Самарская область в числе лидеров
Самарская область выиграла конкурс программ и планов мероприятий по проведению административной реформы и проектов реализации реформы высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания поддержки проведения административной реформы в 2007 году. В этом году на участие в конкурсе, организованном Министерством экономического развития и торговли РФ, подавали заявки 53 субъекта Федерации. В итоге Самарская область заняла пятое место в общем рейтинге заявок. А три самарских проекта были выделены в числе наиболее перспективных и получили федеральное софинансирование.
Реализация административной реформы в Самарской области началась в 2002 году в рамках Программы проведения эксперимента в сфере государственного управления, предполагающего внедрение современных методов организации деятельности органов исполнительной власти.
Начиная с 2004 года, в области шла активная работа по ликвидации дублирующих функций органов исполнительной власти, были разработаны и введены в действие регламенты их деятельности. При этом четко прописывались персональная ответственность руководителей органов исполнительной власти за исполнение возложенных на них функции и за показатели результативности деятельности их ведомств. Итогом этой работы стало сокращение в ряде министерств таких структурных подразделений как отдел, сектор, группа и соответствующих должностей их руководителей. Такая минимизация количества уровней иерархии приводит к значительному повышению значимости «горизонтальных» взаимодействий в процессах управления, к росту оперативности и качеству принимаемых решений. Более того, на основе показателей результативности деятельности разработана система материального стимулирования и поощрения лиц, замещающих государственные должности Самарской области и отдельные должности гражданской службы.
С учетом накопленного в ходе эксперимента опыта и в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации была разработана областная Программа проведения реформы в 2006–2008 годах, утвержденная соответствующим постановлением Губернатора Самарской области от 03.05.2006 № 95.
В этом документе изложены региональные приоритеты в области реформирования государственного управления, цели и задачи реформы. Например, планируется создать систему управления по результатам, при которых оценка качества принимаемых решений должна производиться по конечным результатам их влияния на экономику и общество. Это позволит осуществлять контроль не только на стадии принятия решений, но и еще во время их исполнения.
В 2007 году основная работа будет вестись на осуществление следующих приоритетных проектов, успешно прошедших конкурсный отбор в Министерстве экономического развития и торговли РФ:
1. «Создание комплексной системы управления по результатам в Самарской области».
2. «Разработка и ведение сводных реестров юридически значимых действий и связанных с ними государственных и муниципальных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, подведомственными им учреждениями за плату».
3. «Создание многофункционального территориально-распределенного центра по приему населения городского округа Сызрань Самарской области».
4. «Внедрение разработанных и утвержденных типовых административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения Самарской области».
5. «Утверждение и реализация Программы противодействия коррупции в Самарской области и Плана мероприятий Программы до 2008 года».
Отдельно необходимо отметить проект по созданию многофункционального центра (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.
Основная идея МФЦ исходит из следующего:
Во-первых, основные массовые общественно значимые государственные услуги, как правило, носят межведомственный и межуровневый характер. В этой связи невозможно улучшить предоставление отдельно взятой услуги только в рамках одного ведомства без оптимизации работы других ведомств.
Во-вторых, отдельные административные процедуры различных ведомств при предоставлении государственных услуг сходны. Это прием, регистрация документов, выдача документов и т.д. А требуемые для предоставления услуг данные (удостоверяющие личность документы, справки и т.д.) идентичны. А значит, предоставление взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг может быть оптимизировано за счет:
- организации единой точки приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам при предоставлении разных государственных и муниципальных услуг;
- оптимизации межведомственного взаимодействия (в том числе электронного), сокращения времени документооборота, объединения баз данных различных ведомств;
- возможности получения гражданами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.
МФЦ представляет собой именно такое единое помещение, где граждане смогут получить самые различные взаимосвязанные государственные и муниципальные услуги. По сути, центр будет работать по принципу «одного окна», в нем будут созданы все необходимые требования комфортности предоставления госуслуг: возможность предварительной записи по телефону, организованный call-центр, электронная очередь, оборудованные места для ожидания, удобство расположения и т.д. Кроме того, здесь можно будет оплатить необходимые пошлины и сборы, т.е. в МФЦ подразумевается наличие отделений банков, автоматов для приема платежей.
Всего в субъекте Российской Федерации предоставляется около 120 государственных и муниципальных услуг, примерно треть из которых связаны с социальной поддержкой и социальной защитой граждан. Как отмечают в Министерстве экономического развития и торговли РФ, на данном этапе в МФЦ необходимо объединить предоставление до 50 государственных услуг. Но также необходимо предусмотреть перспективу расширения возможностей МФЦ в 2008 и последующих годах. Предполагается, что количество посетителей МФЦ в крупных городах уже в 2007 году может составлять порядка 500 тысяч человек.
Наиболее оправдано предоставление в МФЦ в первую очередь следующих блоков государственных и муниципальных услуг:
1. социальные выплаты и другие формы социальной поддержки и социальной защиты;
регистрация собственности, операции с недвижимостью;
2. определение гражданско-правового статуса (регистрация по месту пребывания и проживания, выдача удостоверяющих личность документов, услуги ЗАГС и др.);
3. комплексные услуги и функции, связанные с взаимодействием с бизнесом (выдача разрешений, лицензирование и т.д.).
Краткая характеристика проектов, цели и ожидаемые результаты их реализации
• Обсудить в форуме РИА Самара »