Глава региона: "Очень важно, чтобы представительная власть была ближе к народу"
Во вторник, 10 июня, по завершении заседания Самарской губернской думы, где сегодня сразу в двух чтениях был принят областной закон "О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений", врио губернатора Николай Меркушкин ответил на вопросы журналистов.
- Каковы плюсы нового закона о местном самоуправлении
(МСУ)?
- В рамках реформы МСУ все будет систематизировано, для каждого уровня власти
будут четко прописаны полномочия, которые необходимо выполнять. Ситуаций, когда
каждый сам по себе царек и что хочет, то и воротит, как в Безенчуке или
Кротовке, - не будет. Почему я привожу для примера Кротовку? Потому что это
очень показательный муниципалитет: там сформировалась целая криминальная
структура, и как результат, там был целый шлейф нерешенных вопросов, связанных
с оказанием медицинских услуг, образованием, социальной сферой.
- С чем связано быстрое принятие закона "О порядке формирования органов
местного самоуправления муниципальных районов и поселений"?
- Скорость принятия этого областного закона диктуется обращением
муниципалитетов, которые хотят перейти на новую систему выборов, а также
необходимостью оперативного назначения даты голосования собрания представителей
Богатовского района, который находился в подвешенном состоянии. Поэтому
законопроект и был вынесен именно на сегодняшнюю сессию губернской думы, а не
на более поздний срок. Причем я убежден, что в новом законе нет каких-то
принципиальных вопросов для дискуссий. Новый принцип формирования власти
гораздо лучше для сельских поселений. К примеру, раньше в деревнях, где жили
150 человек, мало кого волновало, чем живут избиратели, поскольку они никакой
погоды на выборах не делали. На таких маленьких поселениях, условно говоря,
ставили крест - и все. А теперь, в рамках нового областного закона,
интересы даже самых маленьких деревень будут представлять депутаты в районном
собрании представителей. Депутаты смогут отстаивать интересы жителей, выносить
инициативы. Такой принцип избрания власти более демократичен, он используется
во многих странах мира. Он работает более эффективно, и это вполне понятно:
ведь если депутат, делегированный из села наверх, разочарует избирателей - его
можно будет быстро отозвать и направить другого кандидата. Этот механизм
работает, например, в Германии: если какой-либо регион считает, что его
представитель не работает - того в любой момент отзывают. Так что такое
представительство даст плюс как сельским поселениям, так и муниципальным
районам. Поэтому я считаю, что в новом законе о МСУ демократии не меньше. Очень
важно, чтобы представительная власть была ближе к народу. Как говорит
президент, "чтобы до нее можно было достать рукой". Необходимо, чтобы власть
отражала интересы не человека, севшего в кресло и получающего очень хорошую
заработную плату, а интересы рядового человека.
- С принятием нового закона выборов будет меньше или
больше?
- Выборов будет меньше, поскольку не надо будет избирать депутатов параллельно
на всевозможные уровни. А это плюс для Самарской области, ведь мы же не можем
постоянно находиться в выборном процессе. Самарская область тратит на выборы
примерно на 500 млн рублей больше, чем Татарстан. А это очень значимая сумма.
За 500 млн рублей в Самаре можно отремонтировать дороги.
- Нужно ли отказываться от всенародных выборов в крупных городах -
таких, как Самара и Тольятти?
- Так вопрос не стоит - ни по Самаре, ни по Тольятти. Что касается системы
выборов в городских округах (а это следующий этап реформы в Самарской области),
то здесь власть будет более систематизированна. В Самаре выборы будут через
год, в Тольятти еще позже, в Чапаевске они только прошли в прошлом году.
Структура местного самоуправления в крупных городах с районным делением и
просто в городах еще будет подробно обсуждаться. Здесь необходимо советоваться
с очень большим кругом людей. Я допускаю, что в Самаре могут появиться
дополнительные муниципальные образования, будет, например, не 9 районов, а 12
или 25. Все это будет обсуждаться с людьми, которые хорошо знают специфику
Самары. Я вчера проводил совещание с главами МСУ и посоветовал Азарову изучить
опыт Москвы (которая разделена на префектуры), чтобы сделать власть ближе к
людям. Эффективность власти, а также взаимодействие уровней власти
между собой должны быть другими.