Идея создания в Самаре Центра современной культуры обрела реальные очертания
Возможность проведения в Самаре чемпионата мира по футболу заставила новыми глазами посмотреть на планы развития пустующих промзон города. Самый крупный из подобных проектов был представлен в среду в галерее «Новое пространство» в виде выставки, демонстрирующей 17 проектов создания на территории Мукомольного завода №1 Центра современной культуры «Артполис».- Старая новая идея
- Территория заброшенного мукомольного завода №1, больше известного в народе как Элеватор, первый раз оказалась в поле внимания общественности в 2009 году. Тогда архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы организовали там фестиваль «Артполис», на котором и представили концепцию развития этого места силами искусства. Идея превращения заброшенных промышленных территорий в арт-кластеры многократно опробована не только зарубежом, но и в Москве и Петербурге. Базовый алгоритм прост: «поселяя» на некоей территории художников, мы привлекаем туда публику. Где публика, там и бизнес – и вот уже одичавшая промзона превращается в фешенебельный район. В итоге прибыль получают и частные инвесторы, и город в целом – появляются новые культурные центры, туристические достопримечательности, улучшается социальная обстановка…
- Первоначальная идея Храмовых заключалась в том, что фестиваль «Артполис» «пустит корни» на участке и постепенно превратится в стационарный центр современного искусства, однако во время кризиса о фестивале пришлось забыть. Перспектива проведения в Самаре чемпионата мира по футболу вновь сделала проект актуальным – ведь с территории Элеватора как раз начинается зона пешеходных подходов к будущему стадиону чемпионата. Что Самара будет показывать гостям города – пустыри в районе стрелки Волги и Самары? Длинные ряды магазинов? Да и независимо от чемпионата, разговоры о том, что городу не хватает крупного культурного центра, идут уже как минимум десятилетие. Таким образом, инициаторы «Артполиса» вернулись к проекту – но уже на более серьезном уровне.
- В «Новом пространстве» Дмитрий и Мария Храмовы вместе со студентами кафедры урбанистики архитектурного факультета СГАСУ представляли конкретные проекты Центра современной культуры «Артполис», выполненные с учетом задач, которые ставит перед городом чемпионат. Принципиально важно, что проекты разрабатывались в общении с собственником участка, который, по словам архитекторов, заинтересован в проекте. О внимании к проекту властей говорило появление на выставке заместителя министра строительства Самарской области Анатолия Баранникова и главного архитектора Самары Виталия Стадникова.
- Арт-хостел и Мультимедиа-башня
- На выставке было представлено 16 проектов «Артполиса», выполненных студентами, и один, обобщающий и развивающий идеи всех остальных. Его разрабатывали сами Храмовы и студенты Валентина Лысенкова, Дарья Тельканова, Яна Контарева, Никита Плигин, Мария Чуприлина. По словам Дмитрия Храмова, все проекты предполагают сохранение фасада построенной в 19-м веке мельницы Соколовых и размещение в этом здании центра современной культуры, включающего художественные галереи, школу современного искусства, арт-резиденцию, киноклуб, творческие мастерские… Вокруг этого «брендового ядра» разместятся торгово-развлекательные центры, экспо-центры, гостиницы и другие коммерческие проекты, за счет которых и будет окупаться существование некоммерческих составляющих. Продолжить территорию элеватора предполагается системой парков и скверов, идущих вдоль реки Самары.
- Разработчики проекта нашли оригинальный способ сохранить облик башни самого элеватора, с которой многие ассоциируют весь район. Довольно сложно найти применение огромной башне без окон, но инициативная группа «Артполиса» предложила разместить тут мультимедиа центр, что позволит не менять облик сооружения.
- Противников проекта среди присутствующих не нашлось, хотя многие собравшиеся в частых беседах вспоминали довольно обширный опыт других крупных культурных инициатив в Самаре, которые так и остались просто «хорошими идеями». Не постигнет ли «Артполис» та же участь? Ход официальной части мероприятия, однако, настраивал на обратное. Замминистра строительства Анатолий Баранников произнес речь о стратегии развития города, которая должна быть ориентирована не только на проведение чемпионата, но и на то, чтобы потом обеспечить оптимальное использование созданной инфраструктуры. Проект культурного центра как раз решает вопрос о содержательном наполнении прилегающих к стадиону районов. Виталий Стадников, недавно вступивший в должность главного архитектора города, тоже обещал проекту всемерную поддержку. Наконец, было объявлено о том, что 29 марта состоится круглый стол, где перспективы «Артполиса» будут обсуждаться уже с участием собственников участка. Так что остается закончить в традиционном духе: «Будем надеяться».
-
Виталий Баранников, замминистра строительства Самарской области:
- Мы находимся в парадоксальной ситуации: город с огромным культурно-историческим потенциалом, по сути, не имеет «ядра», культурного центра. Линейное развитие Самары привело к «размазыванию» этих функций по большой территории. Мы знаем, что архитекторы предыдущего поколения планировали расположить центр города в районе автовокзала - но это невозможно. Есть понятие городской культуры, которое подразумевает наличие памяти места, наслоения культур и так далее. Нельзя на пустом месте создать что-то уникальное. Именно поэтому встает вопрос о возвращении исторической части города социокультурных функций городского центра. Поэтому идея этого проекта для нас очень важна. Сейчас район стрелки Самары и Волги жители города практически не знают, хотя это то место, с которого когда-то началась Самара. Но, вполне возможно, когда-то мы будем иметь там район, чем-то похожий на питерскую Стрелку...
Виталий Стадников, главный архитектор Самары:
- Возникновение подобных комплексов, концентрирующих культурную жизнь, - стимул для капитализации окружающей их среды, поэтому за границей такие проекты поддерживают на государственном уровне. Окупаются они не быстро, в течение 7-10 лет, но зато потом приносят постоянную прибыль. В Москве мы имеем несколько примеров успешной реализации подобной тактики. Я думаю, что Стрелка обладает абсолютным потенциалом для того, чтобы стать общественной территорией, независимо от того, будет в Самаре чемпионат или нет. Несмотря на 8 км набережной, город испытывает дефицит рекреационных зон, и логично создавать, продолжая движение вдоль Волги.
Кроме того, уже доказано, что редевелопмент такой территории порой обходится дешевле, чем новое строительство. Так что, по сути, реализация здесь культурного проекта - это оптимальный выход и для владельца участка.