Татьяна Козлова: «Закон должен быть четким и понятным»
На днях в Казани состоялся VI съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Самарскую область представляла уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова.
- Какие вопросы рассматривались на съезде?
- Программа была достаточно насыщенной. Обсуждались реализация «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», перспективы разработки федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013-2020 годы. Участники съезда имели возможность познакомиться с практическим опытом в сфере защиты семьи и детства, имеющимся в Республике Татарстан, поделиться опытом своих регионов.
- Какие проблемы были самыми обсуждаемыми?
- Проблемы эффективности государственной поддержки семей с детьми, профилактики социального сиротства, большой блок проблем, связанных с поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы профилактики подросткового девиантного поведения. Кроме того, в третий день форума состоялся всероссийский семинар, посвященный вопросам повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Как обстоят дела в Самарской области? Опыт нашего региона как-то был представлен на съезде?
- Был представлен фактический материал о региональном опыте работы с семьей, подготовленный при поддержке областного министерства социально-демографической и семейной политики, и эффективности системы межведомственного взаимодействия в решении этих проблем. А также на основе анализа причин обращений, поступающих в нашу службу, был внесен ряд предложений в план мероприятий по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
- Какие конкретно предложения?
- Это, например, предложения о необходимости социального заказа на размещение в средствах массовой информации материалов о семейных ценностях, традициях, о счастливом детстве, материнстве и отцовстве. Предложения, связанные с необходимостью регламентации деятельности профильных служб с семьей, в том числе с родителями, ограниченными или лишенными родительских прав, на восстановление семьи в интересах ребенка.
- В тему - поднимался ли на съезде вопрос о ситуации с российскими семьями, происходящей в Финляндии?
- По поводу не только последней вопиющей ситуации с изъятием из семьи четверых детей, в том числе новорожденного ребенка, но и в целом порочной практики, складывающейся в Финляндии, в отношении семей наших сограждан, проживающих там, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов высказал возмущение, как действиями сотрудников профильных служб, так и в отношении позиции государственных структур. Поскольку, по словам финских правозащитников, сотрудникам социальных служб даются рекомендации, что, якобы, российские родители ориентированы государством на применение насильственных методов воспитания в отношении детей.
- Поэтому наших граждан волнует то, что Госдумой РФ рассматривается законопроект о так называемом «социальном патронате» над неблагополучными семьями. Многие родители считают, что принятие этого закона может и у нас привести к подобным ситуациям. Каково ваше мнение?
- Действительно, в конце сентября в Госдуме РФ в первом чтении был принят законопроект, который, в том числе, направлен на создание института социального патроната как правовой основы для своевременного выявления семей с детьми, находящимися в социально опасном положении, и последующего проведения с такими семьями профилактической работы. Учитывая масштабы социального сиротства в современном обществе, случаи насилия и жестокости в отношении детей в семьях, идея законопроекта понятна и социально востребована.
Однако понятна и тревога родителей по поводу механизмов применения этого закона. Автономность семьи охраняется и международным, и российским законодательством. Закон должен быть четким и понятным для его практического исполнения, он должен защищать семью с детьми, в том числе от неправомерного вмешательства, основанного лишь на субъективном мнении сотрудников профильных служб. Пока этой четкости в законопроекте нет, даже терминологически. Не определено содержание таких понятий, как «семья в социально опасном положении», «семья в трудной жизненной ситуации», «угроза жизни и здоровью», «препятствие нормальному воспитанию и развитию ребенка». Для исключения негативных последствий проект требует доработки, широкого обсуждения с привлечением родительской общественности. Это необходимо, поскольку закон может затронуть судьбу любой семьи и любого ребенка.