Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Административная реформа

09:51 18 октября 2007Автор: Надежда Сергеенкова

Самарская область обогнала Россию на два года

Социальные карты по стране начнут выдавать только к концу года. А жители Самарской области пользуются ими уже два года. Через пару месяцев сеть Интернет-киосков покроет все районы области. Таков результат трехлетней работы над проектом «СУПРЕМА» – одним из масштабных инновационных начинаний губернии в сфере информационных технологий.

Начало

В январе 2004 года специалисты департамента социального развития населения думали над тем, как бы улучшить информационное обслуживание подопечных: сделать так, чтобы вся нормативная база была сосредоточена в одном месте, регулярно обновлялась и была доступна для просмотра в любой точке области. На тот момент такой технической возможности не видели. Но «случай, бог изобретатель» свел сотрудников департамента с теми, кто держит руку на пульсе новых инфокоммуникационных разработок. Так началось сотрудничество с научно-производственной компанией «Генезис знаний» в рамках ФЦП «Электронная Россия». Его результатом и стала разработка системы управления регионом с применением мультиагентных технологий «СУПРЕМА», над совершенствованием которой идет работа уже в рамках административной реформы.

Семинар

Система имеет возможность постоянно пополняться, менять внешний вид, становиться более удобной для пользователей. О том, какие изменения внесены, специалисты районных служб соцзащиты узнают на семинарах, проводимых министерством, и доводят информацию до пользователей. Вот и на этот раз руководитель управления развития информационных технологий департамента информационно-аналитических технологий министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Светлана Разбегаева собрала коллег из всех муниципальных образований, чтобы сообщить о том, каких результатов удалось достичь, над чем предстоит работать в ближайшее время и какие новые возможности появились у Интернет-киосков.

Цифры и факты

Участники семинара узнали, что к концу года сеть охватит все муниципальные районы губернии, что само по себе заслуживает внимания. Сегодня в сети 224 киоска, а будет 268. Много это или мало становится понятно, когда представишь весь объем работы. Замминистра здравоохранения и социального развития Елена Гриценко, отвечая на вопрос ведущей программы телекомпании «СКАТ», сказала, что всего в области планируется поставить 1320 киосков. По расчетам специалистов, по одному на каждые 2500 пользователей. По большому счету, этого вполне достаточно, чтобы без всякой очереди получить интересующую информацию о льготах, госуслугах, начислении пособий, стоимости полученной медицинской помощи.

В этом году в системе был размещен перечень льготных медикаментов, разъяснения о назначении и выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Была персонифицирована информация об оказанных медуслугах и лекарственном обеспечении в денежном выражении.

В четырех муниципальных образованиях губернии: Отрадном, Новокуйбышевске, Кинель-Черкасском и Красноярском районах, - идет полномасштабное внедрение проекта. Создан паспорт территории, Интернет-киоски установлены в соцслужбе, поликлиниках, центрах занятости, ДК, зданиях администрации.

Сейчас министерство занято решением вопросов подключения к сети оставшихся 9 муниципальных районов области, закупается необходимое оборудование, отстраивается график обучения специалистов. И тогда в сети будут все 37 муниципальных образований губернии. Что даст включение в систему сотрудникам управлений соцзащиты? Прежде всего - качественное изменение условий работы. Да, у многих из них и сейчас рабочие места оборудованы компьютерами. Однако на поиск необходимых документов и принятие решений уходит много времени. Не исключены ошибки. Напомним, что база знаний сегодня содержит 396 нормативных документов: 216 федеральных, 106 региональных и 74 муниципальных. В ней есть сведения о 455 социальных льготах по 258 социальным категориям. И в эти документы постоянно вносятся поправки. Система дает соцработникам необходимый инструмент и повышает уровень их правовой обоснованности, не говоря уже о сокращении времени принятия решения.

Кому это надо?

Система создается не только для того, чтобы ею пользовались специалисты. Ее основное назначение – сделать власть более открытой, дать человеку возможность контакта с ней напрямую, без посредников. И вот тут-то поначалу горячились скептики. И первое их возражение против системы в буквальном смысле лежало на поверхности: ну, неужели вы всерьез думаете, что какая-нибудь бабушка полезет в этот ваш Интернет-киоск? Чтобы преодолеть «робость» пользователей перед умной машиной, работникам социальной службы на первых порах пришлось выступать в роли консультантов. В Отрадном понадобилось меньше трех месяцев, чтобы научить людей не просто жать на кнопки, а находить нужную информацию в любое удобное время. Ученичество позади, а вот и цифры для примера: в августе за информацией обратилось 1500 отрадненцев, а в сентябре уже более 7500. Понятно, что всплеск сезонный: основной запрос на информацию о выплатах, в том числе перед новым учебным годом, и поиск ответа на вопрос: куда пойти учиться? О чем это говорит? О том, что пользователь киоска не только пресловутая бабушка, а люди среднего возраста и молодежь. Причем, анализ статистики с начала года по области свидетельствует о постоянно растущем интересе к Интернет-киоскам: январь 2800 обращений, август 14000, сентябрь 23400. И это только начало, потому что базы знаний будут прирастать за счет новых разделов.

Что новенького?

Этот вопрос на семинаре был задан ведущему специалисту департамента внедрения программных средств НПК «Генезис знаний» Елене Зубайдулаевой. Она обратила внимание слушателей на перекомпоновку блоков, сменившийся дизайн главной страницы suprema.socio.samtel.ru/kiosk и познакомила с новыми разделами. В частности, с появлением информации из сферы ЖКХ. Наибольший интерес пользователей вызывает решение вопроса оплаты коммунальных услуг с помощью платежных карт через банкоматы и Интернет-киоски. Сейчас как раз решается вопрос оплаты услуг за электроэнергию и сотовую связь.

О социальных картах

Самарские разработчики социальных карт шли непроторенными тропами. Тем более впечатляет результат: дизайн именно нашей карты взят в качестве образца для тиражирования по всей России. Все технологические новинки: возможность размещения фотографии, подписи владельца карты, чипа с персональными данными, штрих-кода – нашли в них применение. Пользователи получают их бесплатно. И сегодня спрос у нас на них растет. Существует два типа карт: информационная, с помощью которой человек получает доступ к персональной информации, и платежная, которая кроме доступа к информации открывает возможность проведения банковских операций: пополнения лицевого счета, расчета в торговых центрах, оплаты коммунальных услуг. Особенную заинтересованность в получении платежных карт жители проявляют там, где идет полномасштабное внедрение СУПРЕМЫ. Например, в Отрадном. Здесь уже выдано 12500 таких карт, и это только начало. Изготовление карт длится несколько месяцев. Идя навстречу пользователям, управление соцзащиты заказывает временные - без фотографий, которые позже будут заменены. Всего в области на сегодня роздано 74500 карт.

Обратная связь

Прежде, чем перейти к возможностям системы, напомним уважаемому читателю, что «СУПРЕМА» - это интегрированный комплекс программных и технических средств, хранящий базы знаний, базы данных с персональной информацией о жителях губернии, обеспечивающий телекоммуникацию и доступ в интернет. Информационные технологии позволяют пользователю не только получать информацию, но и оставлять ее в системе, отвечая на вопросы анкет.

Специалистов министерства здравоохранения и социального развития на этапе внедрения киосков на территориях муниципальных округов и районов крайне интересует мнение жителей по поводу качества получаемых государственных услуг. Для его изучения, а также для внесения предложений, касающихся улучшения работы органов власти, в системе размещаются анкеты. В этом году по результатам трех социологических опросов было получено почти 1500 анкет. Специалистов интересовало мнение жителей области о качестве социальных и медицинских услуг. Анализ полученных данных показал, что большинство пользователей хотят получать социальную помощь в виде денежных выплат (85%). Более половины опрошенных (65%) вполне довольны существующей системой оказания социальной помощи. А 49% не совсем устраивает организация работы социальной службы. Что касается оценки удовлетворенности медицинской помощью, то тут ситуация значительно серьезнее. Полностью удовлетворены медпомощью только 25% опрошенных, 47% считают, что качественная медпомощь доступна только на платной основе, 36% думают, что она вообще недоступна. Правда, стандартный социологический опрос, проведенный на ту же тему и в то же время дал другой результат. Довольных качеством медуслуг по его результатам 58%. Так или иначе, медикам есть над чем работать. По мнению граждан, пора менять отношение к пациентам, поднимать уровень подготовки специалистов, улучшить лекарственное обеспечение, корректировать режим работы поликлиник.

Вряд ли руководителей служб порадуют такие ответы. Но лучше горькая правда, чем сладкая ложь, коль скоро мы говорим об административной реформе. Ведь ее задача – не просто встряхнуть налаженную систему отношений, а изменить их суть: развернуть власть к нуждам народа, научить ее слушать и слышать тех, ради которых, собственно, создаются программы социальной поддержки и разрабатываются новые методики лечения. Словом, сделать власть понятной, ее деятельность прозрачной, а государственные услуги доступными.

Каковы ближайшие планы разработчиков?

Светлана Разбегаева, руководитель управления развития информационных технологий департамента информационно-аналитических технологий министерства здравоохранения и социального развития Самарской области:

- До конца года в последних 9 муниципальных районах губернии пройдет первый этап внедрения. По правилам тиражирования, мы подключаем по два киоска. Пользователи смогут знакомиться с информацией о льготах по категориям без социальных карт. А в следующем году планируется полномасштабное внедрение Интернет-киосков в четырех муниципальных округах. Два из них уже определились – это Самара и Тольятти. Два других будут названы по результатам этого года. Выбирать будем из тех, кто работает с интересом, постоянно расширяет круг пользователей. В дальнейшем мы намерены развивать базу знаний за счет информации о детских садах, жилищно-коммунальной сфере, демографической ситуации в регионе.

 

Источник: РИА "Самара"

Обсудить в форуме РИА Самара »

Лента губернских новостей

13:11 Николай Меркушкин: "Тольятти ожидает второе рождение - в городе может появиться около 20 тыс. рабочих мест"

17:46 АО «Транснефтепродукт-Самара» завершило плановые ремонты на нефтепродуктопроводах и ЛПДС

11:41 Путешествие по Европе

20:00 Сопротивление изменениям в организации

13:17 Утвержден состав областного кабинета министров

09:02 В Самаре состоялось очередное заседание правительства региона

12:32 Николай Меркушкин: «Космодром «Восточный» имеет колоссальное значение для всей страны»

12:28 Николай Меркушкин и Максим Соколов приняли участие в слете бойцов стройотрядов транспортных вузов РФ

12:08 Глава региона провел рабочую встречу с послом Швеции

15:41 Николай Меркушкин и Максим Соколов открыли движение по Кировскому мосту

19:55 Николай Меркушкин выступил с рядом предложений на заседании президиума Госсовета под председательством Владимира Путина

17:16 Николай Меркушкин вошел в десятку самых влиятельных глав субъектов РФ

13:26 В столице обсудили подготовку к ЧМ-2018 по футболу

13:10 В Самаре показали передовые технологии станкостроения

10:17 Губернатор встретился с командующим войсками Центрального округа

10:13 Губерния выиграла конкурс РОСНАНО

10:04 «Мы должны уберечь наших граждан от этой беды»

12:18 Новый этап в развитии местного самоуправления

12:15 Расходование средств на подготовку к ЧМ-2018 возьмут под контроль

12:08 В Самарской области стартовал отопительный сезон

12:03 В муниципалитетах изучают новые земельные порядки

11:50 «Ладу Весту» будут производить на новом заводе в Казахстане

11:54 Будем с хлебом! А также с мясом, молоком, картофелем и яблоками

11:49 В Самарской области появятся восемь памятных дат

11:42 На рынках и в магазинах проверяют качество продуктов

11:33 Проект «На связи с губернатором» продолжается

19:15 Опыт Самарской области по развитию профобразования отметили на заседании совета ПФО

13:08 Николай Меркушкин: "Мы хотим, чтобы СамГТУ и дальше быстро двигался вперед"

19:49 Депутаты поддержали законопроект губернатора о порядке избрания главы Самары

16:10 Депутаты губдумы одобрили кандидатуры пяти вице-губернаторов, предложенных Николаем Меркушкиным

13:36 Машиностроители губернии принимают поздравления

16:49 Николай Меркушкин направил в Совет Федерации кандидатуру Дмитрия Азарова

12:02 Самарская губернская дума провела первое заседание осенней сессии

11:40 Николай Меркушкин: «Сделаю все, чтобы оправдать доверие людей»

15:02 Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области

18:22 В Самарской области намолочено 2 млн тонн зерна

15:54 Участники совещания под председательством Сергея Иванова положительно оценили опыт региона по обучению русскому языку

19:32 Николай Меркушкин: "Сегодня состоялся очень важный для страны разговор"

17:34 Николай Меркушкин принял участие в заседании Госсовета в Кремле

11:41 В округе полным ходом идет подготовка к отопсезону

11:35 Владимир Путин: «Главный итог выборов - общество продемонстрировало свою сплоченность»

12:43 На предприятиях области придерживаются евростандарта

12:35 Молодых специалистов АПК поддержат

12:31 На переселение самарцев из лачуг выделят 446 млн рублей

12:21 Николай Меркушкин объединил жителей области

12:17 «Для региона важны лидерские качества Николая Меркушкина»

19:07 Вадим Михеев объявил Николая Меркушкина избранным губернатором

«РиаСамара» © Самара
При полном или частичном использовании текстовых материалов, фотографий и иной информации гиперссылка на www.riasamara.ru обязательна.16+




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия