Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Подробности / Общество

14:38 28 октября 2008Автор: Евгений Павленко, Юрий Кандауров

Нюансы транспортной реформы, или Чем трамвай не угодил самарской мэрии?

Не так давно власти Токио обсуждали проблемы развития общественного транспорта японской столицы. Поводом послужили всё увеличивающиеся  пробки на улицах города, которые мешают работе муниципального транспорта. Решение вскоре было найдено. Уже разработан проект  создания электропоезда, вагоны которого будут «висеть» на рельсах и как бы витать в воздухе. Да, очевидно, это в духе японцев: быстро реагировать на реалии и не менее оперативно решать проблемы. Причём ещё не на критическом их этапе. При этом созидая, а не разрушая.

Увы и ах: власти нашей любимой Самары предпочитают идти иными путями. Зачастую прямо противоположными тем, которые выбирают их коллеги в Стране восходящего солнца.

Сначала бродили какие-то неопределённые слухи. Теперь самарский градоначальник Виктор Тархов во всеуслышание заявляет, что выноса трамвайных и троллейбусных линий из центра города не избежать. По официальной версии, причиной планов  «расправы» над электротранспортом служит скорое введение одностороннего движения на улицах Куйбышева и Фрунзе. Соответственно, движение трамваев и троллейбусов там не представляется возможным. Это значит, что, по идее самарских чиновников, трамвайные пути должны быть демонтированы от развязки на пересечении улиц Красноармейской и Галактионовской  по направлению к Волге и далее по всей улице Фрунзе до Хлебной площади. Троллейбусные линии предполагается «выселить» с улицы  Куйбышевской. А это, в свою очередь, означает: троллейбусной линии не станет на площади Революции – не будет ходить этот вид общественного транспорта и к речному вокзалу.

 

Но, повторяем, это, как выясняется, лишь  официальные, так сказать, оптимистичные и наименее травмирующие общественное сознание проекты.  По другой версии, полученной нами из достоверных источников, близких к мэрии и ТТУ, троллейбусные линии предполагается демонтировать во всём Куйбышевском районе, та же участь ожидает и Волжский проспект. Поговаривают даже о тотальном уничтожении самарского троллейбуса, хотя вот это сомнительно.

Ситуация с трамваями в центре города может оказаться ещё хуже.
«Трамваи в исторической части Самары разрушают здания старой постройки, поэтому трамваи следует убрать из центра», - уже не раз заявляли представители мэрии. После нашей просьбы прокомментировать подобные утверждения, дав компетентную оценку влияния вибрации от движения трамваев на состояние исторических памятников, специалисты, имена которых по их просьбе не называем, сообщили следующее. Никаких прямых доказательств отрицательного воздействия трамваев почти за сто лет их существования на здания в центральной части города нет. Зато самарские архитекторы по заказу мэрии уже подготовили проект  ликвидации всего трамвайного движения от улицы Полевой к историческому центру и переноса городского трамвайного депо на улицу Алма-Атинскую... Как видим, дело не ограничивается улицей  Фрунзе и Хлебной площадью.

 

Мы попросили создателя Интернет-сайта «Общественный транспорт Самарской области», сопредседателя межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Антона Буслова, как человека, хорошо  знающего проблемы развития муниципальных транспортных путей, рассказать о перспективах подобных планов. Вот что он сообщил:

- Вынос городского трамвайного депо за пределы центра города - это идея не столько местных властей, сколько идея девелоперов, которую те продвинули в мэрию. Впервые об этом  я услышал от человека, который присутствовал на банкете, посвящённом 100 дням правления господина Тархова... По словам этого моего знакомого, один из бизнесменов озвучил такую перспективу, как скорую и реальную. Честно сказать, я тогда его словам не поверил, так как вся земля под ГТД оценивается в 300-400 миллионов рублей, в то время как перенос депо будет стоить, по современным оценкам, порядка 1,5 миллиардов рублей. Кроме того, в ГТД действуют самые мощные в городе вагоноремонтные мастерские, а значит,  ликвидация старого депо надолго или навсегда поставит крест на возможности в необходимом объёме поддерживать в рабочем состоянии крайне изношенный вагонный парк, чего не понимать чиновники не могут… Но после ряда публичных заявлений во многое пришлось поверить… Теперь представим себе, что новое депо на окраине города всё-таки построено. Сколько времени вагону придётся «бежать» оттуда до той же Полевой, чтобы начать движение, как сейчас, в половине шестого утра? С ростом нулевых пробегов возрастут и каждодневные эксплуатационные расходы, из-за пробок станут вероятными срывы выпуска вагонов в сторону центральной части города. Фактически такое решение вообще может поставить под сомнение существование  значительной части трамвайных линий в Самаре.

Рушить – не строить! Мало того, что за последние десятилетия ни метра трамвайного полотна на каких-нибудь новых маршрутах не проложено, теперь ещё собираются добить то, что было создано нашими земляками  во главе с Павлом Петровичем Суткевичем в 1915 году, когда открылось трамвайное движение в Самаре. Кстати, у нас этот вид общественного транспорта появился раньше, чем в Санкт-Петербурге. И вот тут есть один, если хотите, патриотический аспект. Трамвайное депо на улице Полевой официально не является архитектурным или историческим памятником, неукоснительно подлежащим сохранению. Но любой житель губернского центра, хоть в малой степени уважающий историю своего города, заявит, что такие постройки сносить нельзя. Категорически заявит! Потому что это – старая Самара, о которой стихи написаны, песни сложены, кинофильмы сняты. А уничтожать старину, не заботясь об исторической памяти – дело, достойное  варваров.

И что из того? Мы старый мир разрушим до основанья, а затем…Так, очевидно, вспоминая некоторые не доброй памяти коммунистические традиции, рассуждают в нынешней мэрии Самары.

А, кстати, что – затем? Вот в Воронеже разрушили. Там ещё 10 лет назад существовала развитая трамвайная инфраструктура. Но, следуя абсурдной идее, будто трамвай – устаревший  вид транспорта, вся эта инфраструктура была уничтожена и восстановлению не подлежит. Там, между прочим, местные власти тоже утверждали, будто построят новые депо и т.д., и т.п. В результате Воронеж сегодня задыхается от пробок и  выхлопных газов автотранспорта, забившего центр города.

Существуют примеры подобного «решения» проблемы и за границей – не только в России, к сожалению, иногда рубят с плеча. В Париже и Лондоне в 30-е годы минувшего века тоже  почему-то вдруг посчитали, что использование трамвая в большом городе создаёт жителям сложности – шум допоздна, стук колёс…Однако в начале века нынешнего тамошние чиновники возродили этот вид транспорта, видно, поняв несостоятельность выводов своих предшественников и истинную – важную – роль трамвая в транспортной системе современного мегаполиса.

Насчёт важности и надёжности за примерами далеко ходить не будем. Вспомним транспортный коллапс в Самаре, вызванный снегопадами в конце января текущего года. Лишь трамваи уже к концу первого дня стихийного бедствия возобновили регулярное движение практически по всем маршрутам. Остальные виды  наземного общественного транспорта «приходили в себя» больше недели…

Продолжая тему трамвая в мегаполисе, напомним, что в насыщенном историческими зданиями Львове это один из основных видов транспорта. И в Праге, где, как говорится, памятник на памятнике, среди уникальных зданий по узким улочкам спокойно ездят трамваи – и никто не поднимает тему «вредоносности» электротранспорта – она искусственно создана у нас теми, кто, по всей видимости, преследует какие-то корыстные цели. Какие именно, желающие пусть спросят в самарской мэрии...  А Москва? Недавно по телевидению мэр столицы Юрий Лужков говорил о том, что трамвайную сеть  предполагается расширять, будут строиться новые ветки…

В Самаре в настоящее время более трети пассажиров, пользующихся наземными видами общественного  транспорта, перевозят именно трамваи. Один из авторов этой публикации два месяца назад, в августе, вместе с единомышленниками проводил сбор подписей в поддержку муниципального электротранспорта в центре города. Жаль, что господа из мэрии Самары не присутствовали рядом во время  многочисленных бесед с гражданами – сколько нелестных отзывов услышали бы они в свой адрес! Так вот, недавно наш мэр на радио «Эхо Москвы» заявил, что на трамвае до Хлебной площади и обратно от неё проезжают «5 – 6 человек в вагоне». Видно, давненько Виктор Александрович не ездил в общественном транспорте! А из окна персональной служебной автомашины многое выглядит не так, как есть на самом деле! Убедиться в ошибочности заявления самарского мэра можно в любое утро или вечером, после 16 часов в любой рабочий день, когда сотни, да нет, пожалуй, тысячи людей едут на трамваях № 1, 3, 5, а также 16, 18, 20 из дома и домой, после трудового дня.

Что же нам взамен предлагают мэр Самары со товарищи?   

Весьма пессимистическую картинку результатов реализации их планов рисует Антон Буслов:
- Транспортная жизнь центральной части города после реализации этого проекта (введения одностороннего движенияприм. авторов) разделится, как мне кажется, на два периода. Примерно первые полгода автомобилистам, действительно, жить станет легче. Правда, одновременно заметно усложнится жизнь пассажиров общественного транспорта, так как сейчас у города и у частных перевозчиков не имеется даже теоретической возможности компенсировать отмену трамвайных маршрутов вводом автобусов. Их просто нет в таком количестве. После того, как часть граждан адаптируется к новым условиям, и, прокляв  городские власти, пересядет на свои личные авто, на которых сейчас в центр города не ездит, так как на трамвае дешевле, а главное, быстрее и надёжнее, и о парковках беспокоиться не надо, начнётся второй этап – центр окажется  парализован множеством «вечных» пробок. Их создаст и многократно увеличит автотранспорт, который будет направлен на подмену трамваев. Ведь если трамвай практически не маневрирует в потоке, то авто маневрируют активно. Отсюда – неизбежные ДТП. И, как следствие, пробки, пробки… Согласно всё той же транспортной науке, на замену одному вагону трамвая потребуется 1,5 автобуса. То есть обычный «двухвагонник» 20-го маршрута нужно будет заменять, как минимум, тремя автобусами, занимающими, кстати, куда большую площадь дороги. Сколько потребуется автобусов? Бюджет Самары не потянет такой груз, как приобретение трёх или четырёх десятков автобусов практически одномоментно. Скорее всего, эту нишу займут транспортные коммерсанты, вернее, их пассажирские авто. И когда на замену лишь одной  трамвайной сцепки выйдут три или четыре автобуса малой вместимости или 30 – 35  автомобилей «газель», я не сомневаюсь, что городские власти проклянут уже все – и автомобилисты, и тысячи пассажиров, и десятки тысяч жителей Ленинского и Самарского районов областного центра. Сколь отрицательно подобные транспортные нововведения скажутся на экологической ситуации исторического центра города, вообще объяснять не надо. Между прочим, именно выхлопные газы автомобилей «добьют»  памятники архитектуры, о которых на словах так беспокоятся чиновники. Газы, выделяемые, прежде всего, дизельными двигателями, способствуют коррозии зданий, а шинный транспорт  создаёт вибрационную нагрузку на почву (а значит, и на фундаменты зданий). Причём для колёсного транспорта, в отличие от рельсового, она точечная, а не распределённая на рельсошпальную решётку. Так что реализация проекта, вне всякого сомнения, приведёт к многократному усугублению тех проблем, с которыми, по декларациям мэрии, проект призван бороться.

Быть или не быть электротранспорту в центральной части Самары? Ответ на этот вопрос, не сомневаемся, волнует подавляющее число жителей областного центра. В магазины, медицинские и другие учреждения, многочисленные учебные заведения, на работу, в театры, для прогулок по набережным в любое время года сюда в общей сложности приезжают, без преувеличения,  сотни тысяч людей. Большинство – на общественном транспорте. Преимущество нередко отдаётся трамваю, так как он наименее подвержен стоянию в пробках, которые в последнее время стали у нас главной транспортной проблемой. А так как её решение небезразлично такому количеству людей, то мэрия обязана прислушаться к мнению жителей. Ведь и руководители мэрии, и господа депутаты Самарской городской думы так любят рассуждать о демократии перед телекамерами и микрофонами радиокомпаний!..

Ну, а коль скоро они прислушаться не пожелают… Надеемся, веское слово в защиту позиции рядовых самарцев скажут власти нашего региона. Это как раз тот случай, когда – простите за тавтологию – не грех и власть употребить.

Источник: РИА «Самара»

Обсудить в форуме РИА Самара »


Версия для печати »

Лента губернских новостей

13:11 Николай Меркушкин: "Тольятти ожидает второе рождение - в городе может появиться около 20 тыс. рабочих мест"

17:46 АО «Транснефтепродукт-Самара» завершило плановые ремонты на нефтепродуктопроводах и ЛПДС

11:41 Путешествие по Европе

20:00 Сопротивление изменениям в организации

13:17 Утвержден состав областного кабинета министров

09:02 В Самаре состоялось очередное заседание правительства региона

12:32 Николай Меркушкин: «Космодром «Восточный» имеет колоссальное значение для всей страны»

12:28 Николай Меркушкин и Максим Соколов приняли участие в слете бойцов стройотрядов транспортных вузов РФ

12:08 Глава региона провел рабочую встречу с послом Швеции

15:41 Николай Меркушкин и Максим Соколов открыли движение по Кировскому мосту

19:55 Николай Меркушкин выступил с рядом предложений на заседании президиума Госсовета под председательством Владимира Путина

17:16 Николай Меркушкин вошел в десятку самых влиятельных глав субъектов РФ

13:26 В столице обсудили подготовку к ЧМ-2018 по футболу

13:10 В Самаре показали передовые технологии станкостроения

10:17 Губернатор встретился с командующим войсками Центрального округа

10:13 Губерния выиграла конкурс РОСНАНО

10:04 «Мы должны уберечь наших граждан от этой беды»

12:18 Новый этап в развитии местного самоуправления

12:15 Расходование средств на подготовку к ЧМ-2018 возьмут под контроль

12:08 В Самарской области стартовал отопительный сезон

12:03 В муниципалитетах изучают новые земельные порядки

11:50 «Ладу Весту» будут производить на новом заводе в Казахстане

11:54 Будем с хлебом! А также с мясом, молоком, картофелем и яблоками

11:49 В Самарской области появятся восемь памятных дат

11:42 На рынках и в магазинах проверяют качество продуктов

11:33 Проект «На связи с губернатором» продолжается

19:15 Опыт Самарской области по развитию профобразования отметили на заседании совета ПФО

13:08 Николай Меркушкин: "Мы хотим, чтобы СамГТУ и дальше быстро двигался вперед"

19:49 Депутаты поддержали законопроект губернатора о порядке избрания главы Самары

16:10 Депутаты губдумы одобрили кандидатуры пяти вице-губернаторов, предложенных Николаем Меркушкиным

13:36 Машиностроители губернии принимают поздравления

16:49 Николай Меркушкин направил в Совет Федерации кандидатуру Дмитрия Азарова

12:02 Самарская губернская дума провела первое заседание осенней сессии

11:40 Николай Меркушкин: «Сделаю все, чтобы оправдать доверие людей»

15:02 Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области

18:22 В Самарской области намолочено 2 млн тонн зерна

15:54 Участники совещания под председательством Сергея Иванова положительно оценили опыт региона по обучению русскому языку

19:32 Николай Меркушкин: "Сегодня состоялся очень важный для страны разговор"

17:34 Николай Меркушкин принял участие в заседании Госсовета в Кремле

11:41 В округе полным ходом идет подготовка к отопсезону

11:35 Владимир Путин: «Главный итог выборов - общество продемонстрировало свою сплоченность»

12:43 На предприятиях области придерживаются евростандарта

12:35 Молодых специалистов АПК поддержат

12:31 На переселение самарцев из лачуг выделят 446 млн рублей

12:21 Николай Меркушкин объединил жителей области

12:17 «Для региона важны лидерские качества Николая Меркушкина»

19:07 Вадим Михеев объявил Николая Меркушкина избранным губернатором

«РиаСамара» © Самара




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия