Модель профильного обучения старшеклассников в Самарской области действует в штатном режиме в 119 школах
16 марта руководитель управления реализации общеобразовательных программ министерства образования и науки Самарской области Оксана Чуракова посетила МБОУ СОШ №3 (г.о. Самара) с целью контроля состояния профильного образования в образовательном учреждении.
Старшеклассники этой школы не только осваивают обязательную программу, но также имеют возможность выбирать какие предметы или отдельные темы по учебным дисциплинам они хотели бы изучить на углубленном уровне, какие дополнительные навыки хотели бы приобрести в учебном заведении. Именно под этот заказ учащихся образовательное учреждение составило учебный план. Другими словами, учащиеся 10-х и 11-х классов СОШ №3 определяют собственную индивидуальную образовательную траекторию, а школа создает условия для ее реализации.
При этом нагрузка на ребят остается прежней – 37 часов в неделю. Они осваивают программу без внедрения дополнительных уроков. Школьники посещают не только привычные классно-урочные занятия (т.е. занимаются вместе со своим классом), но также поточно-групповые. В одной группе могут обучаться как ученики одной параллели, так и учащиеся 10-х и 11-х классов одновременно. Как отметила директор школы Ирина Коковина, «по ряду предметов у ребят есть выбор, на каком уровне их изучать: на базовом, профильном или углубленном. Поскольку каждый ребенок планирует продолжить свое образование, он имеет возможность определить, каким предметам в настоящий момент должен уделить больше внимания, чтобы успешно поступить в учреждение профессионального образования».
С 1 января 2012 года данная модель профильного обучения была введена в штатный режим в систему образования Самарской области. «Сегодня такая система действует в 119 школах региона, – отметила Оксана Чуракова. – 14 тысяч учащихся имеют возможность обучаться по индивидуальной образовательной траектории. Мы рассчитываем, что в этом году 1сентября уже более 130 образовательных учреждений будут работать по данной модели».
Для реализации модели профильного обучения из бюджета Самарской области в 2012 году выделяется дополнительное финансирование учебного плана школ в размере 124 млн. рублей. Это дает возможность организовать профильное обучение в рамках базисного учебного плана через создание модели индивидуальной образовательной траектории внутри образовательного учреждения, а не за счет дополнительного образования во внеурочное время.
Основная нагрузка при организации профильного обучения ложится на учителя, так как подготовка занятий требует индивидуальной разработки содержания каждого урока, а также на школьного администратора, благодаря которому, сложный организационный механизм успешно функционирует.
Напомним, что с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года в 87 школах Самарской области проводился эксперимент по организации образовательного процесса в 10-11 классах по модели определения старшеклассниками индивидуальной образовательной траектории. В этих образовательных учреждениях были введены дополнительные элективные курсы, в числе которых социальные практики, общеразвивающие тренинги, углубление предметов, предварительное изучение вузовских дисциплин. На эксперимент из областного бюджета было выделено порядка 180 млн. рублей.
В результате, 75% учащихся экспериментальных школ получили на ЕГЭ балл по выбранным предметам выше среднерегионального. Более 80% - продолжили свое обучение в соответствии с выбранным в образовательном учреждении профилем обучения.