Королевство со дна цистерны в новом самартовском «Гамлете»
«СамАрт» начал сезон долгожданным «Гамлетом» Анатолия Праудина - одной из самых удачных своих премьер за последние годы. Вокруг спектакля уже разгорелись споры, общественное мнение раскололось напополам, и это редкое неравнодушие - лучшее свидетельство тому, что в Самаре случилось театральное событие.
Хроники ржавого века
«Гамлет»
Праудина - одна из самых интересных режиссерских работ в самарских театрах за
несколько лет. Этот современный, стильный, атмосферный, последовательный во
всем - от работы с текстом и сценографии до музыкального оформления - спектакль
может раздражать, но его трудно не заметить и не запомнить.
Внимание Праудина приковано к «вывихнутому» миру, которому Гамлет собрался
вправлять сустав. В эстетике панка, андеграунда и еще бог знает каких
субкультур постановочная группа (художник Алексей Порай-Кошиц, костюмы - Ирина
Цветкова) создает на сцене мир постапокалипсиса. На фоне обшитых проржавевшим
металлом стен стоит огромная ржавая цистерна. В ней живут Клавдий, Гертруда и
остальные обитатели Датского королевства - все, кроме Гамлета. В цистерне,
канистрах и прочих емкостях на сцене - пиво, так что все здесь слегка навеселе.
Впрочем, в таких же цистернах перевозят и хранят нефтепродукты - на это
режиссер тоже не забывает намекнуть.
Этот тронутый коррозией мир придуман так, что за ним невероятно интересно
наблюдать. Вот рождение Гамлета (пластика - Павел Самохвалов): проскользнув
между ног матери, актер Павел Маркелов попадает прямо в руки отцу. Вот завязка
отношений Клавдия (Алексей Меженный) с Гертрудой (Ольга Агапова), в которой
участвует почти весь двор. Вот Лаэрт в красном берете, с бензопилой, заменяющей
ему и оружие, и язык, и голову, типаж недалекого военного, смешно и точно
сыгранный Алексеем Елхимовым. Вот его сестра Офелия (Анна Тулаева) - тоже одета
в «милитари» и чуть что берет «под козырек», послушная, страшно закончившая
кукла. Вот хромой дух смерти (Татьяна Наумова), нелепый очкарик Горацио
(Дмитрий Добряков) и дурковатые переростки Розенкранц с Гильденстерном (Сергей
Макаров и Сергей Дильдин).
Можно рассказывать и рассказывать, как изобретательно выписаны персонажи и
остроумно сделаны мизансцены. Эксцентричный мир продуман с восхитительной
тщательностью, вплоть до музыкального сопровождения Светланы Салмановой,
выступающей здесь человеком-оркестром. Звуки извлекаются не только из
саксофона, тарелок и других привычных музыкальных инструментов - в ход идут
металлические листы и «шумелки», все грохочет, шуршит и лязгает, довершая
эффектную картину.
Бензопила для принца Датского
Праудин вообще любит «встряхнуть» зрителя. Резким звуком бензопилы, проходящей
в опасной близости от актеров. Живой рыбой, бьющей хвостом по металлу на
монологе «быть или не быть»: слова из хрестоматии обретают ощутимую плоть,
грань между жизнью и смертью - вот она, перед нами, между рыбой и брошенным
рядом молотком.
Мир на сцене одновременно комичен и страшен, и нет никаких сомнений, что он уже
не катится в пропасть, а давно улетел на дно цистерны. И Праудин находит для
него сильные, жесткие образы. Есть только одно «но». Этот «вывихнутый век» так
сильно волнует режиссера, что фигура Гамлета за ним почти теряется. На сцене
царит велеречивый Клавдий - создавший самый яркий (и один из лучших в своей
актерской биографии) образ артист Алексей Меженный в этой роли вызывает чуть ли
не библейские ассоциации: настоящий змей-искуситель. Куда против него тихому
интеллигенту Гамлету (подходящий на эту роль как никто другой Павел Маркелов).
Не ему бороться с толпой оголтелых маргиналов. Они слишком громки и заметны. У
Гамлета с самого начала никаких шансов.
В праудинской трактовке пьесы на самом деле нет ничего радикального: за
гротесковой формой скрывается вполне традиционная оппозиция чистого и грязного,
здорового и бреда, героического и комического. Принц Датский приходит из зала,
весь в белом, - по контрасту с мрачными фиолетово-рыжими тонами на сцене. Он
один среди этих обутых в «гриндерсы» и говорящих на суровом подстрочнике Аси
Волошиной персонажей объясняется возвышенным стихом Пастернака и ходит в
классического кроя плаще. Ему одному, как эту цепь, доставшуюся от отца,
придется нести бремя романтического героя. В нескучной компании эксцентричных
жителей Датского королевства это особенно тяжелый груз. Можно описать любого из
персонажей самартовской премьеры - ускользает только суть Гамлета.
Может быть, потому что он - самый живой и объемный? Потому и способен увидеть
«вывихи» этого одномерного мира. Но по иронии судьбы, не в силах с ними
бороться, только еще ярче высвечивает этот паноптикум из цистерны. Однако и
настоящего его растворения в проржавевшем мире тоже не произойдет. Оно лишь
намечено знаками: красными пятнами на плаще и кружкой пива в руке. Третий акт
пока не дает воспринимать спектакль как до конца внятное режиссерское
высказывание. Вряд ли только из-за того, что премьера идет изматывающе долго, и
на четвертом часу действия зритель сидит уже немного одуревший. Гамлет в
третьем акте, пусть и берет в руки бензопилу, остается в общем-то прежним.
Может быть, впрочем, гибель уберегла принца от неминуемого превращения?
С хорошо различимыми чертами
В этом спектакле еще много материала для исследователя. Можно посмотреть, как
постмодернистски опирается он на предшественников: бензопила напоминает о
подвешенной в «Гамлете» Някрошюса циркулярной пиле, за живой рыбой тянется
целый хвост ассоциаций, Офелия кричит: «Повозку мне, повозку!» В нем многое еще
не вошло в пазы и неизвестно, войдет ли. У него есть проблемы с
темпоритмом. Но есть и свое лицо с хорошо различимыми чертами. Этот «Гамлет»
задевает зрителя, так что кто-то собирается смотреть снова, а кто-то ушел в
антракте и не вернется. И это главный признак успеха «СамАрта». Давно ли что-то
в нашей театральной жизни вызывало настоящие споры?