Владимир Булеков: «У меня было все, что составляет путь каждого художника»
Однажды я увидела молодого человека с холстом и ещё какими-то материалами живописца. Спросила: “Вы художник?”. “Нет”, - ответил он. Небрежный стиль в одежде, условная отстранённость от действительности и безусловная вольность в образе выдали художника. Только начинающего. Оказалось, он – ученик Владимира Булекова. Того самого Булекова, который не нуждается в особом представлении.
Молодой человек сказал об учителе добрые слова. Сказал, что Булеков даже в Париже выставлялся. Париж? Там он не выставлялся. Он истинно русский со своими крестьянами, лошадьми, лугами, апостолами.
О нём много говорят, многое уже сказано, написано. О себе Владимир Булеков пишет красками на холсте. Смотрю на автопортрет: серьёзный, задумчивый и тайна в глазах. Таким художник мне показался на картине и на нашей встрече.
Мастерская Владимира Булекова уже много лет располагается в Самарской академии искусств. По периметру класса раставлены полотна. Создатель с осторожностью тревожит их покой и выносит “Дон Кихота”. Персонаж уже давно живёт отдельно от Сервантеса, в сознании живописца и на его холстах. “Дон Кихот” существует в нескольких вариантах. В четырёх или в пяти. Дело в том, что не любит он подписываться и ставить дату рождения картины. Приблизительно Дон Кихот эволюционировал в творчестве Владимира Булекова с конца 90-х годов до 2004 года.
Он говорит: “Сделано хорошо – сделано дважды, но поиск не всегда приводит к лучшему результату”. В моей голове вопросительные знаки. Да, к примеру, создателю больше нравится вторая (условная цифра) “вариация” “Дон Кихота”, лишённая мелочей, светлых тонов. Только нужно уточнить, что у полотна не может быть второго или десятого рождения. Просто прежняя картина в процессе работы над ней превращается в новое творение. Как это происходит? Есть у художника дом в Ширяево, где в тёплые дни он работает кистью.
Интересна по своему рождению и перерождению работа “Дон Кихот”. Мы долго смотрим на последний вариант. Холсты Владимира Булекова не «короткометражки». Их быстро не просмотришь. Сначала пытаешься присмотреться к ней, осмыслить. Позже интерес от сюжета переходит на настроение и созвучие красок. Привлекли детали, на которые он был умеренно щедр, тёмная гамма красок. Воздействует композиционная близость сюжета картины и в то же время её загадочность.
А пока живописец говорит о луне на полотне. Или о солнце. Как вам угодно. Он не любит власть времени. Не любит маленькие холсты. У каждого художника свой размер, своё измерение, где он свободен. У Владимира Булекова это двухмерное пространство, плоскость по-другому.
В работах художника третье измерение обозначено, но не доминирует. Оно, по мнению живописца, вносит путаницу. «Глубина – дырка на холсте». У плоскости достоинств больше. Она даёт волю выразительным возможностям, сокращает расстояние между полотном и зрителем, по мнению Владимира Булекова. Кроме того, картина – это ведь не реальность. “Принципам достоверности отвечала моя первая выставка в городе Шацке Рязанской области. Это выставка преимущественно этюдов и натурных зарисовок”. Прошло то время, когда “выразительности мы предпочитали достоверность”. И дело даже не во времени. Просто Владимиру Булекову “хотелось эстетической наполненности”. Той, которую наблюдаю на репродукциях живописца в его альбоме, изданном Самарской государственной академии культуры и искусств.
Первая – “Мальчик с белой лошадью.
Владимир Булеков с 1975 года выставляет свои полотна в самарских музеях. Для одних его картины нереалистичные, для других, наоборот, условные. Автор разрешает спор крайних мнений: “Мера условности для меня будто предопределена кем-то. Абстрактных холстов не пишу. Усматриваю в них формальную и смысловую недостаточность. Да и не знаю, как их писать. Правдоподобные же произведения кажутся архаичными. Вот и балансирую достаточно свободно между абстрактным и правдоподобным искусством”. Ему не нравится, когда зритель пытается разглядеть в работе то, чего в ней нет, но допускает расхождения во мнениях.
Последние два года живописец выставляется преимущественно в Москве. Там он был принят во время своей персональной выставки в Творческий союз художников России и в Международную Федерацию художников. В книге отзывов об этой выставке есть такие строки: “Первая персональная выставка Владимира Максимовича Булекова вызывает сложное чувство. Его первая составляющая – неподдельное восхищение мастерством зрелого художника, который уверенно и мощно с сознанием того, что хочет и должен делать, на протяжении чуть не полувека шёл своим художническим путём… Странно и обидно, что целая художническая жизнь протекла в отрыве от широкого столичного зрителя…” Теперь художник предоставляет возможность москвичам чаще видеть его творчество. Только за последние полтора года у него прошли четыре выставки в Москве: “Для меня выставка – это событие. Увидеть все свои холсты вне мастерской, а в другой пространственной среде, взглянуть на них глазами постороннего чрезвычайно важно. Важно и осмыслить пройденное. Искания, горечи, маленькие удачи, выставки – всё у меня было, что составляет путь каждого художника”.
Несмотря на то, что Владимир Булеков сравнительно недавно завоевал имя в искусстве, он сделал многое. И свидетельство того – золотая медаль “За вклад в отечественную культуру”, которой живописец был награждён через год там же, в Москве, Творческим союзом художников России.
Так с его холстами мы путешествовали по длинной и прямой дороге творчества живописца, пока не очнулись в настоящем, в его мастерской. Нас по-прежнему окружали его полотна. Над ними возвышалась ещё незаконченная работа. О ней пока рано говорить.
Случайных посетителей в мастерской Владимира Булекова не бывает. По расписанию к художнику заходят студенты. Он больше тридцати лет работает в стенах Академии культуры и искусств. Сценографию ученикам преподаёт, посвящает в историю искусств. Возглавляет художественные среды, где об искусстве же говорит. У него ведь с этим искусством особые отношения, испытанием временем выдержанные.