Административной жесткости не помешает гибкость
Внедряемый сейчас регламент Федеральной регистрационной службы меняет качество обслуживания физических и юридических лиц. Упрощение процедуры регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, обеспечение максимально доступной информацией населения и предпринимательства – такие задачи ставятся перед ФРС в рамках административной реформы. И эти задачи успешно решаются.
Участие в проектах административной реформы для Самарской регистрационной палаты началось в 2005 году. Тогда произошло слияние двух разных структур (собственно Регпалаты и управления Минюста по Самарской области) в одну - Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области. Естественно, при этом полномочия новой организации, имеющей уже федеральный статус, значительно расширились. Теперь помимо просто регистрации прав на недвижимость и сделок с ним на Управление возложен контроль за деятельностью общественных организаций и политических партий; за арбитражными управляющими; загсами; нотариатом и адвокатурой. Скоро Управлению перейдут полномочия контроля за деятельностью оценочных организаций и работой государственного юридического бюро.
В 2006 году Президент РФ Владимир Путин обозначил приоритеты для вновь образованной структуры: «Повышенные требования предъявляются сегодня к Федеральной регистрационной службе, в первую очередь в связи с необходимостью наведения порядка в сфере предоставления услуг населению, в частности, при оформлении прав собственности на недвижимость и сделок с ней». И если мы говорим, что во главу угла ставятся интересы граждан, если хотим, чтобы предоставление государственных услуг было на самом высоком уровне, то для этого необходим комплексный и грамотный подход в решении организации внутренней работы госструктур. А это возможно лишь при внедрении административных регламентов – свода определенных правил, по которым неукоснительно должна работать госструктура и ее сотрудники.
Сейчас в Федеральной регистрационной службе внедрено 6 регламентов по каждому направлению деятельности. Первым (он вступил в силу в прошлом году) и самым большим по объему стал регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Этот регламент можно назвать социально ориентированным. То есть работа службы регламентируется таким образом, чтобы было максимально удобно для заявителей. В документе прописано даже количество стульев в помещениях. Конечно, определенные нюансы, касающиеся требований к благоустройству зданий офисов, обустройства парковок и пандусов, – это вопрос будущего, но работа по обеспечению максимальной комфортности физическим и юридическим лиц при обслуживании планомерно идет.
На данный момент упор деятельности службы направлен на повышение доступности информации. В Управлении регслужбы по Самарской области организована бесплатная консультация для населения, в залах приема имеются справочные окна, информационные стенды. В Самаре, Новокуйбышевске работают «горячие» телефонные линии для справок. В скором будущем они будут запущены в Тольятти, а далее и во всех районных обособленных структурных подразделениях. В планах организовать в Самаре многоканальную линию для возможности принимать большой поток звонков. Кроме того, появилась возможность предварительной записи на предоставление документов. На сайте Управления (www.samregistr.ru) есть формы заявок обращений по самым различным вопросам и сообщений антикоррупционной тематики (т.е. можно изложить факты некорректного поведения сотрудников, нарушения норм служебного распорядка). Там же можно ознакомиться с содержанием всех регламентов Управления.
Также на сайте запущена уникальная система подготовки данных в цифровой форме, которая создана с целью сокращения времени, затрачиваемого на подачу документов по регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В настоящее время подготовленные в цифровой форме данные принимаются в отделениях Росрегистрации Самарской области только по объектам, находящимся на ее территории. В будущем планируется сделать возможным прием таких данных по любым объектам недвижимости Самарской области.
В регламенте для пресечения коррупционных явлений четко прописан документооборот и действия сотрудников. Жестко определены график приема и сроки подготовки документов. Надо отметить, что в Самарской области срок подготовки документов регламентирован в 14 дней, хотя законом разрешено до 30 дней. В график приема заявителей добавлена суббота с 9.00 до 17.00.
Конечно, регламент четко определяет «что» и «как» делать, что хорошо с точки зрения создания единообразной практики на территории всей России. С другой стороны важно учитывать местные особенности. В связи с этим Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области предлагает внести в регламент ряд изменений, учитывающих такие моменты. Например, если жителям городов, действительно, удобно то, что регистрирующий орган начинает работать в 9.00, то для сельской местности – наиболее удобным будет 8 часов утра. Также из Самары поступило предложение по увеличению штата государственных регистраторов и количества людей, которые могут обучаться по этой профессии.
Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обретет полную законную силу к 2009 году. За это время, как можно надеяться, будут полностью компьютеризированы все районные подразделения Управления, будет отлажена обратная связь с заявителями посредством электронной почты и Интернета, В Самаре и Тольятти будут построены новые залы, а в Красном Яру – новое большое административное здание.
• Обсудить в форуме РИА Самара »