Александр Кирилин: «Мы первые идем на космодром Восточный»

- Многих напугали недавние сообщения в СМИ о предстоящих
крупных сокращениях на вашем предприятии. Как в действительности обстоит
дело?
- В действительности у нас на предприятии вплоть до 2020 года загрузка в
районе 115-120%. Есть подразделения, которые загружены на 130% и более, а есть
те, что недозагружены. В некоторых цехах нам надо организовать полноценную
двухсменную работу, а где-то и круглосуточную. У нас сегодня узкие места –
некоторые механические цехи и цехи общей сборки, где проходят испытания готовой
продукции. Поэтому нам надо перегруппировать силы. Это процесс непростой, он
связан и с перемещением работников в другие подразделения, и с омоложением
кадров. В рамках этой работы мы говорим о сокращении 850 человек, часть из них
будет переведена в другие подразделения. Хотя в целом по предприятию нам нужно
увеличивать численность сотрудников. Она уже перешагнула 23 тысячи - другого
такого крупного предприятия, кроме АвтоВАЗа, в Самарской области нет. Поэтому
процесс естественный, он понятен, и о сокращении пяти тысяч работников речь
вообще не идет. Но мы должны привести численность в соответствие с нормативами
и реальными потребностями производства.
- Как вы оцениваете итоги прошлого года, который был омрачен
двумя аварийными пусками? Насколько они повлияли на отношения с заказчиками,
изменился ли спрос на пусковые услуги?
- Спрос не уменьшился, а возрос. Сравните: в 2010 г. мы обеспечили 13
пусковых кампаний, в 2011 г. – 19, а в этом планируется 22-24 пуска. Да, были
две аварии – 24 июня мы не вывели грузовой космический корабль, 23 декабря –
космический аппарат (КА) для Минобороны. Разумеется, госкомиссия
проанализировала причины и сделала выводы. В первом случае не сработал наш
серийный носитель «Союз-У», по причине отказа двигателя 3-й ступени,
изготовитель – Воронежский механический завод. Во втором случае это был
«Союз-2-1б», разработчик и изготовитель отказавшего двигателя 3-й ступени –
тоже Воронеж, КБ химавтоматики.
- «ЦСКБ-Прогресс» несет ответственность за эти
аварии?
- Косвенно несем, потому что как головное предприятие мы должны
обеспечить качество не только у себя, но и у смежников.
- Вы контролируете качество работы тех, кто производит
двигатели?
- Обязательно. И у нас эта работа ведется на достаточно высоком уровне.
Но если мы пережили кризисный период не так тяжело и наше производство в
нормальном состоянии, то у кооперации ситуация сложнее, там производство
недофинансировано. Сейчас мы только подтягиваем смежников до нашего уровня. Но
еще надо учесть, что запуск «Союза-2-1б» проходил в рамках летных испытаний, и
в том числе там отрабатывалась конструкция двигателя.
- Это обычная практика, когда летные испытания проводятся с
полезной нагрузкой?
- Конечно, иначе это было бы слишком дорогое удовольствие – в программе
летно-конструкторских испытаний заложено 12 пусковых миссий. Степень риска в
этих запусках, конечно, присутствует.
- Иностранные заказчики не испугались?
- Судите сами: в 2011 г. мы обеспечили два запуска с Гвианского
космического центра, в 2012-м они просят минимум три. С Байконура было два
коммерческих пуска, в этом просят два-три. Европейцы за весь прошлый год
запустили 6 «Арианов». А мы только за декабрь – 4 «Союза». Никто в мире так не
пускает. Так что наши позиции на рынке упрочились. Вы знаете, мы создаем легкий
носитель «Союз-2-1в» для Плесецка. Только что прошли переговоры с европейскими
партнерами – они готовы обеспечить пять пусковых нагрузок на ту машину, которая
еще ни разу не летала! Это говорит об уровне доверия к нашим изделиям и о нашей
репутации.
- Кстати, о легкой ракете – как дела с ней?
- Полноразмерная экспериментальная установка – стендовый блок РН
«Союз-2-1в» – сейчас в Загорске, на стендовых испытаниях в НИЦ РКП, в
марте-апреле мы должны провести два «холодных» испытания, а в мае – «горячие».
После этого госкомиссия может принять решение о допуске к летным испытаниям.
Уже в марте первый летный экземпляр носителя будет установлен в
контрольно-испытательную станцию, а пуск может состояться в середине
года.
- Потребуется ли для этой ракеты возобновление производства
двигателя НК-33, или достаточно существующего задела?
- «Союз-2-1в» базируется на тех двигателях, которые есть в заделе. Но мы
уже побуждаем к активным действиям американцев, которые приобрели некоторое
количество двигателей для своего носителя. Они хотели докупить еще, но им было
отказано. И я знаю, что сегодня идут переговоры о восстановлении производства
НК-33 здесь, в России. Сейчас дорабатывается контракт. Мы тоже в этом
заинтересованы: у нас есть проект «Союз-2-3», это носитель на 10-14 т с
центральным блоком от легкой ракеты, плюс боковые блоки от «Союза-2». Но он
возможен только при возобновлении производства НК-33. Задел можно использовать
только для легкого носителя. А уже в рамках программы воспроизводства можно
говорить и о пилотируемых полетах, потому что НК-33 изначально создавался под
пилотируемую программу.
- Что стало с проектом перспективного носителя «Русь-М»? Почему
работа над ним остановлена?
- Это хороший проект, но он под космический аппарат на 20-23 т. В чем
беда, например, проекта «Энергия-Буран»? 100-тонный носитель создали, а
полезной нагрузки нет, возить нечего. На сегодня корабля под «Русь-М» тоже нет,
и к директивному сроку 2015 г. его не будет. Поэтому принято такое решение –
думаю, правильно – приостановить этот проект. Но мы первые идем на космодром
Восточный со всей линейкой наших новых носителей: это «Союз-2-1а», «Союз-2-1б»,
«Союз-2-1в». Мы ими закрываем основную линейку запускаемых КА. Это уже
четвертый наш космодром! И, что важно, универсальная стартовая площадка.
- Но «Русь-М» еще может понадобиться?
- Сегодня формируется перспектива развития пилотируемой космонавтики, в
т.ч. полетов в дальний космос. Есть проект 14-тонного корабля для полетов на
МКС, которая будет работать до 2020 г. Тогда с космодрома Восточный «Союз-2-3»
сможет обеспечить вывод этого корабля. Параллельно рассматриваются проекты
создания машины на 70-80 т и на 130 т для лунной и марсианской программ. Вот
тогда понадобится «Русь-М». «Протон» под эти программы использовать нельзя
из-за токсичного топлива. «Ангара» рассматривается сейчас для Восточного как
резервный носитель для тяжелых автоматических КА, но не для пилотируемых
полетов. К тому же решение по базированию «Ангары» на Восточном будет
приниматься в 2013 г., после того, как она начнет летать с космодрома
Плесецк.
- Когда вы сможете полностью перейти со старых «Союзов» на
«Союз-2»?
- Мы как раз сейчас согласовываем с Роскосмосом программу перевода в
2013-2014 годы.
- Решен ли вопрос с инвестициями в расширение производства
«Союза-2»?
- Инвестиции по этой теме идут уже с 2011 г. Мы выкупили у «Авиакора»
корпус площадью 18000 кв. м и ведем там реконструкцию. Хотим на новой площадке
организовать современнейшее производство всей линейки РН «Союз-2», потому что
действующее производство останавливать нельзя. Работа уже идет, и только нашему
предприятию под эту программу выделено почти 6 млрд руб. Выделены деньги и
нашим смежникам, чтобы обеспечить производство до 20 носителей «Союз-2» в год.
Это очень серьезно.
- А как развивается программа создания спутников?
- Сегодня у нас на орбите работает аппарат дистанционного зондирования
Земли – «Ресурс-ДК». Он работает уже шестой год при гарантийном сроке три года
– летом превысит его вдвое – и отснял уже более 73 млн кв. км территории. Вот
такую технику мы делаем. В августе 2012 г. мы должны запустить КА «Ресурс-П»,
который имеет улучшенные характеристики и может снимать до 1 млн кв. км в
сутки. Если у «Ресурса-ДК» полоса съемки до 27 км, то «Ресурс-П» может снимать
полосу 38 км за пролет. Это полностью наш комплекс: от создания носителя и
самого космического аппарата до обработки информации с него. В сентябре должен
стартовать наш научный КА «Бион». Заказчик обоих спутников – Роскосмос. А в
интересах Минобороны мы должны запустить один КА весной, другой – в ноябре.
Т.е. в этом году в космос выводятся четыре комплекса нашей разработки и
изготовления, все – нового поколения. И на следующий год столько же.
- Имеют ли основания слухи о возможном слиянии «ЦСКБ-Прогресс» с
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева?
- Никакой программы такого объединения, никакого проекта, обоснований, с
чего начинаются любые серьезные преобразования, сегодня не существует.
Наоборот, мы присоединяем к себе смежников. Например, присоединили в качестве
филиала предприятие НПП «ОПТЭКС» из Зеленограда – оно проектирует системы
приема и передачи информации со спутников. Также мы присоединили ОКБ «Спектр» в
Рязани – оно занимается средствами контроля и отработки систем дистанционного
зондирования Земли. А сегодня в правительстве и у президента находится проект
создания на базе Центра «ЦСКБ-Прогресс» интегрированной структуры с вхождением
в нее екатеринбургского «НПО Автоматики», которое поставляет нам системы
управления для РН, и петербургского НИИ КП, поставщика гироскопов для КА. Этот
проект прошел все экспертизы, и на его реализацию потребуется, думаю, года
полтора. Т.е, учитывая все наши планы, мы скоро подойдем к 30-тысячной
численности персонала.
- После остановки проекта «Русь-М» у ваших конструкторских
подразделений достаточно работы?
- Сегодня у нашего «ракетного» КБ задачи серьезнейшие. Во-первых,
завершить летные испытания «Союза-2-1а» и «Союза-2-1б», поставить их на
вооружение – это очень непростая задача. Провести летные испытания «Союза-2-1в»
– тоже. И нужно привязать всю эту линейку ракет к космодрому Восточный: а это
задача и для строителей, и для разработчиков технического оборудования и
стартового комплекса. Мы ведь головные по комплексу, и это очень большой объем.
Так что загрузки у них достаточно.