Не все общественные организации нашли свое место в реализации нацпроектов
В понедельник, 19 февраля, в Самаре состоится Общественное собрание. С какими мыслями готовятся к нему некоммерческие общественные организации?
В последнее время в связи с реализацией национальных проектов власть все чаще говорит о необходимости гражданских инициатив и, надо заметить, делает шаги в сторону налаживания отношений с негосударственными некоммерческими организациями (НКО). Она не зря считает некоммерческие общественные организации точками роста гражданственности, источником подъема гуманитарной и социальной сфер, фактором повышения качества госуправления, оптимизации государственных расходов.
В нашей области некоммерческий сектор сформировался давно и активно участвует в жизни губернии. С 2003 года Общественное собрание было заявлено как инструмент взаимодействия гражданского общества и власти. Вот тут стоит остановиться и обратиться за комментариями к одному из активных участников процесса – Валентине Пестриковой. Она, являясь заместителем директора региональной общественной организации историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье», возглавляет круглый стол ресурсных организаций.
- Валентина Ивановна, я думаю, есть смысл начать с того, как родилась идея Общественного собрания.
- Эта идея давно носилась в воздухе, и к 2003 году стало понятно, что для дальнейшего развития гражданского общества необходим институт, который станет инструментом, если хотите, механизмом взаимодействия некоммерческих общественных организаций и власти. Цель у Общественного собрания одна – работать над формированием социальной политики. Это значит - заявлять власти о насущных проблемах и помогать в поисках решений. По большому счету, формировать социальное «окружение» наша ассоциация начала еще в 1999 году, когда 9 некоммерческих организаций объединились в партнерство для выработки тактики и стратегии, которое затем превратилось в круглый стол. Он и стал той переговорной площадкой, на которой проходили встречи с представителями власти.
- И кто приходил к вам на круглый стол?
- Сейчас вспоминается встреча с А. С. Бахмуровым о вопросах налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности. Он хорошо подготовился и выступил у нас как эксперт от власти, мы рассказали о том, с чем пришлось столкнуться конкретным организациям при исполнении законодательства о налогообложении. Для Бахмурова это была дополнительная информация о том, как обстоят дела со сбором налогов в конкретном секторе. Для нас – возможность лучше понять ситуацию и степень своего влияния на нее. Итогом встречи стало предложение Александра Сергеевича заняться помощью ветеранам-инвалидам в получении налоговых вычетов в связи с платными медицинскими и образовательными услугами. Он тогда сказал: «Если вам удастся помочь оформить документы на получение налоговых вычетов для инвалидов, пользы от этого будет гораздо больше, чем от всей вашей гуманитарной помощи».
Эта встреча стала толчком к созданию рабочей группы. Мы пошли в Губернскую Думу, изучили закон о благотворительной деятельности, поняли, как он работает. В июне 2005 года в закон о благотворительной деятельности были внесены частичные изменения. Таков итог работы нашего круглого стола с СГД.
- Наверняка, у вас еще много примеров участия общественных организаций в изменении законодательства…
- Пожалуй, я бы так не сказала. Их на самом деле не так уж и много, но проблемы, которые мы поднимаем, чрезвычайно остры для определенных групп. Ну, вот например, еще одна ситуация. Если в роддоме появляется ребенок-отказник, то о его появлении сразу сообщают всем заинтересованным попечительским организациям. Если же у мамы появляется малыш с отклонением в развитии, то она борется за его здоровье одна. Отчасти это связано с врачебной тайной, отчасти – с тем, что мама не знает, кто может помочь ребенку-инвалиду. А тем временем упускается драгоценное время для его реабилитации. Так вот, на круглый стол, который занимается проблемами семьи, материнства и детства пришло 70 человек – настолько оказалась актуальной эта проблема. Историко-культурная тема по промыслам тоже вызвала большой интерес. Тогда собралось 60 человек. Интерес к такой работе у власти и НКО явный и понятный. Мы обсуждаем проблему – они получают информацию. Круглый стол - это работающий неформальный механизм.
- Какие вопросы выносились на обсуждение Общественного собрания?
- По положению, вопросы для обсуждения готовит координационный совет, в который входят представители власти и НКО. Так случилось, что из-за постоянных перестроек внутри структуры исполнительной власти в 2003 прошло одно заседание палаты, в 2004 – тоже всего одно – о проблеме преодоления бедности. В 2005 году на нас свалилась организация общественной палаты РФ, нужно было провести отбор региональных организаций для представительства. Состоялось широкое региональное собрание, которое вполне можно было бы счесть заменой Общественному собранию. И в 2004 году начал работать общественный совет при Самарской губернской Думе. Это другая структура, которая работает с НКО в плоскости законотворчества. Мы проводили мониторинг нормативных актов, направленный на выявление белых пятен в законодательстве. Регулярно проходили собрания, секции по тематике работы комитетов. В результате в план законотворческой деятельности на 2007 год около 200 предложений были внесены от некоммерческих организаций.
- Удалось ли общественным организациям включиться в работу по реализации национальных проектов?
- Вопрос неоднозначный. У нас есть молодежная организация педагогический клуб «Радуга». Они занимаются созданием развивающих программ, подготовкой вожатых, правовым просвещением. Как этот клуб войдет в нацпроект «Образование», кроме того, что председатель станет членом совета, не ясно. Откровенно говоря, не пониманием этого не только мы, но и представители власти. С их стороны запроса на наше участие нет. Надо понять, где поле приложения наших сил, и тогда включаться. Такая же ситуация с другим нацпроектом «Здоровье». Организации инвалидов очень бы хотели здесь быть полезными в плане оценки медицинских услуг, потребности в них и степени удовлетворенности, но заказа от власти нет. Другая ситуация в АПК. На селе немного некоммерческих организаций ни фермерских, ни товаропроизводителей. Найдут ли место в этой работе те НКО, что работают в городе?
Совет женщин прекрасно справляется с работой, у нас в ассоциации «Поволжье» главная тема – поддержка реформы местного самоуправления –тоже востребована. А вот как это соединить с реализацией нацпроектов, пока вопрос.
В рамках нацпропкта в селах создаются офисы врачей общей практики. Статья 131 Федерального Закона о местном самоуправлении не предусматривает выделения средств на создание таких офисов. Тогда объясните, в чем роль местной власти? Отвечают, мы готовим площадку. Спрашиваем – вы берете деньги на это из своего бюджета? Но если статья не записана, значит, вы оголяете другие статьи расходов. Надо понять, кому эти вопросы задавать. И много. Они будут звучать и на общественном собрании, которое назначено на 19 февраля. Возможно, на какие-то мы получим ответы…
• Обсудить в форуме РИА Самара »