Павел Иванов: «У нас была возможность в полном объеме обеспечить финансирование принятых ранее социальных расходных обязательств»
Уходящий год поставил сферу общественных финансов в крайне сложное положение. В связи с финансовым кризисом правительству пришлось проводить секвестр бюджета, а также сокращать расходы на 2010 год. Об основных проблемах 2009-го, о перспективах и бюджете региона на следующий год в интервью «ВК» рассказал министр управления финансами Самарской области Павел Иванов.
- Как скоро региону удастся оправиться от последствий финансового кризиса, по вашим оценкам? - Финансовый кризис отразился на всех областях экономики. В то же время, благоприятная экономическая обстановка последних лет, а также взвешенная бюджетная политика, проводимая в Самарской области, позволили сформировать определенные финансовые резервы, которые смягчили воздействие мирового экономического и финансового кризиса на бюджетную сферу региона в 2009 году. У нас была возможность в полном объеме обеспечить финансирование принятых ранее социальных расходных обязательств.
Говорить о преодолении всех последствий финансового кризиса сейчас преждевременно. Основная задача на данном этапе заключается в проведении бюджетной политики, основанной на правильных ориентирах и реальных расчетах. Это поможет не только пережить кризисный период достойно, не опустив планку ранее достигнутых социальных гарантий для жителей области, но и выйти из него с меньшими потерями.
- Какими принципами руководствовалось правительство, секвестируя бюджет?
- В предыдущие годы рост доходов и эффективная долговая политика позволяли не только увеличивать текущие социальные, но и инвестиционные расходы. В апреле текущего года, в целях обеспечения сбалансированности бюджета в условиях снижения поступлений налогов и уменьшения объема заимствований, была значительно сокращена расходная часть казны. Мы разделили все траты на группы - в зависимости от степени их приоритетности. По каждой из них был произведен свой алгоритм расчетов.
Первоочередные расходы, включающие выплату заработной платы, социальное и лекарственное обеспечение населения, закупку продуктов питания, оплату коммунальных услуг, безвозмездные перечисления местным бюджетам (кроме субсидий на софинансирование объектов капитального строительства), остались практически на запланированном уровне.
Наибольшему сокращению от ранее утвержденной суммы подверглись расходы капитального характера, а также те, что осуществлялись в рамках целевых программ.
- Какие законодательные новшества могут сказаться на бюджетной политике Самарской области?
- В областном бюджете на 2010 год запланированы налоговые и неналоговые доходы в размере 61 млн рублей, что составляет около 106% от прогнозного факта за 2009 год.
Ограниченность ресурсов заставила нас повысить качество бюджетного планирования, отказаться от второстепенных и менее значимых расходов, оптимизировать траты на содержание органов государственной власти и бюджетных учреждений. 7 декабря 2009 года областное правительство утвердило концепцию организации межбюджетных отношений до 2013 года. В соответствии с документом, в 2010 году планируется сформировать два фонда: фонд стимулирования и фонд сбалансированности. Фонд сбалансированности позволяет оказать финансовую помощь муниципальным образованиям, испытывающим наибольшие сложности с исполнением бюджета. Фонд стимулирования направлен на поощрение тех муниципальных образований, которые показывают наилучшие результаты в управлении муниципальными финансами.
- Каковы основные цели бюджета на следующий год? На какие отрасли сделан упор?
- В 2010 году планируется финансирование областных целевых программ и мероприятий, связанных с осуществлением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В частности, продолжится проектирование и реконструкция зданий Самарского государственного академического театра оперы и балета, модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В полном объеме сохранены расходы на софинансирование программных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из ветхого жилья, реализуемых с участием средств областного и местных бюджетов, а также средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Кроме этого, для финансирования инвестиционных проектов планируется более активно привлекать средства федерального бюджета.
- Федеральное правительство рассматривает вопрос о выделении бюджетных кредитов Самарской области по низким ставкам. Под какие условия могут быть выданы кредиты? О каких суммах идет речь?
- В 2009 году Самарская область получила два кредита из федерального бюджета на общую сумму 794,9 млн рублей - на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения). Срок погашения кредитов наступит через три года, то есть в 2012-м, процентная ставка – 1/4 ставки рефинансирования Банка России на дату привлечения кредита, то есть 2,25 и 2,75% годовых.
В ближайшие годы нам предстоит осуществлять погашение ранее привлеченных областью заимствований при одновременном выполнении принятых социальных обязательств. В связи с этим, мы не исключаем возможности привлечения из федерального бюджета дополнительных заемных средств. В условиях нестабильности финансовых рынков бюджетные кредиты намного выгоднее рыночных. Тем более, что ставка рефинансирования продолжает снижаться, а сроки бюджетного кредитования, например, дорожного строительства в 2010 году, согласно закону о федеральном бюджете, будут увеличены до пяти лет.
- Правительство Самарской области пошло на смягчение налогового режима с тем, чтобы снизить долговую и инвестиционную нагрузки на бизнес. Как это отразилось на доходах бюджета?
- В бюджете-2010, в связи с проведением комплекса мер по сохранению социальных расходов, удельный вес текущих расходов составляет более 96% от общего объема. Более 23% всех расходов бюджета направлены на поддержку социально незащищенных слоев населения, семей, имеющих детей, и других категорий граждан, в том числе на выплату ЕДВ труженикам тыла, ветеранам труда и другим. Доходная часть бюджета Самарской области на 2010 год сформирована с учетом пониженного значения ставки налога для налогоплательщиков - организаций, основным видом деятельности которых являются производство, научные исследования и разработки, для которых характерна большая норма прибавочной стоимости.
Сохраняются льготы по налогу на прибыль и имущество для инвесторов, а также сохранены пониженные ставки по налогу на прибыль, в части поступающей в региональный бюджет, для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в приоритетных видах деятельности.
Указанные меры должны способствовать увеличению количества налогоплательщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и привести к расширению налоговой базы.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »