Подпроект №4
Подпроект №4
по разработке и внедрению стандарта государственной услуги
«Создание консультационного центра по вопросам жизнеустройства для граждан, освобожденных из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства» (далее - Подпроект)
Ответственный за реализацию Подпроекта: руководитель управления организации стационарных форм социального обслуживания министерства гуманитарного и социального развития Самарской области - Макеев Владислав Юрьевич.
Цели Подпроекта
Повышение эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги лицам без определённого места жительства, в том числе освобождённым из мест лишения свободы;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти, федеральных структур и других ведомств в вопросах социальной поддержки лиц без определённого места жительства, в том числе освобождённых из мест лишения свободы и лиц без определённого места жительства.
Сроки реализации Подпроекта
01.01.2006 - 31.12.2008
Этапы реализации Подпроекта
I этап - 01.01.2006 - 31.12.2006
Создание консультационного центра на базе Самарского социального приюта, работа которого позволит реально сократить сроки жизнеустройства (восстановление документов, подтверждение гражданства Российской Федерации, трудоустройства, получения средств к существованию) обратившимся за помощью в органы социальной защиты населения (по итогам 2005 года - 1746 человек).
Создание нормативно-правовой базы:
соглашение с Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области по оказанию консультационных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в т.ч. лицам, освобождённым из мест лишения свободы и лицам без определённого места жительства;
соглашение с Управлением Федеральной миграционной службы РФ по Самарской области по оказанию консультационных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в т.ч. лицам, освобождённым из мест лишения свободы и лицам без определённого места жительства;
соглашение с паспортно-визовым управлением ГУВД по Самарской области по оказанию консультационных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в т.ч. лицам, освобождённым из мест лишения свободы и лицам без определённого места жительства;
соглашение с Самарской коллегией адвокатов по оказанию консультационных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в т.ч. лицам, освобождённым из мест лишения свободы и лицам без определённого места жительства и защите прав и интересов в суде;
регламент социальной услуги консультирование лиц без определённого места жительства и занятий, в том числе лиц, освобождённых из мест лишения свободы по вопросам жизнеустройства;
внесение изменений в Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (увеличение суммы выплат с 450 рублей до 1000 рублей).
Методические материалы:
Порядок взаимодействия органов социальной защиты населения с Управлением Федеральной государственной службой занятости населения по Самарской области, Управлением Федеральной миграционной службы РФ по Самарской области, паспортно-визовым управлением ГУВД по Самарской области по вопросам оказания консультативной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в т.ч. лицам, освобождённым из мест лишения свободы и лицам без определённого места жительства.
Апробация результатов: городской округ Самара.
II этап - 01.01.2007 - 31.12.2007
Создание консультационного центра в Тольяттинской социальной гостинице.
Развитие нормативно-правовой базы (внесение изменений в действующий порядок по результатам апробации работ 2006г. по городскому округу Самара).
III этап - 01.01.2008 - 31.12.2008
Обеспечение функционирования результатов проекта во всех учреждениях, оказывающих государственные услуги лицам без определённого места жительства и занятий, в том числе лицам, освобождённым из мест лишения свободы.
Содержание услуги
Описание услуги: Оказание консультационной помощи по вопросам трудоустройства, восстановления документов, прав на жильё, подтверждения гражданства и другим возникающим вопросам у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с привлечением специалистов всех заинтересованных учреждений.
Законодательная база:
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991г. №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”;
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2004г. №188-ФЗ “Жилищный кодекс Российской Федерации” ст. 60;
Федеральный Закон Российской Федерации от 31 мая 2002г. №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”;
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002г. №1325 “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации”;
Приказ МВД РФ от 15 сентября 1997г. №605 “Об утверждении инструкции о порядке выдачи, замены, учеты и хранения паспортов гражданина Российской Федерации”;
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993г. №4530-1 “О вынужденных переселенцах”;
Федеральный Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993г. №4528-1 “О беженцах”.
Механизм реализации
По данным органов социальной защиты населения по состоянию на 01.01.2006 года в Самарской области 2284 человека без определённого места жительства и занятий и 5280 человек в 2005 году освободилось из мест лишения свободы (40% из них нуждаются в бытовом и трудовом устройстве). 898 граждан без определённого места жительства и занятий обратилось за помощью в городские и районные управления социальной защиты населения и 848 граждан, освобождённых из мест лишения свободы, по различным вопросам жизнеустройства. 410 человек нуждались в восстановлении документов, 303 в помещении в учреждения социального обслуживания, 475 обратившихся не имели средств к существованию.
Гражданин, обращаясь в органы социальной защиты населения с проблемами, касающимися жизнеустройства, соблюдения конституционных прав и законных интересов человека и гражданина, среди которых вопросы трудоустройства, восстановления документов, прав на жильё, подтверждения гражданства, материальной поддержки получают консультацию специалистов и конкретную помощь (выделение талонов на питание, тёплой одежды и обуви, материальной помощи), а далее направляются в учреждения, занимающиеся непосредственно одной из конкретных проблем.
Для получения работы или статуса безработного необходимо встать на учёт в Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области, что становится практически невыполнимым при отсутствии документа, удостоверяющего личность, который возможно восстановить при наличии регистрации по месту жительства, а если таковой нет, то необходимо найти место для проживания и регистрации.
Помещение в стационарные учреждения социальной защиты без документов, удостоверяющих личность и медицинской карты невозможно, исключение составляют отделения ночного пребывания для лиц, без определённого места жительства, срок пребывания в которых ограничен 3 ночами и отделение социальной адаптации для лиц, освобождённых из мест лишения свободы при наличии справки об освобождении и не позднее 6 месяцев после окончания отбывания срока наказания. Есть ещё одно препятствие, если человек не имел прописки или находился в местах лишения свободы на 06.02.1992 года, необходимо восстановить гражданство РФ, а как показывает практика это процесс длительный по времени (от 6 месяцев до 2 и более лет), иногда не приводящий к положительным результатам.
У гражданина может возникнуть не одна, а несколько проблем, территориально организации располагаются, как правило, в различных местах и у них отсутствует заинтересованность во взаимодействии для ускорения процесса устройства гражданина. Для посещения нужных организаций уходят большие временные и материальные затраты.
Недостатки существующего механизма
Отсутствие информации по всем направлениям, в которых заинтересован гражданин.
Гражданину необходимо посетить несколько разрозненных территориально структур для получения нужной информации.
Без документов удостоверяющих личность гражданин не может встать на учет в управление Федеральной Государственной службы занятости населения.
Из за отсутствия средств не может обратиться в Самарскую коллегию адвокатов для восстановления прав на жильё.
Длительность процедуры и посещение большого количества учреждений и ведомств (по результатов собеседований, проводимых во время личного приёма граждан).
Платные услуги (получение паспорта, прохождение медицинской комиссии).
Достоинства внедрения стандартов государственной услуги
Реализация проекта позволит:
обращаться с вопросами в одно учреждение (консультационный центр) получать информацию по всем интересующим вопросам и решать свои проблемы, получив консультацию в один день.
бесплатно получать профессиональную юридическую консультацию.
создать базы данных, курируемые через управления социальной защиты населения.
Ожидаемые результаты Подпроекта
Промежуточные результаты
Предоставление гражданам консультационной поддержки.
Итоговые результаты
Комплексное решение вопросов;
повышение информированности граждан без определённого места жительства и занятий, в том числе лиц, освобождённых из мест лишения свободы;
активизация межведомственных регламентов взаимодействия человека с органами исполнительной власти, федеральными структурами для предоставления запрашиваемых услуг;
обеспечение высокого уровня доступности и качества социальных услуг, оказываемых органами власти;
минимизация временных затрат на решение проблем;
предоставление гражданам средств прямого доступа для обеспечения адресного взаимодействия с органами исполнительной власти, федеральными структурами;
оказание практической помощи более 1900 гражданам (с учётом ежегодного увеличения количества обратившихся в органы социальной защиты населения).
Методы и способы достижения целей Подпроекта
Разработка и совершенствование нормативной правовой базы по взаимодействию организаций - участников проекта по оказанию консультативных услуг, гражданам оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
организационные методы: участие сотрудников органов социальной защиты населения, Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области, Управления Федеральной миграционной службы РФ по Самарской области, паспортно-визового управления ГУВД по Самарской области, Самарской коллегии адвокатов в реализации мероприятий проекта в служебное время;
техническое обеспечение проекта: создание единой базы данных граждан, освобожденных из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства, совершенствование компьютерной базы, создание информационного сайта;
информационные методы: размещение информации в средствах массовой информации.
Методы мониторинга и контроля за достижением результатов Подпроекта
Изучение документов (ведомственных нормативно-правовых документов);
изучение отдельных типичных случаев;
изучение статистических показателей;
изучение публикаций средств массовой информации о деятельности;
предупреждение и устранение негативных последствий деятельности органов власти.
Риски Подпроекта
Недостаточное финансирование при проведении организационных мероприятий и технического обеспечения выполнения проекта.
• Обсудить в форуме РИА Самара »