Виноваты ли «газели» в том, что в «пробке» мы засели?
Давно не было повышения цен на проезд в общественном транспорте. И, наконец, вот он, предновогодний «подарочек»: в марте 2007-го, никак не позже, нам предложат платить не 9 рублей за поездку, а 10. Разница не очень-то велика, спору нет. Только обосновано ли очередное повышение?
Чиновники уверяют: себестоимость перевозок около 13 рублей, цены на топливо, запчасти и прочее растут аж до 20 процентов за год, к тому же подвижной состав крайне изношен, нужны деньги на ремонт, да и работникам транспортных предприятий зарплату необходимо повышать. Согласен со всем, кроме себестоимости.
Помнится, три года назад в Самарской городской Думе в очередной раз заслушивали тогдашнего руководителя департамента транспорта Петра Григорова. Глава ведомства не возражал депутатам, когда те назвали реальную себестоимость одной поездки в наземном общественном транспорте Самары – около четырёх рублей. Г-н Григоров лишь сказал, что более высокая оплата проезда (тогда это были 6 рублей) является следствием огромного количества льготников, так как всем остальным пассажирам фактически приходится оплачивать их перевозку.
Сейчас «натуральных» льготников нет, платят все, кто входят в трамвай или автобус. Так неужели за три года себестоимость проезда в наземном транспорте возросла в три раза? Не надо быть большим специалистом, чтобы всерьёз засомневаться в истинности утверждений чиновников насчёт нынешних тринадцати рублей.
Очевидно, назрела необходимость независимой проверки всего транспортного хозяйства областной столицы. Нужно выяснить, в какую сумму на самом деле обходится одна поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае. Ведь поднимать до бесконечности цены на билеты и сезонки нельзя, это просто негуманно, в конце концов. Аргумент: средняя зарплата рядового рабочего одного из крупнейших госпредприятий Безымянки составляет примерно 8 тысяч рублей, за сезонку «автобус – метро» с марта он будет платить 580 рублей. Плюс сезонки детям (студентам или школьникам). Не великовата ли даже сейчас, до грядущего повышения, доля транспортных расходов в семейном бюджете рядовых самарцев, которых в нашем городе большинство? А что будет дальше? Ведь зарплата растёт медленно, а подобные «подарочки» наверняка преподнесут нам в наступающем году (между прочим, по восточному календарю он будет годом свиньи) и энергетики, и работники ЖКХ…
Кто может стать инициатором такого «аудита»? Очевидно, областные власти. Опыт уже есть: в одночасье отобрали у городских чиновников право распоряжаться землёй, положив конец беспределу. Так бы и с транспортом – это тоже крайне актуальный для большинства жителей Самары вопрос.
И ещё один нюанс в недавних заявлениях самарских чиновников, мягко говоря, настораживает. Если верить сказанному, то в пробках, которых на самарских улицах становится всё больше и больше, повинны исключительно…микроавтобусы – те самые пресловутые «газели». Возможность получения автором взятки от «газелистов» исключена (уже хотя бы потому, что он редко прибегает к услугам маршрутных такси), поэтому он встанет на защиту последних.
Не так давно озвучивались данные, в соответствии с которыми «газели» перевозят лишь 5% от общего числа пассажиров, пользующихся наземным общественным транспортом. Не знаю, откуда взяты эти проценты. Я провёл собственное исследование, не пожалев на это времени. Результаты таковы. На один автобус 41-го маршрута приходится 9 или 10 «газелей», следующих тем же путём. 13 умножить на 10 – вот вам и полный салон муниципального автобуса. Примерно то же с маршрутом № 34: один автобус против семи – восьми микроавтобусов. №70 – в пользу муниципалитета: один автобус против двух – трёх «газелей». Зато маршрутки спасают, иначе не скажешь, на тех улицах, где так редко курсируют автобусы №№ 11, 18, 75. А попробуйте уехать в сторону площади Кирова часов в 8 или 9 вечера, допустим, с пересечения улиц Гагарина и Советской Армии! Да если б не «газели»!..
Да, маршрутки участвуют в создании пробок. Но – наряду с частными легковыми авто, коих на наших магистралях неизмеримо больше, чем микроавтобусов. И если перевести, как собираются сделать чиновники, движение большей части маршруток на второстепенные магистрали, то это никоим образом не улучшит ситуацию в часы «пик». А вот толпы пассажиров на остановках наверняка увеличатся.
Необходимо резко ужесточить меры наказания водителей «газелей», которые предпочитают лихую езду с крутыми виражами и при этом перевозят «стоячих» пассажиров. Вплоть до лишения прав. Вот здесь спорить, по-моему, не о чем. Необходимо наказывать и хозяев этих транспортных средств – вплоть до лишения лицензий. Но преувеличивать роль маршруток в создании транспортных проблем в Самаре, право, не стоит.
Местным властям лучше бы попытаться каким-то образом всё-таки уменьшить количество «пробок» и их протяжённость на дорогах Самары. Улица Советской Армии и Московское шоссе, улицы Киевская и Мичурина, проезд Масленникова и проспект Кирова, улицы Ново-Садовая и Ново-Вокзальная – вот далеко не полный перечень наиболее проблемных наших магистралей. И сейчас-то уже, в общем, поздновато, но если всерьёз взяться, наверное, можно что-нибудь изменить к лучшему. А иначе года через три – четыре мне, например, придётся тратить на дорогу к работе и обратно не три с половиной часа ежедневно, как сейчас, а часов пять или шесть. Хороша перспективка, ничего не скажешь! Проще будет на работе, в кабинете, раскладушку поставить. Вот только жена, боюсь, неправильно меня поймёт…