Павел Иванов: «Расходы, включенные в областной бюджет, носят социально направленный характер»
Кабинет министров области утвердил законопроект «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Министр управления финансами Самарской области Павел ИВАНОВ рассказал «ВК» об особенностях формирования этого документа.
- Почему для Губернии так важно принятие трехлетнего бюджета?
- Какой планируется доходная часть областного бюджета? Из каких источников она будет складываться?
- Собственные доходы бюджета Самарской области на 2009 год запланированы на уровне 82,5 млрд. рублей, что превышает плановые назначения 2008 года на 17,1%. Эта цифра включает в себя налоговые доходы (98,6%), размер которых составляет 81,3 млрд. рублей и неналоговые, доля которых незначительна – всего 1,4%, или 1,1 млрд. рублей. Общий объем доходов областного бюджета на 2009 год, с учетом средств федерального бюджета, запланирован пока только на уровне 86,1 млрд. рублей, что превышает плановые показатели 2008-го года на 7,7%. Структура налоговых доходов областного бюджета 2009 года практически не изменилась по сравнению с 2007-2008 годами, и показывает, что 96% налоговых поступлений формируются из пяти основных налогов.
А вот неналоговые доходы в областной бюджет в 2009 году ожидаются несколько ниже, чем в текущем. Это связано с уменьшением возвратов неиспользованных бюджетных средств на счета областного бюджета, а также с сокращением поступления средств от приватизации областного имущества. В частности, в 2008 году предусмотрен возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет небюджетными организациями в сумме 500 млн. рублей, а на 2009 год поступление доходов по этому источнику не запланировано. Также в 2008 году предусмотрено поступление средств от реализации самолёта на сумму 320 млн.рублей, а в 2009 году продажа аналогичных объектов областными властями не предусмотрена.
Прирост плановых назначений в 2009 году по сравнению с 2008 годом по налоговым и неналоговым доходам составляет более 17%, в том числе, по налоговым доходам – 19%. Можно констатировать серьезный рост доходной базы областного бюджета за последние 9 лет. По сравнению с фактическим уровнем 2001 года плановые доходы областного бюджета на 2009 год выросли в 5,2 раза. Эта положительная динамика доходной части бюджета – необходимое условие успешного развития региона, особенно актуальное в плановом периоде 2010-2011 годов, когда область будет гасить ранее выпущенные долговые обязательства.
- Кстати, за счет каких источников предполагается финансировать дефицит областного бюджета?
- Согласно проекту бюджета, дефицит 2009 года запланирован на уровне 7,5 млрд. рублей, а в качестве источника для его финансирования предполагается привлечь заемные ресурсы в форме облигационного займа. Долговая политика, с одной стороны, будет, как и ранее, направлена на привлечение максимально возможного объёма дешёвых заёмных ресурсов в целях обеспечения финансирования капитальных расходов бюджета, а с другой стороны – на сохранение государственного долга на экономически безопасном уровне. Расходы на обслуживание государственного долга Самарской области в 2009 году составят 1,8 млрд. рублей, что не превышает 15% расходов областного бюджета (Требование действующего законодательства). Объем государственного долга Самарской области по состоянию на 1 января 2010 года составит 31,4 млрд. рублей.
- По каким основным направлениям предусмотрены расходы областного бюджета в 2009 году?
- Доходы областного бюджета в сумме 86,1 млрд. рублей и источники финансирования дефицита в размере 7,4 млрд. рублей, в частности, привлечение заимствований в форме выпуска ценных бумаг на сумму 7,5 млрд. рублей, позволили нам запланировать расходы на 2009 год в размере 93,6 млрд.рублей. Объем расходов бюджета на 2010 и 2011 годы определялся по такому же принципу: прогнозировался объем доходов и рассчитывался максимально возможный объем заимствований. Расходная часть в 2009 году останется практически на уровне 2008 года. Доходы увеличатся на 7,7%, а дефицит бюджета сократится, по сравнению с 2008 годом, почти в два раза.
Практически 70% расходов областного бюджета в 2009 году предусмотрено на основе уже принятых нормативных правовых актов, в том числе, порядка 23% - областными целевыми программами. Фонд оплаты труда составляет 20% расходов, а на прочее содержание учреждений направлено только 11%. Наибольший объем в расходной части бюджета имеют Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (30,3%), региональный Минобразования (16,1%), Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (11,7%), а также областное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (11,3%).
- Можно ли говорить о том, что трехлетний бюджет будет социально-направленным?
- Действительно, расходы, включенные в областной бюджет, носят социальный характер и очень важны для развития региона. Тем не менее, традиционно принято выделять ряд разделов бюджета, отдельно указывая на их социальную направленность – так называемые «социальные расходы». Это такие разделы как образование, здравоохранение и спорт, социальная политика и культура. Доля этих направлений в общем объеме текущих расходов областного бюджета на 2009 год составляет 42,4 млрд. рублей - это почти половина (45,3%) расходов бюджета без учета федерального финансирования, а с учетом капитальных вложений – 60%.
На 2009 год принято решение о дополнительном увеличении фонда оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы. Это позволит довести минимальную заработную плату работников бюджетных учреждений до уровня 4,3 тыс. рублей. Расходы на оплату труда работников бюджетных учреждений в областном бюджете на 2009 год составят порядка 24 млрд. рублей – это почти треть всех расходов бюджета. В 2010 году расходы на оплату труда составят 26,3 млрд. рублей, в 2011 – 28 млрд. рублей.
- Продолжит ли областной бюджет оказывать финансовую поддержку муниципалитетам в 2009-2011 годах?
- Традиционно областной бюджет будет предоставлять межбюджетные трансферты местным бюджетам. В 2009 году общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам составит 12,7 млрд. рублей. Из них в виде финансовой помощи (дотации и субсидии) будет предоставлено 9,9 млрд. рублей – почти 80% от этой суммы. Этот показатель превышает уровень 2008 года на 2,5%. Незначительный уровень прироста финансовой помощи обусловлен значительным ростом субсидий в текущем году.
В итоге органы местного самоуправления будут располагать в 2009 году собственными доходами в объеме, как минимум, 36,6 млрд. рублей, что на 7,8% превышает уровень текущего года. Таким образом, с учетом прогноза бюджетов муниципальных образований региона, сложились параметры консолидированного бюджета области: его доходы в следующем году составят 112,8 млрд. рублей, а расходы – 122,3 млрд. рублей, дефицит – 9,4 млрд. рублей.
Отмечу, что консолидированный бюджет составлен исходя из нашего прогноза на основании оценки ожидаемых поступлений в местные бюджеты. Это связано с тем, что сами муниципалитеты представили необоснованно заниженные показатели доходов местных бюджетов. Органам местного самоуправления следует ориентироваться на прогноз социально-экономического развития региона, подготовленный министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и предполагающий эффективное использование налогового потенциала.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »