30 апреля 2008 12:16
Автор: Игорь Кондратьев (г. Самара)
СЕМЕН ПАШКОВ
Города как люди. Одни дают жизнь другим, а потом еще долго не могут оправиться после тяжелых «родов». Хотя, с точки зрения людей, все это выглядит так, как будто жители одних населенных пунктов просто переезжают на другое место обустраивать новое гнездо.
Город Куйбышев в 1940-м, насчитывавший около 400 тысяч жителей, во многом обязан довоенному Воронежу. Русскому городу, превосходившему в то время столицу Средней Волги по численности населения. И более промышленно развитому.
Именно Воронеж дал толчок развитию Куйбышева в 1940-х годах. Хотя еще долго не растворялись на волжской земле и многочисленные украинская, московская, ленинградская диаспоры, так же занесенные сюда в годы военного лихолетья.
Но промышленность Воронежа и его мастеровой люд дали жизнь одной из двух системообразующих составляющих Куйбышева – его авиационной промышленности (вторая - нефть), которая не просто в отстроенных заводах выпускала самолеты и моторы, но и возвела в заволжских степях в 1950/80-е годы фактически новый город – Безымянку. Руками строителей, рожденных в Воронеже, который долго еще не мог восполнить человеческий и технологической урон, нанесенный ему рождением «сына» - пригорода Куйбышева.
Рождено минавиапром
В Воронеже в 1916-м родился и руководивший 13 лет Главсредневолжскстроем - «Главком» стройкомплекса области Семен Иванович Пашков. Там же и учился. Сначала после семилетки в ФЗУ, а потом по направлению авиазавода в строительном институте. Без всяких отвлечений на уборку картошки осенью. Ну, а потом, после окончания вуза в 1939-м, сразу попал в горнило тяжелой промышленности – в отдел строительства Воронежского авиазавода имени Ворошилова №18. Там Пашков работал до начала войны, а потом началась эвакуация не только завода, но и его строительных подразделений. Вместе с техникой и людьми, десятками тысяч воронежцев.
Все лето и осень 1941-го шли с Запада на маленькую степную Безымянку эшелоны. Хотя сначала строителей эвакуировали в Казань, и только потом в Куйбышев. В город, куда в общей сложности было эвакуировано 125 крупных промпредприятий. Здесь строителям немного «подфартило». На Средней Волге еще с лета 1940-го готовились к созданию авиационной промышленности, строительству гидроузла, а поэтому лес, металлоконструкции, цемент были подготовлены загодя. Были сюда согнаны и десятки тысяч зэков, политических заключенных. Так что с материалом – человеческим и строительным проблем не было.
В Воронеже строительством авиазавода в 1930-е занимался трест №20 наркомата авиапромышленности, а в Куйбышев его строительно-монтажное управление (СМУ) №2 стало основой треста №11. На новом месте 26-летний Семен Пашков от ОКСа принимал от «Особстроя» НКВД СССР корпуса завода №18, построенные зэками, и доводил их «до ума». Строил и временное жилье. Сотни временных бараков. Для рабочих, многие из которых в войну поначалу добирались на работу в Куйбышев на пригородных поездах. Из близлежащих сел. Куда они были эвакуированы.
Сама же семья Пашковых тогда жила рядом с поселком Зубчаниновка, в помещении конторы по строительству аэродрома. Работали в войну день и ночь. Тем более, что с августа 1943-го трестом №11 руководил Кузьма Кузнецов. Волевой и энергичный лидер, до этого строивший Горьковский автомобильный завод, авиационные заводы в Комсомольске на Амуре и Саратове. Рабочий день самого Кузнецова был по 16-18 часов. Не меньше доставалось и другим. На этот счет существовал официальный приказ Кузнецова, устанавливавший в подразделениях треста 12-часовой рабочий день.
Юрист треста попытался было это оспорить, дескать, установить такую длительность может только Президиум Верховного Совета. Но Кузнецов эти разговорчики в строю быстро прекратил: «А вам бы лучше не вмешиваться…» Кстати, одновременно с работой в Куйбышеве Кузьма Дмитриевич был еще и начальником всего Глававиастроя наркомата авиапромышленности.
Металлург
С 1946-го Пашков строил уже 2-этажные кирпичные дома для авиастроителей на Безымянке, рассчитанные на 60 лет. Работы выполнялись на технике «за гранью фантастики». Подачу материалов производили деревянными кранами, а дальше в ход шла тачка, которую катали по доскам. Первый же в Куйбышеве башенный кран был установлен на ул. Молодогвардейской в 1950 году на строительстве учебного корпуса строительного техникума, который возводили для молодежи, а совсем не с тем расчетом, что здесь когда-нибудь будет работать Губернская дума…
Техникум строил трест № 24 министерства военно-морского строительства СССР, а это говорит о многом. Он должен был готовить специалистов для строительной отрасли Куйбышева, а она была только продолжением авиапрома. Как и все в Куйбышеве. Включая завод «Металлург», отделившийся от минавиапрома только по указу Ельцина летом 1991-го.
В апреле 1951-го в северо-восточной части Безымянки началась прокладка инженерных коммуникаций, железной и автомобильной дорог. Осенью того же года был заложен новый поселок, началось строительство первых домов для будущих металлургов по Сталинабадской улице (сейчас проспект Металлургов). Трехэтажные, с оригинальными башенками и балконами, они отличались от военных бараков, как небо от земли. 7 марта 1953-го минавиапром издает приказ о создании на базе стройуправлений треста №11 треста «Металлургстрой». Ему передают транспорт, производство бетона, щебня, асфальта, столярку. Управляющим назначен боевой и напористый Павел Мочалов, а СМУ №2 в новом объединении возглавил 37-летний Семен Пашков. Ему достались все строительные работы на заводе. Работали в то время уже как положено – по 8 часов. Легче было и с кадрами: основную площадку «Металлурга» строили вольнонаемные, (всего около 60 тысяч человек), а заключенным женщинам достались только работы в том месте, где потом находился гараж.
Более того, в 1950-е времени хватало и на научные изыски. Так, решая, чем утеплять кровлю литейного корпуса, приглашали профессора из Москвы, а потом уже внедряли пенобетон – вспученный цемент.
В сдаче самого «Металлурга» Пашков не участвовал – в 1956-м строителя пригласили главным инженером в трест №11, но все заводские корпуса были построены при нем. Именно поэтому многие ветераны и всегда по праву считали Семена Пашкова одним из «отцов» «Металлурга».
Да были люди...
После «Металлурга» судьба много раз еще кидала Семена Ивановича. Тресты №11, «Железобетон», главк, институт «Гипронефтестрой», строительство нефтехимии области – все это этапы его жизни. И наша история. Которая сводила Пашкова с гигантами той эпохи. Например, когда Куйбышевгидрострой МВД СССР в 50-е годы готовился к сдаче Волжской ГЭС, пришлось мобилизовать всех местных строителей на отделку ее корпусов.
Тогда тресту №11 досталось главное здание ГЭС. Так Пашков познакомился с легендой Гидростроя, гигантом Иваном Комзиным. Волевым генерал-майором НКВД, прошедшим хорошую выучку еще в Германии 1930-х, где он был в длительной командировке.
В 1950-е для своих гостей из стройтрестов Куйбышева Комзин устраивал банкеты, хотя Куйбышевгидрострой и в 1970-е годы не входил в систему главка. Уже потом в 1980-е годы, как-то отдыхая в Подмосковье, Пашков съездил на могилу Комзина в Переделкино, к памятнику старого товарища.
Довелось Пашкову быть свидетелем и раздумий легендарного первого секретаря Куйбышевского обкома КПСС Владимира Орлова по поводу того, кто будет его преемником. Дело это было в закрытой больнице нефтяников на Чапаевской, где находились оба. Там-то Орлов и поделился с Пашковым, что, мол, меня забирают в Москву, размышляю о смене.
- Думаю предложить Евгения Муравьева, - больше некого.
Конечно, можно было взять кого-то и из Тольятти, но в то время этот город считался вотчиной Куйбышевгидростроя и держался особняком.
А вообще, Орлов, по воспоминаниям Семена Ивановича, был исключительно скромным человеком. Даже костюм не менял годами. Дефицит же к нему домой подчиненные нести боялись – Орлов это дело не любил.
Застал Пашков и начало конца централизованной экономики социализма. Это когда главк начали растаскивать обкомы КПСС – в Уфе и Казани каждый секретарь хотел иметь свой.
Хотя в производственном плане работать раньше было проще. Особенно, когда в 1960-е микрорайоны строили на новых площадках. Там был простор для деятельности, а точечно в те годы жилья не смогли бы столько построить. Да еще так дешево. Построил Семен Иванович крышу и своему правнуку, с которым жил в одной квартире на Чапаевской. В доме, где раньше был магазин «Искусство»
- Хороший паренек, - радовался он, а может быть, тогда и сам вспоминал. Город своего детства. Родной Воронеж.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: