Минкульт губернии и московский Центр-музей им. Н.К. Рериха осуществляют совместный проект
В музее им. Алабина продолжает работу выставка работ Николая и Святослава Рерихов. Самара стала первым городом, который увидит Гималаи и Индию на отреставрированных полотнах мастеров. Выставка является совместным проектом Министерства культуры Самарской области, Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина и Международного (Москва).
60 оригиналов картин Николая Рериха и 10 картин Святослава заняли два зала.
У входа в первый взгляд зрителя останавливают полотна из серии Николая Рериха
«Гималаи». Той самой, что мастер создал во время Центрально-азиатской
экспедиции 1924-1928 годов. На них художник смог передать тончайшие цветовые
переходы и игру света, которые едва ли поймает объектив фотографа. Например,
отблески заката и всполохи рассвета на острых горных пиках, построенные на
сочетании любимых Рерихом голубого и багряного оттенков.
Рядом с ними картины Святослава Рериха, продолжившего традиции отца, но
добавившего к цветовым оттенкам горного пейзажа свет солнечного полудня. Его
«Путник на фоне облака» рассказывает о бренности земной жизни и бесконечности
неба. А «Женщина и буйвол» переносят зрителя из холода Гималаев в жаркую Индию,
с ее великолепными флорой и фауной. Красота — главное, что роднит два этих
уголка. И выставка, которая сейчас экспонируется в Самаре, по мнению
представителя Международного центра-музея имени Николая Рериха Дмитрия
Ревякина, неслучайно затрагивает именно эту тему: «Современный зритель
истосковался по подлинной красоте. В нашей жизни мы ее теряем в архитектурном
облике городов, памятников, в речи, забываем наши культурные достижения. Рерихи
предложили четкую концепцию защиты и сохранения культуры. Николай Рерих умел
даже в небольшом произведении сконцентрировать красоту удивительной
гармонии».
Смотря на картины, трудно не согласиться с некогда высказанной мыслью
Святослава Рериха: «Миссия художника заключается в том, чтобы нести в мир
красоту, раскрывая ее для других».
Пожалуй, эта выставка представляет творчество обоих художников наиболее полно
не только по количеству картин, которые самарцы еще не видели, но и по обилию
документальных материалов. По соседству с полотнами множество документов,
позволяющих проследить жизненный и творческий путь обоих художников. Дотошные
создатели выставки включили сюда даже свидетельства о браке Николая и Елены
Рерих, их загранпаспорта и многое другое. Но интереснее всего, конечно,
фотографии, посвященные экспедициям Рерихов. Вот они в знаменитой долине Кулу,
где в 1928 году Николай Рерих учредил Институт Гималайских исследований
«Урусвати». В 1945-м Святослав Рерих заключил здесь брак с индийской артисткой
Девикой Рани. Здесь же фотографии с Джавахарлалом Неру и четой
Горбачевых.
«Мы с вами не видели произведения Рерихов с 1991 года. Тогда проходила их
последняя выставка в Самаре, - рассказала директор музея имена Алабина Людмила
Кузнецова. - Это было величайшее событие. Я помню зиму, здание Художественного
музея и то, как люди в жестокий мороз стояли в очереди, потому что для них это
был глоток свободы и приобщение к вселенскому мировому пространству в закрытом
городе Куйбышеве. Надеемся, что сейчас выросло поколение, которое для себя
заново откроет произведения этих двух замечательных художников, философов и
борцов за сохранение мирового культурного наследия».