Сельская кооперация в губернии получит поддержку до 2020 года
По поручению губернатора Николая Меркушкина областной Минсельхоз начал разработку региональной целевой программы развития сельской кооперации на 2013-2020 годы. Новая целевая программа позволит привлечь на развитие региональной сельхозкооперации федеральные субсидии. Что позволить выполнить основные задачи - поддержать райпо в сфере переработки и заготовительной кооперации, а также транспортировке и реализации сельской продукции.
На высшем уровне
Сегодня все большее значение как на региональном, так и на федеральном уровне придается развитию потребительской кооперации - как одному из важнейших катализаторов развития сельских территорий. На это бюджетам регионов предоставляются немалые субсидии. Поэтому, как сообщили в областном Минсельхозе, разработав собственную программу поддержки, губерния сможет рассчитывать на привлечение федеральных средств.
По мнению экспертов, в новой версии областной программы необходимо сделать акцент на поддержку заготовительной кооперации, переработку, а также транспортировку и реализацию сельской продукции, так как именно этим направлениям поддержка необходима в первую очередь.
Кстати, если федеральный центр лишь недавно приступил к формированию государственной политики в этой сфере, то в Самарской области областная целевая программа развития потребительской кооперации реализовывалась с начала 2010 года. Программа, действовавшая в губернии до 2012 года, зарекомендовала себя крайне эффективно: закупки местной продукции выросли в несколько раз.
Три года назад в Самарской области остро стояла проблема переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, особенно произведенной малыми предприятиями. Из-за небольших объемов производства им почти не удавалось пробиться к переработчикам, они не могли обеспечить качественную подготовку своей продукции для реализации ее потребителю. Как следствие - путь на городские прилавки, которые являются самыми эффективными каналами сбыта, для этих сельхозпроизводителей был труден и тернист. Такая ситуация складывалась из-за того, что у производителей не было средств для модернизации производства, да и взять их в условиях жесткой конкуренции было негде. А после вступления России в ВТО положение местных сельхозтоваропроизводителей могло стать еще более незавидным.
В то же время кооперация дает рабочие места многим селянам и обеспечивает рост производства местной продукции. Столь важную роль кооперативов учли перед вступлением России в ВТО, при подготовке АПК губернии к интеграции в мировое экономическое пространство: в 2009 году правительство Самарской области утвердило областную целевую программу развития потребительской кооперации на 2010-2012 годы. Ее основными задачами были: создание экономических условий для устойчивого развития системы потребкооперации региона, повышение уровня занятости и уровня жизни сельского населения губернии, насыщение регионального продовольственного рынка высококачественными продовольственными товарами собственного производства.
За время выполнения программы объем бюджетного финансирования этого направления составил 130 млн рублей. И оказанная господдержка дала ощутимый эффект - задачи, которые ставились при утверждении программы, достигнуты: при организационно-информационной поддержке Минсельхоза было образовано 22 новых потребительских общества в 11 муниципальных районах Самарской области. Потребительскими обществами было создано более 280 новых рабочих мест в сельской местности. Объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней, поступивших от организаций потребительской кооперации за три года реализации программы, составил свыше 420 млн рублей.
В районных потребительских обществах (РайПО) было проведено масштабное обновление и модернизация материально-технической базы заготовок, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции и торговли. Удалось добиться сохранения числа торговых точек организаций потребительской кооперации в малонаселенных и удаленных сельских поселениях губернии. Выросли объемы закупок сельскохозяйственной продукции у сельхозтоваропроизводителей.
Итоги прошлого года
Министр сельского хозяйства и продовольствия области Виктор Альтергот рассказал «ВК-Губерния», как шла реализация программы в 2012 году. По его словам, на поддержку потребительской кооперации в прошлом году было направлено почти 40 млн рублей. Из них получателям субсидий было перечислено 99,89% от утвержденного лимита.
Глава ведомства отметил, что итоги реализации программы свидетельствуют о существенном росте основных показателей, характеризующих ее эффективность. Например, в прошедшем году организации потребкооперации закупили в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственной продукции на сумму около 526 млн рублей, что на треть больше аналогичного показателя 2011 года. В том числе - это почти 7 тыс. тонн мяса, более 6,6 тыс. тонн молока, более 3,2 млн яиц, 460 тонн картофеля и 930 тонн овощей. А закупки мяса выросли почти в три раза.
Государственная поддержка позволила приобрести потребкооперативам оборудование и специализированный транспорт на сумму более 31 млн рублей, удалось сохранить 47 убыточных магазинов. И сейчас закупками охвачено почти 4,5 тыс. личных подсобных хозяйств, что в 2,4 раза выше уровня 2010 года. Важно, что инвестированные в развитие потребкооперации средства вернулись обратно в бюджет. В прошлом году организации потребкооперации области заплатили налоги в бюджеты всех уровней в сумме 158,1 млн рублей.
Перспективы развития
Программой развития потребкооперации были установлены 15 целевых индикаторов, из которых в 2012 году были перевыполнены 11, не выполнены - 4. В частности, плановые показатели производства хлеба и хлебобулочных изделий удалось выполнить лишь на 80%, по кондитерским изделиям выполнение плана составляет чуть более 56%, по молоку - на 95%, по полуфабрикатам - на 82%.
Как отметили в Минсельхозе, причиной невыполнения утвержденных значений целевых индикаторов стал большой временной разрыв между моментом оказания государственной поддержки и началом получения отдачи от вложенных средств. То есть экономический эффект от средств, вложенных в модернизацию материально-технической базы организаций потребительской кооперации в 2012 году, имеет определенную инерцию, связанную с пусконаладочными работами, вводом оборудования в эксплуатацию, выходом на проектную мощность и другими объективными факторами. Но специалисты утверждают, что в среднесрочной перспективе влияние господдержки на целевые индикаторы станет более ощутимым.
Поэтому продолжать поддерживать сельхозкооперацию с помощью целевых программ - необходимо. «Развитие потребкооперации позволит сохранить производственный потенциал, который остался на селе: земли, скот, инвентарь, технику и, главное, кадры, - говорит заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губдумы Гумар Валитов. - Потребкооперация позволит мобилизовать и организовать все ресурсы, и в том числе - занятость тех, кто еще остался на селе и способен заниматься производством сельскохозяйственной продукции».
По словам главы Хворостянского района Виктора Махова, его район считается одним из лидеров в губернии по развитию потребкооперативов. И он уверен, что поддержка позволит райпо добиться еще более высоких результатов. «Не каждый фермер сегодня найдет рынок реализации произведенной продукции, особенно мяса. А у нас в районе создан специальный кооператив, который покупает мясо. Есть кооператив, который производит закупку молока и яиц, а также излишков молочной продукции, - рассказал Махов. - Кооперативы работают очень успешно: чтобы купить экологически чистую и свежую продукцию, за продуктами хворостянских райпо покупатели приезжают из Чапаевска и Самары». По мнению Махова, поддержка даст потребкооперативам стимул развиваться дальше - создавать новые рабочие места, обновлять оборудование.
«Сегодня многие районы страдают от недостатка сельских кооперативов, которые бы закупали продукцию у местных производителей. Это снижает показатели районов, не позволяя привлекать дополнительные средства из бюджета в виде субсидий, - добавляет глава района. - Продление программы позволит обеспечить население качественной продукцией и гарантированным каналом сбыта».