Регламенты начинают работать
Цель административной реформы в здравоохранении - сделать медицинскую помощь более качественной и доступной каждому человеку. Для того, чтобы ее достичь, необходимо пересмотреть существующий порядок работы здравоохранения, когда лечебное учреждение выступает по отношению к пациенту с патерналистских позиций.
В рамках программы проведения административной реформы в Самарской области осуществляется ряд проектов, направленных на решение проблем, возникающих при получении населением государственных услуг. Один из таких проектов – внедрение и доведение до населения регламентов медицинских услуг.
Цель реформы в здравоохранении - сделать медицинскую помощь более качественной и доступной каждому человеку. Для того, чтобы ее достичь, необходимо пересмотреть существующий порядок работы здравоохранения, когда лечебное учреждение выступает по отношению к пациенту с патерналистских позиций. Ведь поручая здравоохранению заботу о здоровье граждан, государство, по сути, освободило своих поданных от необходимости беспокоиться о нем. Правда, отеческая забота о пациенте не выдержала испытания временем. Медицине не хватает средств. И даже у нас, в Самарской области, где идет обкатка различных нововведений в здравоохранении, удалось решить далеко не все проблемы. Так что хочешь, не хочешь, изволь думать о своем здоровье сам. Точнее и не о здоровье уже, а о недугах и их лечении.
В этой ситуации резко актуализируется роль информации. Чтобы занять активную позицию, пациент должен владеть необходимыми знаниями о том, к кому обращаться в случае возникновения проблем со здоровьем. Ему важно не только знать, на что он может рассчитывать, собираясь на прием к врачу, но и представлять всю цепочку лечения недуга вплоть до хирургических вмешательств и последующей реабилитации. Только в этом случае есть вероятность, что пациент станет партнером врача.
Над книгой «В помощь пациенту», где изложены регламенты медицинских услуг – правила предоставления основной медицинской помощи, работал коллектив ученых и практиков из 100 человек. Под одной обложкой собраны 66 регламентов предоставления помощи в поликлиниках и стационарах. Открыв книгу, человек сможет узнать, что понимается под данным видом медицинской помощи, ознакомиться с порядком ее предоставления. Здесь же подробно рассказано, как определенный вид медпомощи могут получить разные категории граждан.
В начале этого года книгу «В помощь пациенту» распространили в медицинских учреждениях Новокуйбышевска. Этот город, благодаря компактному проживанию и близости от Самары, стал пилотной площадкой для отработки новых методов организации здравоохранения в рамках административной реформы.
В хирургическом отделении центральной городской больницы Новокуйбышевска книга «В помощь пациенту» размещена на стенде. По мнению главного врача Светланы Шешуновой, пациенты ей живо интересуются:
- Люди хотят знать, как их должны лечить, к какому специалисту обращаться в случае необходимости. В этой книге есть все адреса и телефоны медицинских учреждений. Да и многим врачам она на пользу. Сейчас, когда о регламентах известно всем, конфликтов стало меньше. Пациенты более осознанно подходят к планированию своего лечения. Например, при хронических заболеваниях, пациент заранее может оговорить с врачом курс лечения в стационаре и сделать предварительную запись на полгода вперед.
Преподаватель Антонина Жирухина познакомилась с книгой регламентов тоже в больнице. Туда она попала в результате обследования в ходе обязательной диспансеризации, проводимой в рамках национального проекта «Здоровье». Пошла на прием к врачу, и вдруг выяснилось, что с ее состоянием необходимо лечение в стационаре. В палате на прикроватной тумбочке увидела книгу регламентов. Естественно, заинтересовалась и узнала, что после госпитализации по ее заболеванию рекомендуется курс санаторной реабилитации:
- Читаю, а сама думаю: вот бы хорошо в санаторий попасть. И что же, перед выпиской мне говорят, что есть возможность поехать в санаторий. Словом, пролечилась основательно и чувствую себя хорошо. И, знаете, приятно знать, что лечили тебя правильно. Я считаю, таким пациентам, как я, которым требуется продолжительное лечение, эта книга поможет узнать, на что они имеют право.
Статистика, к которой в новокуйбышевской больнице относятся с пристальным вниманием: надо же знать, как идет реформа, сегодня говорит о том, что с начала года заметно снизились показатели платных услуг. Специалисты склонны связывать это с тем, что пациенты, занявшись планированием лечения, отказываются от получения срочных платных услуг.
Партнерство врачей и пациентов - единственное условие, при котором в здравоохранении будут происходить качественные изменения. Строка «удовлетворенность оказанной помощью» в критериях оценки деятельности медучреждений появилась для установления обратной связи и возможности корректировки их работы. И это тоже важно, потому что теперь мы строим партнерские отношения с государством, значит должны знать не только свои обязанности, но и права, и первое - быть услышанными.
Регламенты вооружают нас знаниями, которые помогут понять, какие услуги гарантирует государство и потребовать их с медучреждения в полном объеме.
Хотите быть на равных с государством? Занимайте активную позицию при получении государственных медицинских услуг.
• Обсудить в форуме РИА Самара »