Инициатива губернатора может иметь судьбоносное значение для целой отрасли
В случае реализации законодательной инициативы губернатора Самарской области Владимира Артякова отечественные производители автомобильных комплектующих получат реальные шансы на вхождение в глобальные сети поставщиков мирового автопрома. Суть идеи заключается в том, чтобы иностранцы, желающие работать в России, создавали совместные производства с местными игроками, а не выступали бы их конкурентами.
С прицелом на Китай
Одной из наиболее значимых инициатив, которые были предложены губернатором Самарской области Владимиром Артяковым, стало предложение о законодательном ограничении вхождения иностранных производителей автокомпонентов на российский рынок. Идея заключается в том, чтобы иностранный капитал в сфере производства автокомпонентов мог лишь создавать совместные предприятия с российскими компаниями.
Подобный опыт существует в Китае, а прорыв автопрома Поднебесной не ставится под сомнение никем из экспертов и игроков рынка. «Почему мы вышли с этой инициативой? - рассказал после окончания заседания экспертного совета Владимир Артяков. - Причина одна: у нас в большей степени монозависимость не только Тольятти, но и некоторым образом Самарской области от «АвтоВАЗа». 321 предприятие в регионе работает на автозавод. Естественно, мы изучили международный опыт: как там строилось компонентное производство, как оно развивалось. Почему привели пример Китая? Потому что когда приходил инвестор в Китай, он на базе существующих предприятий строил новые высокотехнологичные производства. То есть свою компетенцию он вносил в уже существующие производства. Тем самым он заинтересовывал и государство, чтобы оно поддерживало его. И таким образом инвестору обеспечивалась некая гарантия его инвестиций, поскольку здесь возникали совместная собственность и совместная ответственность. Я считаю, что по этому пути можно идти, и этот опыт можно тиражировать на территории Самарской области».
Быть или не быть
Инициатива Владимира Артякова может иметь судьбоносное значение для целой отрасли. Дело в том, что сейчас автокомпонентный бизнес России находится в двойственном положении. С одной стороны, перспективность отечественного авторынка очевидна. И это уже позволило привлечь в Россию практически все крупные автоконцерны, которые разворачивают местное производство. По закону все они обязаны проводить локализацию, что дает шанс отечественным производителям автокомплектующих расширить рынок сбыта и войти в глобальные сети поставщиков мировых брендов.
С другой стороны, российские автокомпонентные предприятия значительно отстали (в силу разных причин) от международного уровня как по уровню технологий, так и по качеству продукции. Сейчас вслед за автопроизводителями в Россию идут и их поставщики. Развитие такими компаниями собственного производства в нашей стране может поставить крест на национальном бизнесе, поскольку выдержать конкуренцию с глобальными игроками отечественным заводам не под силу. А вот создание СП - идеальный вариант. Это обеспечит российским игрокам одновременно и доступ к передовым технологиям, и выход на новых потребителей.
Идея с перспективой
Заместитель генерального директора по коммуникациям ОАО «Русские машины» Елена Матвеева полагает, что создание СП с иностранным капиталом в автокомпонентной сфере послужит мощным толчком для развития всей экономики страны и позволит повысить уровень отечественных игроков рынка. Однако сначала необходимо привести в соответствие законодательную базу. «Сейчас сложно будет ввести такие строгие ограничения, - считает Елена Матвеева. - Идея замечательная, но для ее реализации нужно отрегулировать законодательство. Прежде всего, в части таможенно-тарифного регулирования».
Заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов говорит, что идея, предложенная Владимиром Артяковым, правильная и даст максимальный эффект, если меры будут приниматься комплексно. «Нужно параллельно изменять законодательство по предложенной идее и стимулировать автопроизводителей приводить сюда своих глобальных партнеров, чтобы те были вынуждены создавать СП с местными игроками, - говорит аналитик. - Что же касается отечественных производителей автокомпонентов, то, конечно, инициатива губернатора Самарской области им на руку. Получая в лице иностранных игроков партнеров, а не конкурентов, местные компании получат доступ к технологиям, будут создаваться новые рабочие места, расширяться объемы производства, и, следовательно, будет расти рентабельность их бизнеса. Если мы хотим, чтобы в России развивалась автокомпонентная отрасль, то это очень правильная идея».
Владимир Аветисян, председатель правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии»:
- Губернатор знает, о чем говорит. Он глубоко погружен в проблемы российского производства, мы с ним регулярно их обсуждаем. Создание совместных предприятий – возможность для отечественных производителей автокомпонентов получить действительно передовые современные технологии. Производственные мощности и квалифицированные специалисты у нас есть. Важно, чтобы автомобили мировых брендов, собираемые в России, оснащались комплектами, производимыми в нашей стране. Научимся делать для них – научимся делать и для себя. И власть, конечно, должна думать не только о том, как привлечь в страну зарубежных производителей, но и о том, чтобы дать возможность стабильно работать многочисленным коллективам предприятий, которые в нашей стране зачастую являются градообразующими. Создание совместного предприятия – это, прежде всего, рабочие места, повышение благосостояния людей и социальные гарантии. Прикручивать к импортным автомобилям импортные колеса и двери и называть эти машины российскими – лукавство чистой воды. Так называемая отверточная сборка – это деградация отрасли.
• Обсудить в форуме РИА Самара »