Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Подробности / Политика

15:30 30 декабря 2013

Сергей Безруков: "Приход в регион иностранных производителей – следствие активной работы губернатора"

О привлекательности Самарской области для иностранных инвесторов, об изменениях в политике отбора поставщиков АвтоВАЗа, о перспективах развития аэрокосмического и нефтехимического кластеров рассказал министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков.

 

Регион стал привлекательнее

- В машиностроительном комплексе Самарской области ведущую позицию занимает автомобилестроение. Именно оно во многом определяет и экономический, и социальный уровень развития Самарской области. На АвтоВАЗ "завязаны" десятки предприятий региона. Как развивается отрасль? 

- С 2010 г. в самарском автомобилестроении происходят серьезные изменения. Они связаны с тем, что изменилась система поставок на АвтоВАЗ. На предприятии меняется вся система закупочной деятельности, сегодня она направлена на привлечение поставщиков автокомпонентов с мировым именем. 

- Но эти компании могут разместить свои производства в любом регионе России. Например, тот же Bosch выбирал из 15 регионов. Насколько интересна им Самарская область? 

- С 2010 г. мы видим повышенный интерес иностранных производителей автокомпонентов к созданию своих производств на территории нашего региона. Сейчас у нас таких предприятий более 15, и их количество стабильно увеличивается. В частности, этому способствует создание Особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г.о. Тольятти.

Вообще, приход в регион иностранных производителей - это следствие высокой инвестиционной привлекательности Самарской области, следствие активной работы губернатора Николая Меркушкина. Он постоянно и очень системно работает в этом направлении.

 

Иностранные инвесторы выбрали нас 

- Губернатор поставил задачу: добиться, чтобы не менее 60% комплектующих для АвтоВАЗа производилось в регионе. Какова ситуация сейчас? 

- Исполнение задачи, поставленной губернатором в послании по увеличению доли самарских поставщиков автокомпонентов в поставках на АвтоВАЗ до 60%, возможно в среднесрочной перспективе. Мы над этим работаем, и 2013 г. был отмечен сразу несколькими значимыми проектами в отрасли.

В частности, этой осенью ООО "Эдша Тольятти" (учредитель – немецкая компания Edscha Holding Gmbh) начало строить на территории ОЭЗ предприятие, где  с осени 2014 г. будут производиться дверные петли, ограничители дверей для российского автомобильного рынка. В рамках первого этапа реализации проекта создадут 150 рабочих мест. В перспективе на заводе Edscha в Тольятти будет работать около 250 сотрудников.

- А есть ли примеры переноса зарубежными компаниями производств в Россию, в Самарскую область? 

- Да, такие примеры есть. В сентябре "Халла Вистеон Рус" (Halla Visteon Climate Control, HVCC) запустила в Тольятти производство автомобильных климатических систем. Оно перенесено в наш регион из Кореи. Плановая годовая производительность составляет 540 тыс. изделий (2,3 тыс. автомобильных комплектов в день). 

Помимо АвтоВАЗа, основными клиентами Halla Visteon Climate Control являются Chrysler, Ford, Hyundai, Mazda, Nissan, Volkswagen Group. И то, что компания открыла производство именно в Самарской области, а не в другом регионе России, например, там, где работают сборочные производства Ford, - это серьезная победа региона.

Работа с иностранными инвесторами не прекращается. В 2013 г. подписаны ряд протоколов о намерениях, инвестиционные меморандумы. Среди потенциальных инвесторов - ООО "Атсумитек Тойота Цусе Рус" (совместное предприятие TOYOTA TSUSHO CORPORATION и ATSUMITEC Co., Ltd.) – это производство трансмиссий, американская Delphi Automotive - производитель автожгутов. Серьезные планы у крупнейшего производителя автокомпонентов из Испании, CIE Automotive. И этот перечень можно продолжать.

- Планирует ли GM-АвтоВАЗ разместить какие-либо новые мощности на территории ОЭЗ? 

- Да, у СП "Джи Эм – АвтоВАЗ" такие планы есть. На дополнительных площадях будет выпускаться автомобиль Niva нового поколения. 

По итогам девяти месяцев текущего года на самом "Джи Эм – АвтоВАЗ" было произведено 41 485 автомобилей Chevrolet Niva. А дополнительные площади позволят удвоить объемы выпускаемых автомобилей. Общая сумма инвестиций в проект составляет $209 млн, площадь производства – 200 тыс. кв. м. 

 

Попасть на конвейер стало сложнее

- На какой уровень сегодня вышла по качеству продукция АвтоВАЗа? 

- В 2013 г. АвтоВАЗ сравнял уровень качества с партнерами по Альянсу – компаниями Renault и Nissan. Сегодня фактический уровень по качеству – 38 ppm (дефектов на миллион единиц продукции. – Прим. Волга Ньюс). За последние три года АвтоВАЗ улучшил показатели качества продукции более чем в 10 раз.

- Какие сложности испытывают в связи с этим традиционные самарские поставщики автокомпонентов на главный конвейер АвтоВАЗа? 

- Сегодня не все региональные поставщики автокомпонентов способны самостоятельно достичь уровня качества продукции, соответствующего требованиям  АвтоВАЗа. 

По информации АвтоВАЗа, по состоянию на 2013 г. заключены договоры на поставку автокомпонентной продукции со 106 предприятиями Самарской области на общую сумму 46,4 млрд руб., из них 60 партнеров – это предприятия малого и среднего бизнеса. Общее падение объема заказа по сравнению с 2012 г. составило около 10%, или 5 млрд рублей. 

Сегодня создание локализованных производств с участием мировых производителей автокомпонентов - один из приоритетов развития автомобильного кластера региона. Однако это снижает вероятность попадания в панель поставщиков АвтоВАЗа самарских предприятий, которые давно работают в этом сегменте. В том числе и тех, кто вложил серьезные средства в развитие и повышение качества продукции.

- Как можно решить эту проблему? 

- В качестве приоритетного направления повышения конкурентоспособности самарских производителей автокомпонентов мы видим создание совместных предприятий с иностранными производителями.

Самарским предприятиям необходимо продолжить работу по поиску возможного сотрудничества с лучшими иностранными производителями автопрома, в том числе с действующими и потенциальными резидентами ОЭЗ - с учетом стратегического направления развития предприятий и АвтоВАЗа совместно с Альянсом Renault-Nissan как основного потребителя.

Нам необходимо максимальное углубление локализации за счет взаимодействия именно с местными поставщиками автокомпонентов. Наша позиция такая: наличие на территории области предприятий с мировыми именами должно быть не целью, а средством повышения конкурентоспособности в отрасли.

- Проявляют ли иностранные компании интерес к партнерству с действующими самарскими производителями? 

- Интерес есть. Например, на территории Волжского района, практически на границе с Куйбышевским районом Самары, создается индустриальный парк "Преображенка". И немецкая группа компаний Bosch до 2015 г. инвестирует в строительство завода на этой площадке 50 млн евро. Здесь разместится производство шасси, стартеров, генераторов и дизельных систем. К концу 2017 г. будут созданы более 500 новых рабочих мест. 

Как раз сейчас формируется пул поставщиков этого нового предприятия, в том числе с привлечением региональных поставщиков автокомпонентов. 

 

Ведущие позиции

- В текущем году предприятия самарского аэрокосмического кластера были участниками XI международного авиакосмического салона МАКС-2013. С какими результатами они вернулись? 

- Как всегда достойно представили наш регион ведущие аэрокосмические предприятия - ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс", двигателестроительное ОАО "Кузнецов", "Авиаагрегат", "ЕПК-Самара". Но самарские предприятия не просто еще раз подтвердили, что Самара - ведущий аэрокосмический центр России. Были подписаны важные соглашения, контракты.

Руководство ОАО "Авиакор - авиационный завод" подписало с разработчиком самолета Ан-140-100 (ГП "Антонов") и Харьковским авиационным производственным объединением "дорожную карту" по созданию совместного предприятия. Цель - упростить и удешевить производство новых модификаций самолета Ан-140-100 - прежде всего, повышенной вместимости. 

Концерн "Радиоэлектронные технологии" подписал контракт с Минобороны общей стоимостью в 1,6 млрд руб. на создание бортового комплекса радиоэлектронной борьбы "Хибины-У" для самолетов Су-30СМ. В проекте примет участие самарский НИИ "Экран", специализирующийся на создании средств защиты от управляемых ракет с оптическими головками самонаведения. Кстати, в летной программе салона участвовал серийный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор", оборудованный уникальной лазерной системой защиты от зенитных ракет "Президент-С", разработанной на "Экране".  

На МАКСе-2013 было подписано соглашение о создании Национального партнерства аэрокосмических и инновационных территориальных кластеров Российской Федерации. Инициатором заключения указанного соглашения выступило правительство Самарской области.

- Какими сегодня видятся перспективы развития авиационного производства на площадке ОАО "Авиакор - авиационный завод"?

- Надо отметить, что сегодня это единственное частное авиастроительное предприятие России. Единственное. Оно не входит в состав ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". "Авиакор" выпускает региональный грузопассажирский самолет Ан-140, осуществляет ремонт и обслуживание самолетов Ту-154, выполняет работы по проекту "Ил-76МД-90А" производства ульяновского "Авиастар-СП". 

Главная проблема ОАО "Авиакор - авиационный завод" - отсутствие стабильных заказов гражданского направления и зависимость предприятия от заказов министерства обороны РФ. Практически весь портфель заказов предприятия составляют заказы этого ведомства. В ближайшие два года "Авиакор - авиационный завод" построит девять самолетов для Минобороны.

Сегодня предприятие способно ежегодно выпускать четыре-пять самолетов. Для увеличения выпуска до 10 - 12 единиц в год необходимо его кардинальное техническое перевооружение и наличие стабильных заказов на производство авиационной техники. 

- Что сегодня делается в регионе для развития малой авиации? 

- В областном министерстве промышленности и технологий сейчас разрабатывается проект государственной программы развития авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области на период до 2020 года. Ее цель - создание регионального кластера по разработке, производству и эксплуатации летательных аппаратов для малой авиации. Наш регион и сегодня является одним из ведущих центров по ее развитию, но нужно идти дальше. 

На МАКСе-2013 Самарская область представила сразу 10 легкомоторных самолетов и легкий вертолет "Беркут ВЛ". Мы провели круглый стол по проблемам авиации общего назначения с очень представительным составом участников - разработчиков, производителей такой техники.

Там же, на МАКСе-2013, крупнейшая группа компаний из Объединенных Арабских Эмиратов) Adcom Systems, специализирующаяся на создании боевых "беспилотников", и тольяттинское конструкторское бюро "Беркут Аэро" объявили о своих планах по сотрудничеству. Adcom Systems планирует создать боевой БПЛА на базе легкого вертолета "Беркут ВЛ". Это уникальный случай в практике российской малой авиации.

 

Ключевые направления

- Формирующийся и развивающийся нефтехимический кластер является для экономики Самарской области одним из базовых. Его доля в общем объеме региональной продукции превышает 40%. Какие из направлений его развития сегодня можно назвать ключевыми? 

- Таких ключевых направлений несколько. Во-первых, это увеличение объемов добычи нефти в регионе. Во-вторых, крупномасштабная модернизация Новокуйбышевского, Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов и Новокуйбышевского завода масел и присадок, которую ведет НК "Роснефть". В-третьих, создание в городе Новокуйбышевске на площадке нефтехимического холдинга "САНОРС" крупнотоннажного пиролизного производства с последующим получением высокотехнологичных полимеров - фактически крупного нефтехимического комплекса мирового уровня. 

В числе ключевых направлений развития кластера - строительство новых высокотехнологичных производств на химических предприятиях Самарской области, где будет выпускаться продукция, конкурентоспособная на мировом рынке. В их числе крупные совместные проекты с зарубежными партнерами на "КуйбышевАзоте" - это строительство новой высокотехнологичной установки аммиака, комплекса производства продуктов разделения воздуха и нового энергоэффективного производства циклогексанона, проекты расширения и модернизации производства на "Тольяттиазоте" и "Тольяттикаучуке". 

И, разумеется, такой важный проект, как создание на территории Тольятти индустриального нефтехимического парка.

- В феврале 2013 г. состоялась встреча губернатора Самарской области Николая Меркушкина и председателя правления "СИБУР Холдинга" Дмитрия Конова. Там обсуждался и этот проект. В каком состоянии он сейчас? 

- В настоящее время СИБУР проводит переговоры с потенциальными резидентами парка - компаниями "Сольвей", "Трайэнгл" и другими. Оператор нефтехимического парка - компания "Тольяттисинтез" - завершила формирование площадок для резидентов. Всего их 17 общей площадью 60 га. С якорным резидентом парка, ООО "Тольяттикаучук", который тоже входит в структуру "СИБУР Холдинга", отработаны юридические и экономические механизмы взаимодействия  с резидентами.

В соответствии с инвестиционным законодательством Самарской области для резидентов индустриального парка "Тольяттисинтез" будут предоставлены региональные налоговые льготы по налогу на прибыль и на имущество. Кроме того, в настоящее время Минпромторгом России разрабатывается механизм предоставления федеральных преференций для резидентов специализированных нефтехимических индустриальных парков.

Также следует отметить, что в Новокуйбышевске на площадке САНОРСа запланировано создание индустриального парка по переработке полимеров в товарные пластмассовые изделия. Схема индустриального парка перспективна - так выстраивают свои производства ведущие мировые производители нефтехимической продукции. Эти наработки будут реализованы и в самарском нефтехимическом кластере.

 

Обеспечить нефтехимкластер сырьем - ключевая задача

- Для надежного обеспечения предприятий регионального нефтехимического кластера углеводородным сырьем нам необходимо систематически наращивать объемы добычи нефти на территории Самарской области. Эта задача планомерно решается.

Если в 2011 г. нефти было добыто 14 млн т, а в 2012 г. – 14,7 млн т, то в 2013 г. планируемый объем добычи составит 15 млн т. В 2015 г. регион выйдет на годовой уровень нефтедобычи в 16 млн т. При этом среднегодовой прирост разведанных запасов нефти за последние 5 лет составил 33,5 млн т, это в 2,5 раза превышает объем добытой нефти.

Столь высокие результаты обеспечиваются масштабными инвестициями нефтедобывающих компаний: с 2009 по 2018 год они направят на свое развитие инвестиции в объеме свыше 230 млрд рублей.

Инвестиции направляются на бурение новых эксплуатационных скважин и на применение различных инновационных технологий  добычи нефти, в том числе  на перевод нефтяных скважин на эксплуатацию вышележащих горизонтов. Помимо этих разработок, крупнейшая нефтедобывающая компания региона "Самаранефтегаз", входящая в НК "Роснефть" (обеспечивает 73% региональной нефтедобычи) работает над программой по разработке битуминозных месторождений.

В регионе успешно применяются инновационные разработки самарских научно-исследовательских и проектных институтов, как входящих в структуру НК "Роснефть", так и самостоятельных. 

После приобретения НК "ЛУКОЙЛ" компании "Самара-Нафта" (16% региональной нефтедобычи) было заявлено, что одной из ключевых целей деятельности "ЛУКОЙЛа" на территории Самарской области является увеличение добычи нефти. В ближайшем будущем "ЛУКОЙЛ" планирует создать  в Самарской области межрегиональный инжиниринговый центр, который также будет способствовать внедрению инновационных проектов при добыче нефти.

Источник: Волжская Коммуна
«РиаСамара» © Самара

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования



RIA Samara in English Написать письмо в РИА Самара Печатная версия