Александр Кобенко: «Важно создавать производства вкупе с наукой»
В Самарской области будет разрабатываться программа стратегического развития региона. О потенциале губернии, ее перспективах в ключевых отраслях рассказал министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко.
- Аэрокосмический кластер является визитной
карточкой региона. Изменится ли ситуация в случае создания единого центра по
развитию космической отрасли в Москве?
- Есть слухи о создании
единого центра в Москве, но пока об этом говорить рано. Если говорить о
конкуренции между двумя существующими центрами, то она полезна, так же как и в
бизнесе, потому что подталкивает отрасль вперед. С точки зрения условий
лоббирования, то, наверное, они лучше в Москве, они все же ближе управляющей
компании - Роскосмосу, но что касается себестоимости разработки, то этот
показатель лучше у нас. Еще одним нашим преимуществом является близость
научно-исследовательских подразделений СГАУ, за плечами которых огромный опыт
разработок.
- Каковы перспективы завода «Авиакор»? Какой объем заказов могут
обеспечить самолеты Ан-140, Ан-70?
- Со стороны правительства мы ведем работу по продвижению интересов
предприятия, чтобы заказов было больше. 11 самолетов заказаны, обсуждается
заказ на 15 самолетов Ан-140 от Минобороны и значительный заказ на перспективу
до 2020 года. Самолет по своим характеристикам достаточно конкурентен. Основной
его минус сегодня – высокая себестоимость. Но мы не сможем ее снизить, пока не
будет большого объема заказов. Главная задача – сделать самолет базовым для
региональных перевозок. Кроме того, сейчас ведутся переговоры о совместном
проекте с канадской компанией «Бомбардье». Это позволит получить международный
опыт, включиться в международную кооперацию. Что касается выпуска Ан-70, то
пока не принято окончательное решение о том, будет ли вообще осуществляться его
производство. А если да, то где оно будет сконцентрировано. Здесь мы тоже имеем
определенные преимущества, потому что у нас есть площадка, свободные мощности
для сборки, давние партнерские отношения с КБ им.Антонова. Но у других регионов
тоже есть свои преимущества: в ПФО, кроме нас, еще два авиационных кластера - в
Ульяновской области и Татарстане. Надо понимать, что нам нельзя просто
конкурировать между регионами – необходимо развивать кооперацию, создавать
определенные уникальные центры компетенций. Ни один регион не разовьет в
одиночку свой авиационный куст, потому что сегодняшние объемы производства у
всех небольшие.
- Стало известно, что в области будет разработана программа
стратегического развития региона. Какие акценты вы бы расставили в этой
программе?
- Предыдущая программа стратегического развития Самарской области завершилась в
2008 году. В том же году случился мировой финансовый кризис. В этих условиях
было принято решение не формировать новую программу. Но сегодня существует
необходимость решения проблем в разных сферах. Губернатор Николай Меркушкин
указал, что Самарская область мало представлена в федеральных целевых
программах – лишь 0,34% выделяемых средств приходится на ее долю. Если
посмотреть на основные показатели Самарской области, то по объему ВРП,
численности населения, объему промышленного производства мы в РФ занимаем
примерно от 2,4% до 2,8%. Стратегическая программа развития позволит понять, в
каких направлениях мы недорабатываем, где есть потенциал, как задействовать
федеральные ресурсы для развития региона, а также позволит определить наши
ключевые и стратегические компетенции, на которых необходимо акцентировать наши
усилия.
- В развитии каких направлений больше проблем?
- В первую очередь, это развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Например, в Тольятти, где развитие АВТОВАЗа и ОЭЗ приводит к тому, что в городе
уже значительные пробки и дальше ситуация продолжит ухудшаться. Поток
комплектующих на АВТОВАЗ будет только увеличиваться с учетом планов завода по
увеличению объемов производства к 2017 году. К этому же времени начнется
активная работа резидентов ОЭЗ. И мы не получим должного эффекта от развития
производства без развития транспортной сети вокруг Тольятти, без строительства
мостового перехода через Волгу и объездной дороги.
- Как сейчас обстоят дела с темпами реализации ОЭЗ?
- Когда приезжал Сергей Дарькин (замминистра регионального развития РФ. — Прим.
ред.), он отметил, что развитие ОЭЗ «Тольятти» опережает темпы реализации самых
эффективных подобных проектов страны. Получается, что мы развиваемся
стремительнее, чем Татарстан, в котором расположена самая эффективная, на наш
взгляд, ОЭЗ. Что касается последних резидентов, то к нам вошли компании Sanoh
из Японии, Mubea из Германии. GM-АВТОВАЗ принял решение расположить часть
своего производства на территории ОЭЗ - предприятие становится якорным
резидентом, привлекая другие компании. Кроме того, в ОЭЗ разместится инженерный
центр GM-АВТОВАЗ, чему мы очень рады. Важно создавать не только производства,
но и чтобы наука к этому подтягивалась. Мы организовали хорошие условия для
резидентов ОЭЗ, а для тех, кто занимается научными разработками, федеральное
правительство дополнительно снизило социальный налог до 14%.
- Можно ли уже сегодня сказать, что в Самарской области существует
нефтехимический кластер?
- У нас он, безусловно, есть. Потому что у нас большой объем добычи нефти, есть
три нефтеперерабатывающих завода «Роснефти», есть крупные химические
предприятия: «Тольяттиазот», «Тольяттикаучук», «КуйбышевАзот», есть компания
«САНОРС». А также есть наука, работающая в этом направлении. То, что кластер не
оформлен, еще не означает, что мы не можем выстраивать цепочки взаимодействия.
«САНОРС», вкладывая большие деньги, создает новые производства, которых никогда
не было в области. Идет полномасштабное обновление на трех НПЗ «Роснефти» –
через 3-4 года мы получим совершенно новые заводы.
- РОСНАНО заинтересовалось Самарской областью, в том числе ОЭЗ. Каковы
перспективы сотрудничества с ним?
- 29 октября состоялась встреча Николая Меркушкина и председателя правления
РОСНАНО Анатолия Чубайса. Мы прекрасно понимаем, что наш регион имеет хороший
промышленный, научный, образовательный потенциал. Но пока мы не реализовали ни
одного проекта в области нанотехнологий. Несмотря на то, что мы инициировали 90
проектов, по 34 были поданы заявки в РОСНАНО. Пока рассмотрено только две
заявки, которые прошли научно-технический совет. Но те кластеры, которые
представлены в регионе, заинтересованы в наноразработках. РОСНАНО это тоже
понимает. Сейчас мы готовим к подписанию соглашение. В декабре представители
РОСНАНО приезжают в регион для того, чтобы посмотреть презентации наших
проектов, нашу инновационную инфраструктуру, промышленные площадки. Мы
надеемся, что в нашей области появится наноцентр. Кроме того, мы можем
претендовать на размещение некоторых производств на своей территории.
- К чемпионату мира по футболу 2018 года предстоит сделать многое.
Каковы главные задачи?
- Прежде всего, идет разработка программы, которая будет охватывать все
стороны: это строительство самого стадиона и спортивной инфраструктуры,
строительство гостиниц, развитие транспортно-логистической инфраструктуры: в
первую очередь мы должны модернизировать аэропорт, а также обеспечить регион
скоростным сообщением между Самарой и Курумочем. И, конечно же, предстоит
значительная модернизация транспортной инфраструктуры городов.
Сегодня Самара задыхается в пробках, и без дополнительного мостового перехода
через реку Самару, без дополнительных транспортных развязок нам не обойтись.
Кроме того, нам важно придать области имидж не только промышленного региона, но
и туристически привлекательного. Поэтому необходимо создавать объекты
туристической инфраструктуры. Мы ведем переговоры о создании ОЭЗ
туристско-рекреационного типа, а также включении Самары в федеральную программу
по развитию внутреннего въездного туризма. Ведь очень важно, чтобы те туристы,
которые приедут в Самару на ЧМ по футболу, захотели сюда вернуться.