Почему ВУЗам выгоден плагиат в студенческих работах?
Можно, конечно, поискать и иные причины того, что доля плагиата абсолютно во всех студенческих работах становится с каждым годом всё выше. Но, согласитесь, предположение о том, что ВУЗам выгодна сложившаяся ситуация, лежит на поверхности.
Рассмотрим ситуацию подробнее и попробуем выяснить причины того, что в подавляющем большинстве сдаваемых на проверку рефератах, курсовых, отчетов по практике доля самостоятельного труда студента катастрофически мала.
Все начинается со школы?
Представьте себе начальную школу, детей 1-го, 2-го класса. Детей, получающих задание разработать свой первый в жизни отчет по практике, так называемый «школьный проект». Предполагается, что 7-ми, 8-ми летний ребенок уже имеет навык выстраивания структуры учебной работы, может работать с компьютером, знаком и уверенно пользуется пакетом офисных программ, в частности MS Word и MS Power Point.
Нигде документально не прописывается, но родителям открытым текстом заявляют, что они должны «помогать» ребенку в этой работе. Доля помощи тоже никак не регламентируется. Самой собой разумеется, что только единицы выполняют эти отчеты по практике (школьные проекты) полностью самостоятельно. Только те дети, кто занимается дополнительно, в состоянии справиться сами на всех этапах – и на этапе написания плана отчета, и на этапе сбора информации, и на заключительном перед защитой этапе составления презентации. И, к сожалению, это те исключения, который лишь подтверждают правило – самостоятельной работы у детей нет.
И на самом же деле чаще всего родители выполняют за детей всю работу целиком. И в лучшем случае, объясняют, как и что они делали.
Заметьте, первый опыт выполнения самостоятельного задания уже закладывает ребёнку в голову невозможность справиться самому. Чего же ждать от молодого человека, который начинает учиться в ВУЗе?
Первый курс обучения, первый отчет по практике
А теперь ребенок поступил в ВУЗ. Уже на первом курсе у него первая серьезная работа – отчет по учебной практике.
Не секрет, что и в школьное время, и во время подготовки ребенка приучают к посторонней помощи, к услугам репетиторов.
И что будет делать студент, получив задание найти предприятие для практики, договориться с руководством, пройти сам процесс практики и написать отчет?
Да, конечно же, он будет искать информацию, как это сделать. Да, конечно, он наберет в поисковике что-то вроде «как написать отчет по практике?»
Попробуем сделать это за него. И что мы видим? А видим мы сотни организаций, которые предлагают платную услугу выполнения студенческой работы вместо самого студента.
И ребенок, за годы обучения в школе приученный с детства пользоваться помощью других, без зазрения воспользуется этими предложениями.
И самое печальное
Печальнее всего в этой ситуации то, что большая часть студентов даже не считает это зазорным. «Ведь все так делают, чем я хуже» - чаще всего отвечают практиканты на вопрос о том, почему они не выполняли отчет самостоятельно.
И еще печальнее то, что самой нынешней системе образования выгодна такая ситуация. Не будь этих организаций, не существуй этой отрасли «помощи студентам» – как бы справлялись студенты, приученные к тому, что с детства им не просто помогают учиться, а чаще просто учатся за них?
Вот и получается замкнутый порочный круг. ВУЗами декларируется борьба с плагиатом, вводятся системы проверок на заимствование текстов. И с другой стороны ВУЗы не могут себе позволить лишиться огромной доли студентов, не выполняющих свои учебные работы самостоятельно.