Дмитрий Овчинников: «Появление нового закона «Об образовании в РФ» обусловлено развитием гражданского общества»
На прошлой неделе проект федерального закона «Об образовании в РФ» был внесен в Государственную думу. На заседании правительства 26 июля документ в целом был одобрен. Об особенностях будущего закона, его концепции корреспондент «ВК» расспросил министра образования и науки Самарской области Дмитрия Овчинникова.
- - Дмитрий Евгеньевич, чем обусловлено появление нового законопроекта «Об образовании в РФ» и что он собой представляет?
- - Два года назад было решено вынести проект закона на широкое обсуждение. Абсолютно правильное решение. К примеру, у нас в области сфера образования чрезвычайно обширна. 120 тысяч детей в детсадах, 282 тысячи школьников, свыше 85 тысяч учащихся начального и среднего профессионального образования, почти 120 тысяч студентов заняты в образовательных учреждениях всех категорий. Практически все население области затрагивает образовательный процесс и все преобразования, которые в нем происходят. И так по всей стране.
- В парламент будет внесена уже третья редакция законопроекта. Более 17 тысяч поправок было сформулировано россиянами.
- Необходимость нового основополагающего для образования закона обусловлена историческим развитием. Сейчас пока действует закон, принятый еще в 1992 году. За это время страна сделала гигантские шаги в развитии гражданского общества. Мы сейчас живем совсем в другой стране. И задачи, которые стоят перед образованием, стали иные. Их и учитывает новый закон.
- Он опирается на достигнутые результаты модернизации системы образования. В нем нашли отражение лучшие образовательные практики, образовательные технологии, подтвердившие за последние годы свою эффективность. Новый закон потребует кардинального обновления всей законодательной базы, регулирующей образование. Изменения будут внесены более чем в 100 федеральных законов.
- - Оппоненты нового закона считают, что он открывает дорогу к платному общему среднему образованию.
- - Бесплатное, доступное образование, право выбора образовательных програм самими учебными заведениями, получение образования на родном языке — все это не только прописано в новом законе, но эти положения даже «усилены». Государство финансировало и будет финансировать образование в полном объеме, необходимом для освоения основных государственных стандартов.
- В законопроекте сохранены все имеющиеся в настоящее время права и социальные гарантии участников образовательного процесса - воспитанников, учащихся, их родителей, педагогических работников. К примеру, выбор родителями образовательной организации, формы получения образования и формы обучения до завершения ребенком общего образования должен теперь осуществляться с учетом мнения самого ребенка.
- Законопроектом предусмотрено что обучающимся, осваивающим образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются в пользование на время учебы учебники и учебные пособия, средства обучения, необходимые для учебного процесса учебно-методические материалы. У нас в области, например, учащиеся 1-х и 2-х классов, где введены ФГОС, будут бесплатно полностью обеспечены всеми учебниками. Впрочем, бесплатные учебники получат все школьники. Если учебники, приобретенные за бюджетный счет, будут не использоваться, а пылиться в школьных библиотеках, директору грозит наказание вплоть до увольнения.
- Предусматриваются дополнительные возможности по обеспечению каждому ребенку доступа к дошкольному образованию – как в форме семейного образования, так и в государственных учреждениях, причем не только в детских садах, но и в группах при школах, организациях дополнительного образования, в частных, семейных детсадах и так далее.
- - Как закон регулирует социальный статус педагогических работников?
- - Он неизмеримо возрастет. Педагогическим работникам предоставляется право на предоставление нуждающимся вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
- Органы государственной власти РФ и регионов должны осуществлять финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования, исходя из их качества и объема с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений среднего и высшего профессионального образования, организаций дополнительного образования не ниже уровня средней заработной платы в экономике региона. У нас в области эта норма действует уже с прошлого года.
- - Что в законопроекте говорится о внедрении новых образовательных программ?
- - На законодательном уровне закрепляются нормы, связанные с внедрением новых образовательных программ, современных технологий, передовых форм и методов обучения. В нашей очень большой стране принципиально важно обеспечивать максимально равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования. Независимо от того, где учится ребенок, будь то столица или отдаленная деревня, у него должна быть возможность выбрать индивидуальную траекторию обучения. Речь идет и об использовании дистанционных технологий, электронных технологий, интегрированных образовательных программ – всего современного арсенала образовательных средств. Они уже достаточно активно используются, но не повсеместно.
- У нас в области здесь уже накоплен определенный опыт. 13,5 тысячи детей
каждый учебный день возят в школьных автобусах в крупные образовательные
центры, где созданы самые современные условия для обучения.
Расширяется круг организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане смогут получать бесплатное образование, расширяются возможности ведения образовательной деятельности негосударственными, в том числе коммерческими, организациями. - - Одаренные дети не остались забытыми?
- Детям и подросткам, которые проявили выдающиеся способности, в законопроекте уделено особое внимание. Для них предусматривается организация олимпиад, конкурсов, предоставление денежного вознаграждения, создание специальных образовательных организаций. Сегодня законом такие мероприятия не закреплены. - А детям-инвалидам гарантировано получение инклюзивного образования. Все социальные гарантии нашли в законопроекте свой окончательный вид, они сформулированы и должны быть уже раскрыты в других законодательных актах или превращаться в нормы прямого действия. К примеру, в Самарской области инклюзивным, то есть совместным со здоровыми детьми, обучением охвачено 40% учащихся с особыми потребностями. И здесь, конечно, многое зависит от желания самих родителей.
- - Какие изменения произойдут в системе профобразования?
- - Законопроектом предлагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров. По-новому выстроена структура подготовки кадров по программам профессионального обучения, получают законодательную регламентацию центры профессиональных квалификаций и так далее. Эта позиция согласована со всеми объединениями работодателей и поддерживается бизнесом.
- Теперь рабочим профессиям будут учить в учреждениях СПО, в учебных центрах и на производстве. СПО будет включать в себя как программы подготовки специалистов среднего звена, так и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. То есть программы начального профобразования будут реализовываться на уровне среднего. У нас в области уже несколько лет действует система дополнительной сертификации выпускников учреждений профобразования, в которой участвуют сами работодатели, отбирая для себя нужных специалистов. Успешно реализуется совместно с Союзом работодателей профориентационный проект «Открытый урок».
- Предусматривается, что прием для обучения по образовательным программам среднего профобразования будет осуществляться на общедоступной основе и не потребует вступительных экзаменов при поступлении. За исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и психологических качеств.
- - Насколько активно общественность Самарской области принимала участие в работе над новым законом?
- - Прошло самое широкое обсуждение проекта на всех уровнях. В результате были сформулированы десятки предложений и поправок. Многие вошли в третью редакцию.
- Так, например, учтено предложение о необоснованном лишении региона возможности осуществлять полномочия учредителя созданных ранее и действующих на момент принятия законопроекта высших учебных заведений. У нас в области таким вузом является университет Наяновой.
- Учтено предложение о необходимости определения в законопроекте понятия «качество образования».
- Учтено предложение о целесообразности назначения стипендии студентам, обучающимся по основным профессиональным программам, в зависимости от успехов в учебе.
- Не осталось без внимания предложение об установлении в законопроекте критериев для отнесения образовательной организации к категории «малокомплектной» или «сельской». Для малокомплектных и сельских образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты оказания государственных услуг должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности вне зависимости от количества обучающихся.
Источник: Волжская Коммуна