Владимир Карнаух: «Качество медицинских услуг начинается с регламентов»
Сегодня вопрос качества оказания медицинской помощи актуален как никогда. О его исключительной важности говорит тот факт, что именно качество и доступность государственных услуг первыми названы в списке главных целей административной реформы. А коль скоро медицинская помощь – из их числа, то это значит, что без стандартов здесь не обойтись.
По большому счету, стандарт – это квинтэссенция знаний, помноженная на опыт. И что бы там ни говорили, придумали их не для проформы. Один мой знакомый доктор признался как-то, что в свое время не очень «чтил» стандарты лечения и несколько запаздывал с направлением пациентов на дообследование. В результате, сам того не ведая, «увеличивал» сроки выздоровления. Хорошо, вовремя это понял. Он еще молод, а опыт – «сын ошибок трудных». Но мы получаем медицинские услуги не только в государственных лечебных учреждениях. И когда за прием приходится платить из своего кошелька, требования к качеству лечения только повышаются. Не будем затрагивать «неудобную» тему о соседстве платных и бесплатных услуг в государственном медучреждении – этот разговор впереди. Сегодня остановимся на проблеме качества услуг с точки зрения руководителя негосударственной клиники.
О пользе стандартов мы беседуем с Владимиром Карнаухом, главным врачом и генеральным директором одной из крупнейших негосударственных медицинских компаний губернии «ИДК».
- Владимир Игоревич, насколько вопрос качества важен для вас, руководителя частной клиники?
- Чрезвычайно. Мы должны управлять качеством медицинских услуг независимо от того, кто является плательщиком: пациент, страховая компания через систему ДМС или систему гособязательств медицинского страхования, предприятие, на котором он работает. И в связи с этим актуализируется регламентация. Ее цель - воспроизводимое качество услуги независимо от того, кто ее отказывает: начинающий доктор или его более опытный коллега.
- Откуда пришла идея стандартизации?
- Сама идея стандартизации насчитывает четверть века и связана с деятельностью страховых компаний. Более 30 лет назад они выразили озабоченность неоднородностью качества услуг и ее зависимостью от квалификации врача. Самый квалифицированный врач – профессор. Все хотели бы лечиться у профессора, но их на всех не хватает. Американские медики задумались над тем, как построить процесс оказания медпомощи таким образом, чтобы достичь воспроизводимого качества. Модель управления качеством через стандартизацию была заимствована из промышленности. Медицинский процесс был разбит на этапы, которые специалисты постарались измерить и прописать алгоритм.
- И какие результаты дала эта модель?
- В начале 80-х эта система начала внедряться, а полученные через 10 лет итоги шокировали не только общественность, но и медиков. Показатели работы медучреждений резко улучшились. Причина проста. Благодаря стандартизации произошел процесс абстрагирования экспертных знаний. Молодые врачи с помощью процесса управления качеством стали осваивать признанные стандарты, знания и подходы к лечению. Через какое-то время 30-35-летний врач в 95% случаев мог работать как профессор. Стало возможно избегать осложнений, необоснованных смертей в госпиталях. Продолжительность жизни и другие показатели здоровья населения улучшились. Опыт стал достоянием мирового профессионального сообщества, и в начале 90-х западные системы здравоохранения стали его распространять.
- Что-то похожее происходило и в России…
- Да, в 1991 году в министерстве здравоохранения был создан комитет по внедрению стандартов качества. Но в связи с кризисом работа была заморожена. Сейчас она возобновляется. Появляются регламенты, клинические протоколы. Все базируется на стандартах. И это правильно. Однако это работа не одного дня. Задача в том, чтобы эту систему сделать действующей. Областное министерство ставит создание системы управления качеством как приоритетную задачу. И специалисты нашей клиники принимают участие в разработке регламентов.
- А в вашей компании тоже действуют стандарты?
- Разумеется. Мы уже несколько лет занимаемся этой проблемой – созданием системы управления качеством через внедрение клинических протоколов - и регулярно подтверждаем сертификацию. Недавно нашу работу - лабораторию экстракорпорального оплодотворения - проверял инспектор из Швеции и дал стоящие рекомендации, которые мы непременно выполним, чтобы сделать нашу работу более эффективной.
• Обсудить в форуме РИА Самара »