Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Административная реформа

12:06 21 декабря 2007Автор: Надежда Сергеенкова

Марина Антимонова: «Регламенты медицинских услуг помогут достроить правовое поле»

На что может рассчитывать пациент, обращаясь за медицинской помощью? Защищен ли юридически врач? И какова роль минздравсоцразвития в пресечении коррупции в медицине? На эти и другие вопросы в ходе пресс-конференции, устроенной РИА «Самара» и посвященной регламентам медицинских услуг, ответила заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области Марина Антимонова.

По оценке Всемирного банка, Россия, при всех наших видимых достижениях, с точки зрения эффективности управления, качества законодательства, контроля над коррупцией, практически замыкает длинный список стран. Этим обстоятельством и продиктована необходимость административной реформы, которая по распоряжению правительства началась в 2006 году. Наша область также принимает в ней участие. И с уверенностью можно сказать, что на сегодня минздравсоцразвития – наиболее продвинувшееся в решении вопросов реформы министерство.

- Марина Юрьевна, как бы вы определили, говоря языком медицинских терминов, показания к реформе?

- Показания очевидны. Мы строим правовое государство, в котором должны быть прописаны вопросы взаимоотношений граждан и государственных структур. Вопрос регламентов медицинских услуг лежит как раз в этой плоскости. Сегодня отношения врач-пациент сильно изменились. Пациент уже не так безропотно следует назначениям врача. Он стал более осведомлен, и начинает отстаивать свои права – судебные иски это подтверждают. Появились адвокаты, специализирующиеся на здравоохранении. Это закономерный процесс, который должен постепенно сформировать систему отношений врач-пациент в рамках правового поля. Пациент должен следовать рекомендациям врача не только потому, что это авторитетное мнение, но и потому что верит врачу, согласен с его действиями, так как все, что врач предписывает, - в рамках закона. Отношения выстраиваются на более высоком уровне. И медики в этих отношениях чувствуют себя более защищенными.

 - Откуда же пациент узнает о своих правах?

 - Из регламентов. Это документ, в котором подробно будут описаны обязанности медиков по отношению к пациенту. Благодаря им пациент сможет самостоятельно разобраться, что в действиях медработника лежит в правовом поле, что нет, а также узнать о финансовых возможностях лечебного учреждения. Ведь не секрет, что здравоохранение финансируется из нескольких источников. Законодательство, которое регулирует финансирование, определило, что средства на оказание медицинской помощи поступают из фонда ОМС, бюджетов территорий, по договорам в рамках добровольного медицинского страхования, когда за пациента платит предприятие, а также за оказание платных услуг. Во всем этом надо разобраться. Могу вам сказать, что далеко не каждый врач знает, из каких источников финансируются его услуги, и на какие виды услуг пациент имеет право бесплатно, а какие на платной основе. Это не значит, что у постели больного он должен все время помнить о том, хватит ли у него средств на оказание помощи. Он должен делать все необходимое, не задумываясь об этом и привлекать все имеющиеся ресурсы. Это большая цепь отношений, которая должна выстроиться и быть прозрачной. В министерстве эти вопросы - под пристальным вниманием.

- А как же медучреждения работали до этого?

- Правовая база деятельности медучреждений создана давно. В нее входят федеральные законы, программы оказания медпомощи населению Самарской области, по которой мы работаем, клинические стандарты. Но это все документы ведомственные. А регламенты, о который мы говорим, будут создаваться для того, чтобы любой человек смог разобраться в своих правах в отношениях с медучреждениями. Основной объем услуг осуществляется в рамках программы госгарантий бесплатной медицинской помощи.

Но согласитесь, глупо размещать программу в лечебном учреждении: не каждый человек разберется в формулировках этого документа.

- Вам наверняка известны случаи вымогательства в медицинской среде. Регламенты как-то смогут этому препятствовать?

- Мы получаем сообщения о таких фактах. Классический пример: анестезиолог перед операцией задает голому пациенту, лежащему на операционном столе, вопрос: «Вы какой наркоз хотите, плохой или хороший?» И добавляет, что от «плохого» тот может и не проснуться. Люди, разумеется, платят.

- А почему министерство это не пресекает?

- Как? Ни один человек, из обратившихся к нам по этому поводу, не называет имени врача. Почему? Потому что боятся за себя, своих родственников. Но даже если мы и узнаем имя вымогателя, мы не можем его наказать – это за пределами компетенции министерства. Мы можем сообщить об этом главному врачу медицинского учреждения. И это он должен решать, что делать с таким «специалистом». Очень часто в таких случаях с ним лечебное учреждение расстается, даже несмотря на дефицит кадров. Но есть и такое, когда руководители медучреждений заинтересованы в поборах своих сотрудников… Единственное, что может сделать министерство по конкретному факту – направить документы в прокуратуру. И уже в судебном порядке будет установлена вина человека, который заставлял платить пациента. Конечно, наивно было бы думать, что появятся регламенты - и исчезнет коррупция. И тем не менее, информирование населения о правах пациентов должно способствовать пресечению теневых доходов. Чем лучше будет информирован человек, тем меньше будет возможности заставить его платить там, где ему гарантирована бесплатная услуга.

- А с чем, на ваш взгляд связана такая коррумпированность медицины?

- На мой взгляд, это результат какого изменения сознания, извращенного отношения к сфере медицинской помощи. Ну, представьте, звонят нам и говорят: «Я отвезла дочь в роддом. Позвоните, пожалуйста, и скажите, чтобы сделали все хорошо». А, что, если не позвоним, все будет плохо, роды не примут? Не заплатишь, зарежут? Это что касается пациента. Хроническое многолетнее недофинансирование такой ресурсоемкой отрасли не могло не сказаться на обществе. Оттого, что врачам всегда мало платили, люди считают себя виноватыми по отношению к ним, и часто из чувства вины стремятся «компенсировать» их положение. Но одно дело, когда в знак благодарности человек подарил коробку конфет и цветы, а другое – под нажимом заплатил за то, за что платить не должен. Это уже криминал, а не медицина. Разрубить это порочный узел вряд ли удастся. Значит надо его системно методически развязывать.

-Так как же узнать, насколько обоснованно человека заставляют платить, как отличить взятку от платных услуг?

- К платным услугам относятся, в основном, те, что не связаны с жизненными показаниями. Это сервисные услуги: размещение в палате не вчетвером, как по стандарту, а персонально. Косметология, применение дорогостоящих материалов. И если людей заставляют платить за другие виды услуг, надо еще разбираться, насколько это обоснованно. Почему это происходит? Очень часто из-за разрыва между государственными гарантиями медицинской помощью и недофинансированием. В государственных медучреждениях действительно довольно много услуг отпускается на платной основе. Часто люди не знают своих прав, а их обманывают. Информированность должна сработать. Понятно, что многие верят на слово, платят и платить будут. Но найдутся и те, кто сможет отставать свои права, владея информацией. За себя трудно бороться за близких - нет.

- На каком этапе сейчас работа по созданию регламентов?

- Часть регламентов уже отработана и даже опубликована отдельной книгой «В помощь пациенту». Это сделано в рамках пилотного проекта в Новокуйбышевске, где охвачены и стационарные, и лабораторно-поликлинические услуги. Какие-то регламенты уже собраны и сейчас вычищаются формулировки. Это процесс не одного года. И по мере принятия они будут публиковаться. И еще один важный момент: перед вступлением в силу они должны пройти общественные слушания. Регламенты будут в лечебных учреждения и постараемся, чтобы они доходили до людей.

- А какова участь платных медицинских услуг?

- Платные услуги тоже регламентируются. Они не описаны, поэтому проблем тут больше. Чел должен знать, какие условия для оказания помощи есть у данного лечебного учреждения, имеет ли он право предъявить претензии к качеству услуги. Сейчас идет сбор информации по платным услугам, которая тоже поможет пациенту ориентироваться в этих вопросах и выбирать то, что ему нужно. Предстоит отработать огромный массив информации: собрать данные, отправить их на экспертизу. Полагаю, что эта работа будет завершена к концу следующего года.

 

Источник: РИА "Самара"

Обсудить в форуме РИА Самара »

Лента губернских новостей

13:32 Букмекерская контора ЛЕОН про футбольные лайв ставки и прогнозы на Чемпионат Испании онлайн

13:11 Николай Меркушкин: "Тольятти ожидает второе рождение - в городе может появиться около 20 тыс. рабочих мест"

17:46 АО «Транснефтепродукт-Самара» завершило плановые ремонты на нефтепродуктопроводах и ЛПДС

11:41 Путешествие по Европе

20:00 Сопротивление изменениям в организации

13:17 Утвержден состав областного кабинета министров

09:02 В Самаре состоялось очередное заседание правительства региона

12:32 Николай Меркушкин: «Космодром «Восточный» имеет колоссальное значение для всей страны»

12:28 Николай Меркушкин и Максим Соколов приняли участие в слете бойцов стройотрядов транспортных вузов РФ

12:08 Глава региона провел рабочую встречу с послом Швеции

15:41 Николай Меркушкин и Максим Соколов открыли движение по Кировскому мосту

19:55 Николай Меркушкин выступил с рядом предложений на заседании президиума Госсовета под председательством Владимира Путина

17:16 Николай Меркушкин вошел в десятку самых влиятельных глав субъектов РФ

13:26 В столице обсудили подготовку к ЧМ-2018 по футболу

13:10 В Самаре показали передовые технологии станкостроения

10:17 Губернатор встретился с командующим войсками Центрального округа

10:13 Губерния выиграла конкурс РОСНАНО

10:04 «Мы должны уберечь наших граждан от этой беды»

12:18 Новый этап в развитии местного самоуправления

12:15 Расходование средств на подготовку к ЧМ-2018 возьмут под контроль

12:08 В Самарской области стартовал отопительный сезон

12:03 В муниципалитетах изучают новые земельные порядки

11:50 «Ладу Весту» будут производить на новом заводе в Казахстане

11:54 Будем с хлебом! А также с мясом, молоком, картофелем и яблоками

11:49 В Самарской области появятся восемь памятных дат

11:42 На рынках и в магазинах проверяют качество продуктов

11:33 Проект «На связи с губернатором» продолжается

19:15 Опыт Самарской области по развитию профобразования отметили на заседании совета ПФО

13:08 Николай Меркушкин: "Мы хотим, чтобы СамГТУ и дальше быстро двигался вперед"

19:49 Депутаты поддержали законопроект губернатора о порядке избрания главы Самары

16:10 Депутаты губдумы одобрили кандидатуры пяти вице-губернаторов, предложенных Николаем Меркушкиным

13:36 Машиностроители губернии принимают поздравления

16:49 Николай Меркушкин направил в Совет Федерации кандидатуру Дмитрия Азарова

12:02 Самарская губернская дума провела первое заседание осенней сессии

11:40 Николай Меркушкин: «Сделаю все, чтобы оправдать доверие людей»

15:02 Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области

18:22 В Самарской области намолочено 2 млн тонн зерна

15:54 Участники совещания под председательством Сергея Иванова положительно оценили опыт региона по обучению русскому языку

19:32 Николай Меркушкин: "Сегодня состоялся очень важный для страны разговор"

17:34 Николай Меркушкин принял участие в заседании Госсовета в Кремле

11:41 В округе полным ходом идет подготовка к отопсезону

11:35 Владимир Путин: «Главный итог выборов - общество продемонстрировало свою сплоченность»

12:43 На предприятиях области придерживаются евростандарта

12:35 Молодых специалистов АПК поддержат

12:31 На переселение самарцев из лачуг выделят 446 млн рублей

12:21 Николай Меркушкин объединил жителей области

12:17 «Для региона важны лидерские качества Николая Меркушкина»

«РиаСамара» © Самара
При полном или частичном использовании текстовых материалов, фотографий и иной информации гиперссылка на www.riasamara.ru обязательна.16+

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования



RIA Samara in English Написать письмо в РИА Самара Печатная версия