Сделать стартовой
 
Самара, Форум РИА Смара Обсуждения, Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Новости / В регионе / Губернатор

11:31 17 сентября 2012

Николай Меркушкин: «Бизнесу надо стать более социально ориентированным»

Николай Меркушкин: «Бизнесу надо стать более социально ориентированным»

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин стал гостем прямого эфира телеканала «Россия-24». Отвечая на вопросы телезрителей, глава региона затронул темы, которые касаются каждого жителя области. А также обозначил свою позицию по ключевым проблемам жизни губернии. «ВК» публикует наиболее интересные ответы главы региона на вопросы самарцев.

Круг задач
- Вы руководите Самарской областью четыре месяца. Срок небольшой для кардинальных перемен в той или иной сфере. Как вы сами чувствуете — что-то уже удалось сделать в регионе?
- По ощущению – да. Прежде всего, это касается самых наболевших вопросов для Самарской области. Связанных с, мягко говоря, не очень рачительным использованием финансовых средств. Сейчас вектор здесь чуть-чуть сместился. Это касается и сферы благо-устройства, и дорожных работ. Могу сказать, что мне удалось понять процессы, идущие внутри, встретиться с разными людьми, выслушать разные точки зрения, в том числе и оппозиционные. Понять причины, почему вопросы решались не так, как бы хотелось.
- Бизнес в регионе принял новые правила игры?
- Бизнес достаточно развитый, богатый в Самарской области, если сравнивать с другими регионами. Но многие вопросы, связанные с социальной защитой людей, с благоустройством, решались не так, как должны были с учетом потенциала региона. По моему мнению, элите и бизнесу сегодня надо делать существенные сдвиги в сторону частно-государственного партнерства, взаимодействия с властью, быть более социально- ориентированными. И здесь вся работа впереди.
- В четверг состоялось заседание совета по развитию местного самоуправления при губернаторе Самарской области и разговор с руководителями муниципалитетов получился достаточно жестким, почему?
- Самарская область в предыдущие годы не попадала в целый ряд федеральных программ, а те, в которые была включена, зачастую не исполнялись в полном объеме. К примеру, приходят деньги из федерального бюджета, а объект не строится, потому что смета завышена - и деньги снова возвращаются в Москву. Так было с программой предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной войны. В рамках нее за 2008-2011 годы в Самарской области было построено 2700 квартир, тогда как в соседнем Татарстане — 18 тысяч. Татарстан и Самара – близкие регионы по численности. И получается, что Татарстан сделал в 7 раз больше. Еще одна проблема — благоустройство муниципалитетов. Когда я сюда переехал, я не увидел ни одного человека, одетого в дорожную форму, убирающего дороги и тротуары. Сейчас они начали появляться. Глав муниципалитетов нужно заставлять заниматься благоустройством своих территорий.
Новый подход
- Состояние самарских дорог стало уже притчей во языцех. Как вы намерены их исправлять?
- Будем очень внимательно рассматривать все затраты на дороги. Дорожный фонд Самарской области на следующий год составляет 8,5 млрд рублей. Но весь вопрос в распределении этих средств. В этом году схема была такова: на строительство новых дорог было выделено всего 2,3 млрд рублей. Остальное – ремонт и содержание. Самая большая сумма – содержание. Это неправильно, потому что коэффициенты, которые заложены на содержание дорог, завышены. Сейчас многие регионы перешли на другой принцип: есть подрядчик, он построил, он и содержит. Заранее оговариваются суммы, и если он плохо сделал эту дорогу, то ему и на содержание придется тратить больше. И вот в эти рамки он заранее загоняет цену, подписывается контракт. В итоге на содержание тратится в разы меньше. Мы тоже хотим в течение 2-3 месяцев сократить затраты на содержание на 30%. Сэкономленные средства пойдут или на строительство, или на капремонт.
- Вы провели ревизию строительства объектов, которое ведется за счет регионального бюджета, и расходы оказались завышенными. Какие последуют шаги?
- Подходы значительно изменятся. Каждый объект, который строится за счет областного бюджета, пройдет серьезную экспертизу. Наиболее крупные будут рассматриваться лично губернатором. У меня достаточно опыта, мне сразу примерно понятна цена любого объекта, плюс-минус 10%. Мы рассчитываем, что серьезно сократим затраты на многих объектах. Кстати, уже появились первые результаты проверок. На некоторых объектах итоговая сумма была завышена на 30%, и сейчас наметилась тенденция: чтобы не потерять контракт, подрядчики добровольно уходят на 30% снижения стоимости. Сейчас есть несколько таких объектов, где скинули 120 млн рублей.
- А как меняются принципы формирования главного финансового документа губернии — областного бюджета?
- Запланированные ранее заимствования планируется сократить на 2-2,5 млрд рублей. А в ближайшее время область должна начать вписываться в параметры собственных доходов. К заимствованиям же регион будет прибегать только для реализации целевых программ - прежде всего, инфраструктурных. Это, в свою очередь, позволит быстро окупить затраты.
Впрочем, существует и серьезная проблема: на случай экономического кризиса область не имеет подушки безопасности и может рассчитывать только на федеральные меры поддержки. Регион же может лишь сократить объем капитальных вложений в пользу расходов на социальную сферу. Вместе с тем, я думаю, что ожидание кризиса несколько преувеличено, и уверен, что даже если он случится, страна переживет этот период без особых проблем.
- Как вы думаете, малый бизнес может стать локомотивом самарской экономики?
- Может, хотя структура экономики Самарской области такова, что у нас много крупных нефтяных, химических, промышленных предприятий, есть АвтоВАЗ. Но вокруг них создаются кластеры, где сотни, тысячи малых предприятий, которые работают, обеспечивая эти компании. Кроме этого, малый бизнес оказывает всевозможные услуги для населения. Государство заинтересовано в развитии этого направления экономики. Так, мы получили из федерального бюджета 80 млн рублей на поддержку малого бизнеса. В свою очередь, область на такую же сумму софинансирует этот фонд и будет активно поддерживать начинающих бизнесменов.
Жилищный вопрос
- Одна из самых серьезных проблем Самарской области — ситуация вокруг обманутых дольщиков. Есть ли у вас понимание того, как решить этот вопрос?
- Действительно, это одна из болевых точек региона. По статистике, в Самарской области очень много обманутых дольщиков. Для того, чтобы решить вопрос со всеми, требуются очень большие средства. Сейчас в губернии под председательством вице-губернатора работает специальная комиссия, которая тщательно прорабатывает эти вопросы. Я думаю, что в течение двух лет эта проблема будет решена.
- Сейчас остро стоит проблема приобретения жилья, особенно молодыми людьми. Не каждая семья может позволить себе ипотеку...
- Сейчас разрабатывается проект социальной ипотеки с участием государства для семей с низким доходом. Государство будет частично погашать процентную ставку. Кроме того, область может погасить и часть первоначального взноса, но это в зависимости от того, какая семья, сколько детей, в каком положении семья находится, где работают. Социальная ипотека позволяет в рассрочку решить жилищную проблему более широкому кругу людей.
Курс на мундиаль
- Самара претендует на проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, но проектирование нового стадиона приостановлено. Почему?
- Тендер, который объявлялся на проектирование стадиона, отозван. Комиссию FIFA в полном объеме не удовлетворили планы по созданию спортивного комплекса. Рядом со стадионом планировалось построить гостиницы, в которых должны были жить в том числе и футбольные команды. Это не соответствует стандартам FIFA. Согласно новым планам, гостиницы будут располагаться в разных местах Самары, не прилегающих к стадиону. Таким образом, шум, неизбежно сопутствующий проведению крупных соревнований, не будет мешать командам - участницам первенства. Еще одна важная причина отзыва тендера - цены на проектные работы: по оценке экспертов, они были завышены. Поэтому будет проведен новый тендер. Сейчас мы проводим анализ ценовых

параметров проекта. Через 20 дней мы уже будем понимать, сколько он будет стоить. Первоначально стоимость проектирования стадиона составляла 1,78 млрд руб-лей. Как минимум миллионов на 300 мы уменьшим цифру.
- Развитие транспортной инфраструктуры - очень болезненный вопрос. В частности, не хватает мостов через реку Самару. Продолжится ли строительство Кировского моста, будет ли возведен Фрунзенский мост?
- Финансирование Кировского моста будет продолжено, уже заложены средства на следующий год, а Фрунзенский мостовой переход построят к чемпионату мира по футболу 2018 года. Метро — тоже у нас в планах. Я на будущей неделе буду встречаться с профессионалами, которые начинали его строить. Конечно, сегодня многое изменилось: уже не нужно перебрасывать людей из жилых районов на заводы, сейчас многих из этих предприятий просто нет. Так что прежнюю схему проводить неразумно. Но продолжить работы и довести метро до транспортных развязок, которые мы готовим к чемпионату мира, надо.
Кроме того, мы планируем построить новый мост через Волгу немного выше плотины ГЭС для того, чтобы можно было попасть в Самару в объезд Тольятти. Новый переезд через реку позволит разгрузить и сам Автоград от большого транспортного потока.
Источник: Волжская Коммуна

«РиаСамара» © Самара




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия