Проект "Внедрение механизмов управления по результатам"
Проект «Внедрение механизмов управления по результатам в системе взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований (с апробацией на примере министерства здравоохранения Самарской области, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и органов местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск)»
Руководитель Проекта: министр здравоохранения и социального развития Самарской области Гусарова Галина Ивановна.
Ответственный за реализацию Проекта: директор государственного учреждения здравоохранения «Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр» Тяпухина Татьяна Васильевна.
Цели Проекта
- внедрение в органах исполнительной власти механизмов управления по результатам;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества;
- повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти.
Сроки реализации Проекта
01.01.2006 – 31.12.2008
Этапы реализации Проекта
1 этап – 01.01.2006 – 31.12.2006
Анализ степени удовлетворенности населения пилотной территории городского округа Новокуйбышевск услугами в системе здравоохранения на основе данных социологического исследования, проведенного в рамках проекта «Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью совершенствования мониторинга показателей результативности деятельности (на примере министерства здравоохранения Самарской области)».
Анализ деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья населения городского округа Новокуйбышевск для оценки и совершенствования в рамках Проекта сложившейся практики управления здравоохранением.
Разработка трехуровневой системы показателей результативности, в которой каждому показателю конечного эффекта соответствует набор показателей непосредственного результата, а каждому показателю непосредственного результата – набор показателей использования ресурсов.
Создание системы целеполагания, формализованной в виде взаимоувязанных показателей результативности, с определением степени ответственности министерства здравоохранения, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, органов местного самоуправления, медицинских организаций за достижение целевых ориентиров в области охраны здоровья человека.
Анализ данных социологического опроса среди медицинских работников по оценке информативности выбранных показателей результативности и адекватности их целевых ориентиров для каждого из уровней целеполагания методом анкетирования, проведенного в рамках проекта «Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью совершенствования мониторинга показателей результативности деятельности (на примере министерства здравоохранения Самарской области)».
Разработка организационно-методических документов для планирования, исполнения и оценки результатов деятельности (типовых форм и регламентов планирования и отчетности на основе взаимоувязанных показателей результативности и их целевых ориентиров, типового соглашения между министерством здравоохранения, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и органами местного самоуправления).
Разработка методики оценки рисков недостижения целевых результатов, включающей определение факторов риска, выявление возможных причин их возникновения, анализ предполагаемых последствий их реализации и предложения по минимизации выявленных рисков.
Разработка методики конкурентного распределения ресурсов, которая позволит распределять бюджетные ресурсы здравоохранения между исполнителями на конкурсной основе с учетом приоритетности направления средств, компетенции и оснащенности организации, а также целевых показателей результативности.
2 этап – 01.01.2006 – 31.12.2007
Разработка реестра и регламентов услуг в системе здравоохранения для публичного пользования в целях достижения равноправного партнерства с пациентом.
Разработка и апробация на пилотной территории макета публичной автоматизированной информационной системы регламентов услуг в здравоохранении.
Разработка программного обеспечения публичной автоматизированной информационной системы регламентов услуг в здравоохранении.
Формирование электронных баз данных реестров и регламентов услуг в разрезе отдельных медицинских организаций, служб здравоохранения, административных территорий.
3 этап – 01.01.2007 – 31.12.2007
Разработка организационно-распорядительных и методических документов по стимулирующей системе оплаты труда.
4 этап – 01.01.2008 – 31.12.2008
Апробация на пилотной территории системы планирования и управления по результатам, включая конкурентное распределение бюджетных ресурсов здравоохранения и стимулирующую систему оплаты труда.
Опытная эксплуатация публичной автоматизированной информационной системы регламентов услуг в здравоохранении на пилотной территории.
5 этап - 01.01.2008 – 31.12.2008
Анализ степени удовлетворенности населения доступностью и качеством услуг в системе здравоохранения в результате апробации системы управления по результатам на основе данных контрольного социологического опроса населения городского округа Новокуйбышевск, проводимого в рамках проекта «Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью совершенствования мониторинга показателей результативности деятельности (на примере министерства здравоохранения Самарской области)».
Оценка деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья населения городского округа Новокуйбышевск после апробации системы управления по результатам.
Содержание Проекта
Описание проекта: в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах основным направлением ее реализации является внедрение системы управления по результатам, основанной на текущем мониторинге показателей результативности.
В Самарской области в результате многолетней работы отработана региональная стратегия управления результатами оказания медицинской помощи. Для большинства служб разработаны модели конечных результатов (всего их 23).
Модели формализованы в виде набора показателей результативности. Как набор показателей, так и целевое значение каждого из них ежегодно пересматриваются главными специалистами министерства здравоохранения.
В настоящее время система целеполагания основана на мониторинге более 230 показателей результативности и эффективности, характеризующих различные аспекты медицинской и управленческой деятельности.
Около 25% индикаторов являются показателями состояния здоровья населения, которые рассматриваются как важнейший конечный результат деятельности не только системы здравоохранения, но и всей социальной инфраструктуры.
Фактографической основой системы управления по результатам являются многолетние региональные детализированные электронные базы данных министерства здравоохранения, объем которых составляет около 1 Тбайта и ежегодно возрастает более, чем на 800 Мбайтов. Основными из них являются:
- база данных медицинских кадров;
- база данных умерших;
- база данных новорожденных;
- база данных оказанных медицинских услуг;
- регистры больных отдельными заболеваниями;
- базы данных нормативных документов и стандартов в здравоохранении.
Однако до 2006 года система управления по результатам не включала бюджетирование, ориентированное на результат. Размер материального вознаграждения медицинских работников практически не зависел от уровня достижения целевых показателей.
В соответствии с программными мероприятиями по развитию скорой и неотложной медицинской помощи населению в сельских районах Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 21.11.05 №130 утвержден Порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям на осуществление выплат месячного денежного содержания и стимулирующих выплат медицинскому персоналу общей врачебной практики.
Однако сложившаяся практика управления по результатам требует совершенствования. Требуется как разработка, так и взаимоувязанность показателей результативности для всех уровней системы охраны здоровья, а также четкое распределение между министерством здравоохранения, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, органами местного самоуправления муниципальных образований и медицинскими организациями ответственности за достижение целевых значений показателей.
Необходимо внедрение принципов результативного бюджетирования, которое предполагает разработку системы:
- показателей результативности, отражающих конечный эффект;
- показателей промежуточных результатов;
- показатели использования ресурсов.
По результатам социологического опроса 2005 года удовлетворены оказанными медицинскими услугами 42,6% опрошенных жителей Самарской области, 36,9% работающих респондентов.
Путем реализации проектных мероприятий необходимо повысить степень удовлетворенности населения услугами в сфере здравоохранения.
Ожидаемые результаты Проекта
Промежуточные результаты:
- сравнительная оценка деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья населения городского округа Новокуйбышевск;
- трехуровневая система показателей результативности (основные показатели результативности приведены в таблице);
- макет публичной автоматизированной информационной системы регламентов услуг в здравоохранении;
- программное обеспечение публичной автоматизированной информационной системы регламентов услуг в системе здравоохранения.
Итоговые результаты:
- система целеполагания;
- организационно-методические документы для планирования, исполнения и оценки результатов деятельности;
- методика оценки рисков недостижения целевых результатов;
- методика конкурентного распределения ресурсов;
- реестр услуг и их регламенты в системе здравоохранения для публичного пользования;
- электронные базы данных реестров и регламентов услуг;
- организационно-распорядительные и методические документы по стимулирующей системе оплаты труда;
- повышение степени удовлетворенности населения городского округа Новокуйбышевск доступностью и качеством услуг в системе здравоохранения.
Реализация и тиражирование Проекта в масштабах области позволят:
населению - получать в системе здравоохранения более качественные и доступные услуги, правовую и социальную защищенность в полной мере, обеспечить высокую информированность об услугах, оказываемых в системе здравоохранения (3,2 миллиона жителей);
медицинским работникам - улучшить результаты и повысить эффективность труда благодаря их заинтересованности в результатах своей деятельности (62,5 тысячи медицинских работников);
гражданам, имеющим льготы в области лекарственного обеспечения - обеспечить их получение своевременно и в полном объеме (658 тысяч человек);
субъектам предпринимательской деятельности - получить возможность для активизации экономической и творческой деятельности (около 440 медицинских организаций негосударственной собственности и более 200 индивидуальных предпринимателей).
При тиражировании результатов Проекта в других регионах количество выгодополучателей увеличится.
Методы мониторинга и контроля за достижением результатов Проекта
Способы сбора информации для измерения показателей достижения результатов: получение фактических значений взаимоувязанных показателей результативности в соответствии с согласованным регламентом предоставления данных, получение данных анкетирования.
Основные показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья
• Обсудить в форуме РИА Самара »