Экономическая адаптация. Руководство «Союзмаша» обсудило, какие возможности и риски несет в себе присоединение России к ВТО
В Москве в министерстве промышленности и торговли РФ состоялось расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России. Участники совещания обсудили экономическую политику страны накануне вступления в ВТО и подвели итоги работы «Союзмаша» за пять лет с момента его основания. В совещании принял участие губернатор Самарской области, член Бюро «Союзмаша» Владимир Артяков.Заседание проходило в канун пятилетнего юбилея Союза машиностроителей России: 28 апреля 2007 года в Москве состоялся учредительный съезд общественной организации. Почетными гостями стали министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и и.о. министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. В работе заседания также участвовали председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов, первый вице-президент «Союзмаша», депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев, вице-президент «Союзмаша» Борис Алешин, президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров и другие.
«Перед нами стояла задача создать по-настоящему массовую и влиятельную организацию, способную не только формулировать позицию по актуальным вопросам, но и наладить конструктивный диалог власти, общества и бизнеса, - обращаясь к присутствующим, заявил Сергей Чемезов. - Принципиально важный шаг в развитии нашей организации был сделан в прошлом году: в деятельности Союза возникло политическое направление, связанное с участием в Общероссийском народном фронте. И по результатам прошедших выборов наши представители вошли в состав Государственной думы РФ и региональных законодательных собраний».
Председатель «Союзмаша» подчеркнул, что деятельность организации носит
не декларативный, а практический характер. «Наши возможности сконцентрированы
на решении ключевых задач создания конкурентоспособной отечественной
промышленности, - отметил Чемезов. - Это в том числе и развитие
оборонно-промышленного комплекса через совершенствование сферы
гособоронзаказа».
В Самарской области также работает отделение «Союзмаша». По мнению Владимира
Артякова, эта организация сегодня твердо стоит на ногах и в регионе, и в целом
в России, с ней считаются. «Не просто так первые лица государства присутствуют
на регулярных съездах «Союзмаша» и выбирают эту площадку для озвучивания новых
инициатив, - заявил Владимир Артяков «ВК». - Я считаю, что «Союзмаш» может
сегодня выступать как один из лидеров общественного мнения среди
машиностроителей и доносить их позицию до руководства страны».
Несмотря на праздничный повод, участники заседания сосредоточились,
пожалуй, на самой острой для машиностроителей страны теме - скором
присоединении России к ВТО и связанных с этим возможностях и рисках.
«Проблемы адаптации промышленности к условиям ВТО - главный вопрос повестки
дня, - подчеркнул Сергей Чемезов. - В этой связи участие в нашей работе
принимают министр экономического развития и исполняющий обязанности министра
промышленности и торговли».
Эльвира Набиуллина заявила, что, несмотря на то, что плюсов от вступления России в ВТО гораздо больше, государство прекрасно понимает проблемы, с которыми столкнется в том числе и машиностроительный комплекс. В этой связи руководством страны разрабатывается ряд мер по поддержке отечественной промышленности.
По мнению Сергея Чемезова, главная проблема, влияющая на конкурентоспособность российских производителей в условиях вхождения в ВТО, - высокий уровень износа основных производственных фондов и высокая энергозатратность производства. «Без серьезной государственной поддержки промышленным предприятиям не обойтись, - отметил Чемезов. - Тем более что больше 40% российской экономики так или иначе связано с госсектором».
Автопром является одним из секторов машиностроения, который после присоединения к ВТО потенциально может столкнуться со сложностями. И один из его ярчайших представителей - ОАО «АвтоВАЗ» - находится в ожидании перемен.
«АвтоВАЗ - это оплот российского автопрома, и те защитные меры, которые сегодня отрабатывает правительство РФ при вступлении России в ВТО, очень важны, - заявил «ВК» Владимир Артяков, комментируя тему. - Поскольку вступление в ВТО, в первую очередь, ударит по автопрому. И здесь очень важно отработать заградительные меры и новые технологии, а самое главное - не допустить сокращения рабочих мест на ведущих предприятиях автопрома, в частности на АвтоВАЗе. Все эти вопросы очень серьезно поднимались в ходе расширенного заседания Бюро «Союзмаша». Мы будем отстаивать позиции АвтоВАЗа на всех уровнях для того, чтобы сохранить тенденции роста производства, роста заработной платы, не допустить сокращения людей на предприятии. Я уверен, что мы этого добьемся. И конечно, наши партнеры - компания «Рено-Ниссан» - в этой части нам помогут, так что, уверен, проблем на ВАЗе при вступлении в ВТО не будет».
А вот для металлургов Самарской области вступление в ВТО очень выгодно, потому что отменяет квотирование. «Но, повторяю, наша основная задача - максимально сохранить машиностроительный сектор экономики, - подчеркнул губернатор. - Эту локальную задачу мы будем решать в ежедневном режиме, и мы не беспокоимся на этот счет. У нас есть задел, и эти вопросы мы можем отрегулировать».
По итогам заседания Бюро Союза машиностроителей России его участники приняли решение сформировать резолюцию на основе названных предложений по поддержке отечественного машиностроительного комплекса, направленных на поиск мер по снижению рисков в преддверии вступления в ВТО. После того как они будут объединены в один документ, резолюция ляжет на стол председателя правительства РФ.
Отметим, что в ходе заседания «Союзмаша» Сергей Чемезов вручил Владимиру Артякову, который стоял у истоков общественной организации, награду, подчеркнув, что самарский губернатор внес большой вклад в ее создание и работу. Знак отличия под №1 представляет собой медаль «За доблестный труд», учрежденную «Союзмашем».