Административный регламент в помощь безработным
В рамках административной реформы, проводимой сейчас в стране, внедряются административные регламенты или, проще говоря, правила оказания государственных услуг. Как этот процесс идет в центрах занятости населения? Что вообще прописано в административных регламентах, и для чего они нужны гражданам? С этим и другими вопросами мы обратились к директору государственного учреждения «Центр занятости населения» Богатовского района Татьяне Александровне Герасимовой.
- Процесс оптимизации деятельности органов исполнительной власти коснулся вас в начале этого года - Центр занятости населения теперь не является федеральной структурой. Как это отразилось на вашей работе?
- Да, с 1 января 2007 года отдельные полномочия Российской Федерации в сфере занятости населения переданы органам государственной власти субъектов Федерации. Изменился собственник, изменился порядок поступления средств, но задачи Центра остались прежними: обеспечение государственных гарантий в области занятости населения и оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Самарской области государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции.
- Как у вас идет внедрение административных регламентов? Поясните, для чего они вообще нужны?
- Административный регламент представляет собой нормативно-правовой акт, в котором прописаны сроки и последовательность действий органов исполнительной власти в плане оказания госулуг. Наша служба оказывает услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Мы консультируем, направляем на постоянную и временную работу, участвуем в создании рабочих мест. Также оказываем профориентационные и психологические услуги безработным гражданам, направляем на профобучение, помогаем адаптироваться на рынке труда и т. д. Все это находит отражение в административных регламентах, которые позволят людям, которые идут к нам за помощью, четко увидеть и представить себе ту услугу, которую оказывают работники службы занятости. В них прописан процедура обращения, каким образом он может получить информацию на информационных стендах, на табло, как он может обращаться по телефону, как мы должны быстро отвечать на его запросы. Это все делается для того, чтобы граждане знали, в какой момент и какого качества они могут получить наши услуги.
- Вы уже начали работать по этим регламентам?
- Да. Сейчас проводится анкетирование среди предприятий, которым мы оказываем услуги в подборе необходимых сотрудников. Работаем с безработными и ищущими работу гражданами (прошу обратить внимание, что это разные понятия: ищущими работу гражданами могут быть и работающие, и неработающие, и учащиеся и т.д., а безработным может быть признан не каждый) по заполнению отдельных документов, переоформляем информационные стенды, просчитываем потребность центра в техническом оснащении. Все это необходимо, чтобы в качественную сторону изменить работу центра.
- Все ли удается?
- К сожалению, пока нет. Необходимо вносить изменения в программное обеспечение, требуется увеличение штатной численности инспекторов центра, так как технология работы по оказанию услуг расписана по минутам, а у нас граждане часами стоят в коридорах и ждут своей очереди на прием к специалистам. Административные регламенты предусматривают, чтобы информация о государственных услугах, которые оказывает центр занятости, предоставлялась с использованием электронной связи, средств автоинформирования, посредством размещения на Интернет-ресурсах, что невозможно осуществить без финансовых средств. Все, что зависит от нас, мы делаем, а то, что зависит от вышестоящих инстанций - вопрос времени и денег.
- Административные регламенты предусматривают изменение режима работы центра занятости. Вы его придерживаетесь?
- Мне, честно говоря, порой не понятны диктуемые сверху указания, в какое время нам надо начинать рабочий день и когда его заканчивать. Возможно, для города и приемлемо начинать рабочий день в 11 часов, но мы живем в сельской местности. В административном регламенте есть пункт, в котором говорится, что режим работы государственных учреждений службы занятости населения может быть изменен с учетом природно-климатических условий территории, графика движения общественного транспорта и так далее. Поэтому, не нарушив регламента и согласовав это с администрацией района, мы пошли на встречу пожеланиям граждан и несколько изменили наш режим работы – открываемся с 8 часов утра.
- Татьяна Александровна, иногда слышишь, что люди ассоциируют службу занятости только с выплатой пособия, так сказать «дармовыми» деньгами. Что вы на это скажете?
- Такое мнение, действительно, бытовало вначале, когда люди плохо представляли себе функции службы занятости. Сейчас, обратившись к нам и получив консультацию специалиста, каждый человек определяет, нужны ли ему услуги центра или лучше сидеть дома. И пособие по безработице или, как вы говорите, «дармовые деньги» выплачиваются лишь при условии, если мы не можем подобрать человеку постоянную работу, предложить ему временную занятость или направить на обучение. В подтверждение своих слов я приведу несколько цифр. В 2006 году в центр занятости населения обратилось около двух тысяч человек, поставлено на учет в качестве ищущих работу 792 граждан, из них признано безработными в течение года - 696 человек, трудоустроено - 495. Предприятиями и организациями было заявлено 552 вакансии, но, как видите, не на все свободные рабочие места мы смогли направить людей. Это связано, прежде всего, с отсутствием на учете необходимых специалистов. Сейчас у нас зарегистрировано в качестве безработных 422 человека, из них получают пособие по безработице - 326. Предвидя ваш вопрос: «Может ли гражданин отказаться от подходящей для него работы?», могу сказать: «Может». Закон «О занятости населения в Российской Федерации» ему это позволяет, но тогда он лишится пособия по безработице.
• Обсудить в форуме РИА Самара »