Страховая компания «Астра-Волга» почти добилась своего
Самарская страхования компания (СК) «Астра-Волга» (в прошлом СК «Самара»), занимающая 73 строчку рейтинга страховщиков России, вольно или невольно, но почти добилась отмены дискриминационной законодательной нормы, обязывающей страховые компании конкурировать в тендерах по уровню надежности. В Госдуму внесен соответствующий законопроект.
Отмена нормы позволит компании не только более активно участвовать в тендерах по ОСАГО для автомобилей принадлежащих государственным структурам Самарской области и близлежащих регионов, но и осуществлять расчет каско в Самаре и других городах по более высоким (и вполне обоснованным) тарифам, избегая вынужденной лишь ценовой конкуренции с федеральными игроками.
Так наша региональная СК укрепит свои позиции, прибавит капитализации и может в будущем попробовать выйти на федеральный уровень. Отметим, что вырваться за пределы Самары СК «Астра-Волга» уже удалось. Именно с этим связывают недавнее переименование и рэбрендинг страховщика.
Напомним, еще в 2012 году СК «Самара» начала борьбу за свои права и обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на недобросовестную конкуренцию федеральных страховых компаний, в результате которой недополучила 15 миллионов рублей страховых сборов от заключения договоров ОСАГО с МВД по Самарской области.
Тогда, участвуя в тендере на страхование автотранспорта УВД региона, федеральные игроки (все, кроме «Ингосстраха») скрыли от конкурсной комиссии факты наличия жалоб страхователей по ОСАГО. СК «Россия» (которая в 2013 году прекратила свое существование) по результатам тендера обошла «Самару» и выиграла.
Только после жалобы СК «Самара» в ФАС ситуация вернулась в правовое русло. Отметим, что СК «Астра-Волга» до сих пор не имеет нареканий от страхователей на свою деятельность в области «автогражданки», хотя расчет ОСАГО в 2014 году стал настоящей ахиллесовой пятой рынка страхования.
Убыточность ОСАГО и каско (на которых держался рынок) резко возросла. Правительство отказывалось повышать тарифы и страховщики были вынуждены сократить комиссию своим агентам до минимума, а некоторые перестали так же охотно, как и раньше урегулировать все возрастающие объемы заявленных страхователями убытков и продавать полисы ОСАГО без «нагрузки» в виде страхования жизни.
Лишь в октябре Банк России поднял тарифы на ОСАГО, однако повышение не удовлетворяет страховщиков. Компании требуют дальнейшего пересмотра тарифных ставок. Расчет каско в Самаре вырос более значительно, чем ОСАГО (почти на половину), но и это не решило проблем страховщиков. Спрос на каско упал, а убыточность также возросла.
Летом, как и прочие регионалы, «Астра-Волга» была вынуждена решать еще одну проблему связанную с ОСАГО: отказ «Военно-страховой компании» представлять ее интересы за пределами регионов присутствия. Обычная ранее практика СК «ВСК» была прекращена. По закону «Об ОСАГО» «Астра-Волга» должна была прекратить деятельность в сфере «автогражданки» – серьезный репутационный удар.
СК «Астра-Волга», как и другие региональные СК, сумела найти выход из сложившейся неприятной ситуации, правда не без финансовых потерь. Стоимость договора представительства выросла для регионалов в разы (с депозита в 10 тысяч рублей за регион сразу до 250 тысяч).
Несмотря на все это, СК «Астра-Волга» продолжает удерживать лидирующие позиции на рынке страхования в регионах своего присутствия (IV место по Самаре, впереди «РЕСО-Гарантии», «ВСК» и «АльфаСтрахования»).
Специалисты утверждают, что время региональных страховщиков настало. Однако, напоминают о необходимости скорейшего обновления технологической базы: если расчет ОСАГО-2014 осуществлялся еще на традиционных калькуляторах, то в 2015 году, по прогнозам специалистов, онлайн-калькуляторы страховых продуктов начнут входить в моду у потребителя.
Каналы страхования постепенно будет смещаться в сторону Всемирной паутины
(как в США и Европе). Уже сейчас ОСАГО и каско калькуляторы представлены на
сайтах ведущих СК России. «Астра-Волга» пока далека от подобных новшеств, без
которых ей не стать федеральной страховой компанией.