Каким может стать самарское метро
О необходимости за четыре года снять проблему транспортной доступности любого района Самары губернатор Николай Меркушкин говорил еще в своем послании.
«Предстоит решить вопросы создания высокоскоростного трамвайного сообщения, подведения железнодорожной ветки и строительства автовокзала в районе строящегося стадиона, - перечислил глава региона основные способы решения транспортного вопроса. - Необходимо создать у станций метро пересадочные транспортные узлы, обновить пассажирский транспортный парк, оснастив его системой ГЛОНАСС».
- Если все эти задачи будут выполнены, то к чемпионату мира по футболу в 2018 году в Самаре можно будет в кратчайшие сроки попасть из центра города (в районе железнодорожного вокзала или автовокзала) до стадиона в районе поселка Радиоцентр. Ведь к наплыву футбольных болельщиков со всего мира в первую очередь должна быть готова именно транспортная инфраструктура города.
- Как создать в Самаре скоростные транспортные артерии, соблюдая при этом баланс скорости и пропускной способности, специалисты и эксперты думают уже целый год, а тем временем параллельно уже ведутся ранее запланированные работы. Не на последнем месте стоит и вопрос оптимального вложения средств.
- Губернатор Николай Меркушкин провел совещание, на котором обсуждали дальнейшие перспективы развития метро. Сейчас на пересечении ул. Ново-Садовой и Осипенко строится десятая станция самарского метрополитена «Алабинская», а также перегоны к ней. Окончание работ запланировано на 2015 год, однако на заседании озвучили идею, как открыть станцию на год раньше.
- Гендиректор ЗАО «Волгатрансстрой» Вячеслав Сонин пояснил, что «Алабинская» может заработать по усеченной схеме уже в 2014 году. «В этом случае откроется движение по левому перегонному тоннелю. По нему поезд прибывает на платформенную часть «Алабинской», высаживает пассажиров, а затем по этому же тоннелю выезжает в обратном направлении и через съезд уходит на станцию «Российская»», - пояснил руководитель проекта, первый замруководителя ЗАО «ВТС» Анатолий Фильченко. - С эксплуатационниками мы этот вариант проговаривали, никаких принципиальных сложностей в этом случае для пассажиров не будет».
- К 2015 году «Алабинскую» сдадут в полном объеме — будут работать и левый, и правый тоннели. Стоимость завершения строительства в усеченном варианте составит 1, 452 млрд рублей, в полном — 2,9 млрд рублей. Таким образом, всего на завершение строительства станции «Алабинская» необходимо 4,352 млрд рублей.
- Министр строительства, транспорта и автомобильных дорог Иван Пивкин поинтересовался, позволит ли работа по временной схеме открыть наземное движение? «Да, мы полностью откроем для движения ул. Осипенко. Улицу Ново-Садовую получится открыть только до ул. Первомайской. А участок между ул. Первомайской и ул. Полевой будет закрыт до полного завершения работ», - ответил Фильченко.
- Опрошенные «ВК» жители Самары открытия станции ждут с нетерпением.
- «Пора бы уже открывать «Алабинскую», сколько ее уже строят? Эта станция нужна, несмотря на то что она близка к «Российской»», - говорит инженер Антон Рогалев. - Особенно летом, когда народ будет возвращаться с набережной».
- Проект, по которому работает ЗАО «ВТС», предусматривает не только строительство «Алабинской», а появление целого комплекса станций. Среди них возведение следующей по пути к центру города станции «Самарской», которая должна располагаться на Самарской площади. А также следующей за ней «Театральной», которую думали разместить на ул. Рабочей в районе площади им. Куйбышева. Стоимость этих двух станций составляет 21 млрд рублей.
- Однако подрядчики предлагают обойтись без строительства промежуточной «Самарской» и таким образом удешевить проект до 12,8 млрд рублей. Если остановятся только на возведении «Театральной», то дополнительно на этот проект понадобится 600 млн рублей - на вынос коммуникаций и, возможно, на снос отдельных жилых домов и отселение проживающих там самарцев.
- При обсуждении этого вопроса глава региона попросил уточнить разработчиков, какие именно дома могут попасть под снос: «Многоэтажки? Ветхие?» Выяснилось, что речь идет о малоэтажной застройке. «Но это «сталинки» - не ветхие дома», - пояснили представители «Волготрансстроя».
- На этом же совещании выяснилось, что есть и другой, более перспективный вариант развития линий самарской «подземки». Проектировщики напомнили о существовании плана фиолетовой ветки. Как известно, изначально градостроители хотели, чтобы она протянулась от железнодорожного вокзала до 18-го километра Московского шоссе. А пересекаться с существующей линией она должна была на станции метро «Московская».
- «Никаких проработок, даже предпроектных, в этом направлении не велось. Поэтому во многих местах трасса оказалась занята. Сначала станцию в районе железнодорожного вокзала хотели построить на Комсомольской площади. Но первоначальный вариант прокладки тоннелей невозможен из-за строительства торгового центра, - объяснил Фильченко. - А еще один отпадает, поскольку для его осуществления придется сносить три дома. Поэтому мы предварительно обрисовали третий проект».
- Этот третий вариант предусматривает, что вход в «подземку» будет находиться на самом железнодорожном вокзале — там, откуда сейчас отправляются пригородные поезда. «Это серьезный пересадочный узел, поэтому станция метро здесь была бы востребована. На эту тему мы уже вели предварительные переговоры с руководством Куйбышевских железных дорог. Но окончательное решение остается за головным офисом РЖД», - добавил Сонин.
- Рассматривались на совещании и варианты строительства метро в направлении Центрального автовокзала. Разработчики представили свое видение, как это можно сделать. Например, ветка может соединять железнодорожный вокзал с метро «Московская» напрямую, а может содержать промежуточную станцию «Клиническая» (на пересечении пр. Карла Маркса и ул. Клинической). Может она быть продлена и до Центрального автовокзала в районе Московского шоссе. «Какова ориентировочная стоимость этих проектов и что они дадут?» - спросил Николай Меркушкин.
- Разработчики ответили: на то чтобы протянуть «подземку» от железнодорожного до Центрального автовокзала, понадобится порядка 30 млрд рублей. Если же метро пойдет только до станции «Московская», стоимость снизится до 15-16 млрд рублей. Удешевить проект можно, если не строить промежуточную станцию «Клиническая».
- «Есть и другие аргументы за то, чтобы обойтись без «Клинической». Если мы не будем ее строить, то обойдемся без сноса трех близлежащих домов. Мы можем пустить метро путем глубокого заложения - если использовать этот метод, не произойдет удорожания строительства и не пострадают появившиеся за это время наземные строения. Нужно будет только построить на этом месте шахту, поскольку перегон длиннее 2 километров, - объяснили представители «ВТС». - Мы думаем, что нужно скорее провести геологические и геодезические исследования, чтобы определить путь и «застолбить» его. Иначе его могут занять, и ничего не получится».
- Губернатор согласился, что предпроектную проработку нужно провести как можно быстрее, уже в 2014 году. Он подчеркнул, что построить дополнительные станции метро важно не только в связи с проведением чемпионата мира по футболу, они нужны для разгрузки города и удобства передвижения жителей. Также, по мнению главы региона, сейчас можно было бы не рассматривать строительство станции «Театральная», а если возникнет такая необходимость, то к этому варианту можно вернуться позднее.
- Новость о строительстве новой ветки самарцы восприняли положительно.
- «Если бы станцию метро построили около железнодорожного вокзала, я бы с удовольствием ей пользовалась. Если будет проведена ветка до исторического центра - это тоже плюс. А так, уже не помню, когда в последний спускалась в «подземку»», - говорит сотрудница Сбербанка Ирина Пелевина. - Вообще, если бы у нас было больше станций метрополитена, люди бы охотнее им пользовались, да и пробок бы таких не было. На метро проще и быстрее добираться до места».
- Кстати, дальнейшая перспектива развития у фиолетовой ветки тоже есть. Кроме направления «метро «Московское» - Центральный автовокзал», ее могут пустить и в сторону исторического центра. «По неиспользуемым железнодорожным путям можно организовать легкое (наземное) метро от железнодорожного вокзала на стрелку рек Волги и Самары», - объяснил Вячеслав Сонин.
- Кроме этого, для соединения футбольного стадиона в районе Радиоцентра с центром Самары в городе могут появиться не одна, а две линии скоростного трамвая. Одна пойдет в зону футбольного стадиона от станции метро «Кировская», другая — по Ново-Садовой до площади им. Куйбышева. «Действительно, это будет дешевле, чем тянуть туда метро. Физическая возможность сделать это есть. А на «Алабинской» можно будет организовать пересадочный узел — там при выходе из метро можно сразу пересесть на скоростной трамвай», - добавили проектировщики.
- Когда эти планы будут воплощены в жизнь, весь город можно будет объехать без пробок — как по кольцу. Николай Меркушкин особо подчеркнул: каждая из планируемых линий скоростного транспорта имеет значение не только в связи с проведением мундиаля, они в первую очередь будут строиться для удобства горожан. Поэтому развитие метрополитена в этом направлении - один из приоритетов в работе правительства, и строительство новых станций - лишь вопрос времени. Чтобы ускорить процесс, губернатор уже поручил министерству управления финансами рассмотреть возможность финансирования мероприятий по строительству метрополитена в 2014 году и последующие годы.
Источник: Волжская Коммуна