового мы здесь не изобретаем.
- Можно сегодня утверждать, что в 2013 году реестр первоочередных
мероприятий будет обеспечен?
- Если бы у нас не было уверенности, то мы бы и не принимали решение
рассмотреть эти вопросы. В течение года многое меняется в зависимости от
изменения законодательства, от выделения средств вышестоящих бюджетов. В
условиях, когда объем доходных источников города ограничен, а для Самары есть
еще сдерживающий фактор, связанный с отсутствием права распоряжения землей,
другого варианта, как обратиться за помощью в вышестоящие бюджеты, у
муниципалитета нет.
«Если уж экономить, то надо начинать с себя»
- По оценке мэра Дмитрия Азарова, бюджет 2013 года — бюджет строжайшей
экономии. Чем вызвана необходимость такого режима?
- Режим экономии — это вынужденная мера для большинства муниципальных бюджетов,
в том числе и самарского. Во-первых, она обусловлена указанием губернатора
Самарской области Николая Меркушкина по сокращению расходов на содержание
органов МСУ. Это одно из основных требований, которое легло в основу
формирования бюджета 2013 года. Мы отразили сокращение расходов практически по
всем распорядителям средств в сумме более чем 100 млн рублей. Если уж
экономить, то начинать надо с себя.
Второе направление связано с объемом муниципального долга. Поясню: принятие
бюджета на трехлетний период приводит к необходимости планирования и размера
муниципального долга и соблюдения ограничений размера дефицита, установленных
Бюджетным кодексом также на трехлетний период. С учетом этих ограничений и
поступивших городу ранее кредитных ресурсов, в том числе из вышестоящих
бюджетов, мы не можем превысить ограничение по размеру муниципального долга. Но
муниципалитет может уменьшать дефицит бюджета, планировать его в меньшем или
нулевом объеме для того, чтобы, с одной стороны, сокращать расходы на
обслуживание муниципального долга, а с другой стороны, укладываться в
рамки бюджетных расходов, которые необходимы на ближайшее время. В том числе,
может быть, отказываясь от каких-то расходов инвестиционного характера, которые
в этих условиях мы не можем себе позволить.
Ну и третье — режим жесточайшей экономии, по решению главы Самары Дмитрия
Азарова, вводится в отношении тех расходов капитального характера, которые
формируются на основании проектов или бюджетных смет. Нужно пересмотреть
сметные нормы, расценки на определенные виды работ, стоимость материалов. Может
быть, отказаться от каких-то коэффициентов удорожания.
Когда объем средств по всем направлениям сокращен, хочешь - не хочешь, надо в
эти рамки укладываться.
- Начальные параметры бюджета 2013 года немного выше, чем в 2012 году.
На что город может рассчитывать при таких цифрах?
- Рост собственных доходов бюджета составляет 4,3%. Небольшое увеличение есть,
но при этом главные администраторы доходов бюджета по ряду статей прогнозируют
снижение поступлений. В частности, на основе того, что областные министерство
строительства и министерство имущественных отношений, которые распоряжаются
землей в Самаре, ожидают снижения арендной платы в бюджет города в 2013 году по
отношению к 2012 году. Происходит небольшое сокращение и по поступлению
госпошлины, и по доходам от реализации муниципального имущества. С другой
стороны, мы прогнозируем дополнительно, сверх уровня бюджета 2012 года,
поступления по доходам от НДФЛ, ЕНВД, сельхозналогу, который теперь в 100%
объеме поступает в местный бюджет. Вот этот баланс, с одной стороны,
уменьшения, а с другой стороны, увеличения и дает прирост лишь на 4,3%.
От этой суммы планируется и дефицит бюджета, он не должен превысить 2%.
Соответственно, суммарный объем расходов бюджета 2013 года по отношению к
первоначальному объему расходов 2012 года сократился почти на 500 млн рублей. И
на эту сумму мы вынуждены сократить расходы по ряду статей, чтобы не выйти за
названные ограничения.
- Каковы возможности увеличения бюджета в течение 2013
года?
- Работа, которая проводилась в течение 2012 года по заявкам в областной и
федеральный бюджет, по ряду инвестиционных программ, дает нам надежду, что
объем средств, который мы в 2013 году будем получать, окажется не меньше уровня
2012 года. В сфере межбюджетных отношений оптимизм у нас не голый, а все-таки
подкрепленный уверенностью и необходимыми обоснованиями.
По собственным доходам у нас есть надежда на рост, обусловленная совместными
действиями с налоговыми и другими контролирующими органами.
«Социальные направления превратились в долговое
обязательство»
- Сокращение дефицита до 1,9% вызвано, в первую очередь, большим
объемом заимствований в предыдущие периоды?
- Конечно.
- Каковы на сегодня сумма долга и перспективы его
погашения?
- Сумма муниципального долга не виртуальная, она присутствует в бюджете 2012
года и к 1 января 2013 составит 6,2 млрд рублей. Из них 1,8 млрд рублей -
бюджетные кредиты: из областного бюджета под 1/2 ставки рефинансирования в год
и из федерального бюджета — под 1/4.
Администрация города направляла заявку в областное правительство на получение
субсидий для совместной реализации ряда проектов в Самаре. Это и строительство
детских садов, и дорог, и решение вопросов, связанных с обманутыми дольщиками:
строительство инженерных сетей в Октябрьском районе, в пос. Кузнецовых,
строительство Линдовской водопроводной насосной станции.
Но получилось как получилось: вместо субсидий город получил бюджетный кредит. И
эти социально значимые направления расходов для города превратились в долговое
обязательство. В ближайший период бюджетного планирования - в 2013-2015 годы в
обязательном порядке запланирован возврат бюджетных кредитов, на что мы должны
изыскать средства. Естественно, в ущерб ряду других расходов. Тем не менее от
этих денег не было смысла отказываться даже в виде кредита. Ведь в итоге
детские сады построены и введены в эксплуатацию, идут работы по остальным
направлениям.
- Что может потребовать привлечения заимствований в 2013
году?
- Прежде всего, это должны быть социально значимые расходы. И никоим образом не
расходы, связанные с текущим содержанием и проеданием.
По большей части средства в виде бюджетных кредитов должны привлекаться только
на те направления расходов, которые позволят их возвратить в ближайшей
перспективе. Будь то средства на паспортизацию объектов дорожного хозяйства, на
инвентаризацию земель, которые в последующем могли бы служить источником
дополнительного дохода бюджета и погашения этого же кредита. Ну и это могли бы
быть инвестиционные средства, связанные с социально важными для города
объектами.
- В бюджетах прошлого и текущего годов закладывались средства на
компенсацию потерь поставщикам коммунальных ресурсов. В бюджете 2013 года также
предусмотрена такая статья расходов, хотя неоднократно заявлялось, что власти
не должны компенсировать выпадающие доходы, по сути, коммерческим
организациям...
- Мы вынуждены планировать эти деньги в бюджете. Государство, принимая тарифы
на жилищно-коммунальные услуги, ограничивает их рост для населения. В итоге в
бюджете планируются средства на компенсацию стоимости поставленной, но
недооплаченной населением услуги.
Хотя мы уменьшаем эту статью расходов — на 2013 год объем их финансирования
составляет 70% от объема средств 2012 года. И департамент ЖКХ реализует план
мероприятий, которые в будущем позволят вовсе уйти от такой статьи расходов, но
это вопрос не одного года.
«Мы близки к оптимальному планированию доходов»
- Бюджет текущего года по итогам девяти месяцев был исполнен на 60,3%
по расходам и 71% по доходам. Каковы перспективы его исполнения в
целом?
- Такая же ситуация с показателями исполнения была и в 2011 году. Но в прошлом
году в итоге мы вышли на неплохие показатели — около 96% по расходам, а доходы
город исполнил в полном объеме, так что мы близки к их оптимальному
планированию.
Есть такая же уверенность в части доходов на 2012 год. Завершение большинства
расходов, особенно по средствам вышестоящих бюджетов, запланировано на
четвертый квартал. Сейчас делается все, чтобы запланированные средства освоить
в максимально полном объеме.
Нормальная практика, когда в конце года в муниципальный бюджет поступают
дополнительные средства вышестоящих бюджетов, которые в силу хотя бы
ограниченности времени не могут быть освоены до конца года. По большинству
таких средств обычно подписывают соглашения, предусматривающие возможность их
использования на те же цели, но уже в следующем финансовом году.
Окончательные же итоги 2012 года мы узнаем после завершения финансового года.
Департамент финансов здесь лишь контролирует работу главных распорядителей
средств бюджета. Но вся процедура, предшествующая кассовому исполнению, а
именно: проведение торгов, размещение заказов, заключение контрактов, была
проведена. Дело осталось за малым — подрядчикам вовремя выполнить работы, ну а
нам принять эти работы и оплатить, не допуская образования кредиторской
задолженности.