Михаил Мальцев: "В 2012 году Самара вошла в десятку лучших туристических направлений"
В конце прошедшей недели в Самаре состоялся Международный форум «Инвестиции в гостеприимство», где обсуждались перспективы развития туристической отрасли с помощью государственно-частного партнерства, создание в регионах Поволжья условий для въездного туризма. О стратегии развития отрасли в Самарской области и мерах ее государственной поддержки в регионе рассказал руководитель областного департамента туризма Михаил Мальцев
Место встречи для профессионалов
- Насколько результативно, на ваш взгляд, прошел форум? В чем состояла его
главная цель и насколько удалось ее достичь?
- Инвестиционный форум, организованный министерством экономического развития,
инвестиций и торговли Самарской области и департаментом туризма, посвященный
сфере гостеприимства, прошел в регaионе впервые. Внимание к индустрии туризма,
к инвестициям в эту отрасль экономики связано прежде всего с тем, что Самара
получила статус города-организатора чемпионата мира по футболу-2018. Однако на
форуме неоднократно подчеркивалось, что у региона и без привязки к ЧМ есть
необходимый потенциал для развития туристской и гостиничной
инфраструктуры.
Главное отличие форума от туристических выставок, которые мы ежегодно проводим,
- его целевая аудитория. На одной площадке собрались представители федеральной
и региональной власти, инвесторов, застройщиков, девелоперов, гостиничных сетей
и консалтинговых компаний. Здесь инициаторы проектов смогли представить их
экспертам и получить профессиональную оценку. Инвесторы и девелоперы
познакомились с Самарской областью, оценили ее туристический потенциал,
благоприятный инвестиционный климат. Со стороны власти было еще раз отмечено,
что инвестиционные проекты в сфере туризма получат поддержку правительства
региона. На преференции и льготы могут рассчитывать проекты нескольких
категорий, одна из которых касается строительства отелей и гостиниц.
Конечно, на форуме были презентованы проекты самого разного уровня
подготовленности: как выполненные на высоком профессиональном уровне, так и
презентованные на уровне идеи. Большинству проектов еще предстоит пройти
серьезную подготовку, доработку, чтобы быть интересными потенциальным
инвесторам. Форум показал, что потенциальные инвесторы мало знакомы с ресурсами
Самарского региона. Подобное мероприятие и призвано стать первым шагом по
продвижению Самарской области как региона, благоприятного для инвестиций в
сферу туризма и гостеприимства.
Форум планируется проводить ежегодно. Думаю, он станет хорошей площадкой для
обсуждения целей, задач, проблем развития туризма.
Национальный парк - для людей
- О необходимости развития въездного туризма в Самарской области говорится
уже давно - создаются программы, разрабатываются проекты. Можно ли сегодня
говорить о каких-то результатах этой работы?
- С 2011 года в регионе реализуется подготовленная нами областная целевая
программа «Развитие туристско-рекреационного кластера Самарской области на
2011-2014 годы», которая позволила нам начать работу по поддержке туристской
отрасли. Это организация и проведение туристических выставок (именно с акцентом
на внутренний туризм) в Самаре, участие в крупнейших московских и региональных
туристических форумах, презентации туристского потенциала Самарской
области в российских регионах, заинтересованных в отдыхе в Самарской области,
выпуск рекламно-полиграфической продукции, поддержка фестивалей, проходящих в
Самарской области, проведение рекламных кампаний, нацеленных на продвижение уже
существующего туристского продукта.
Сегодня регион, его туристические возможности известны на федеральном,
межрегиональном уровнях. Мы познакомили с нашим турпродуктом ведущих
туроператоров, специализирующихся на отдыхе в России, дали возможность
журналистам СМИ, освещающим вопросы развития туризма, лично увидеть возможности
для разнообразного отдыха в Самарской области.
То, что по крайней мере в профессиональной среде Самарская область перестает
быть «белым пятном», а рассматривается в качестве региона, предлагающего
интересный и актуальный турпродукт, уже является значительным шагом
вперед.
В 2009 году в регионе отсутствовала целевая программа по туризму, на эту сферу
не выделялось финансирования.
Реализуются мероприятия, направленные на повышение качества услуг и повышение
квалификации персонала сферы туризма и гостеприимства.
Нам удалось внести свой вклад в работу региона по подготовке заявки на
проведение чемпионата мира по футболу. Департамент туризма принимал участие в
работе по подписанию соглашений об использовании помещений и инфраструктуры
отеля во время чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и занимался разработкой
концепции развития туристской и гостиничной инфраструктуры.
Кроме этого, целенаправленно проводится работа по созданию условий инвесторам -
это и создание Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, и
формирование комплексного проекта, планируемого к включению в федеральную
программу по развитию туризма в Российской Федерации, такого как проект
«Жигулевская жемчужина». Это наиболее перспективный и масштабный проект в сфере
туризма на территории области, можно сказать, знаковый - он основан на
природном потенциале национального парка «Самарская лука» и Жигулевского
заповедника им. Спрыгина. Это уникальный природный комплекс, действительно
жемчужина Поволжья, и мы должны не просто сохранять его, а использовать на
благо людей. Сам смысл существования национального парка подразумевает
рекреационную функцию для жителей региона и туристов. Проект подразумевает
несколько этапов реализации, а его общая стоимость - более 5 млрд руб.
- Кто способен вложить столько денег?
- Реализуя такой крупный проект, мы понимаем, что не будет одного инвестора на
весь комплекс. Сейчас все туристические проекты могут быть реализованы только
за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, инвестиций - нельзя
полностью построить объект за счет бюджета. До 30% - федеральный и региональный
бюджеты, остальное - средства инвесторов. Такие возможности предоставляет
федеральная целевая программа по развитию въездного туризма на территории РФ,
которая начала действовать с 2011 г. «Жигулевская жемчужина» претендует на
включение в нее с 2015 года.
Туризм неправильно считают
- Сколько туристов приезжает в Самарскую область и как меняется по годам это
количество?
- По статистике, к нам приезжает 500-550 тыс. человек в год. Но это информация
только по крупным гостиницам, санаториям и т.п., которые предоставляют
статистические данные. А мини-гостиницы, частные базы отдыха в статистику не
попадают, поэтому реальных туристов гораздо больше. Объем внутреннего туризма
достаточно стабилен — он растет на 4-5% в год. У выездного туризма прирост
значительно выше - порядка 20% ежегодно. Т.е. потребность в отдыхе у людей
растет, но внутренний рынок ее не удовлетворяет: в сезон наши базы отдыха и
санатории заполнены практически на 100%, а со стороны выездного туризма
предложение растет.
- Какие виды туризма сегодня преобладают?
- Если в целом, то на первом месте - пляжный отдых. Второе направление по
оборотам - деловые поездки. Третье - культурно-познавательное направление. И
дальше уже по убывающей идут санаторно-курортный, круизный, экологический,
паломнический виды туризма. Событийное направление туризма востребовано. В этом
году «Рок над Волгой» собрал 307 тысяч зрителей, и из них 10-15% приехали из
других регионов.
Вообще, туризм недооценивают и неправильно учитывают отдачу в экономике
региона. Объем платных услуг гостиниц, санаториев и туркомпаний - суммарно 3,9
млрд руб. в год. Но это без учета мультипликативного эффекта, одного из самых
высоких, потому что туризм тянет за собой еще кучу отраслей. Это и транспорт, и
строительство, и культура, торговля, общественное питание, развлекательная
сфера. Все это сложно посчитать.
- Но существуют какие-то экспертные оценки?
- Я вам приведу пример экспертного расчета по выездному туризму. Есть
статистика аэропорта «Курумоч» по чартерным рейсам — это 100% люди летят по
туристическим путевкам. Если количество пассажиров умножить на среднюю
стоимость путевки, сумма выливается в 4,5 млрд рублей в год. Это объем
выездного потока — столько у нас ежегодно выводится из экономики. А что такое
4,5 млрд? Весь проект «Жигулевская жемчужина» стоит 5 млрд, т.е., условно
говоря, за пределы области ежегодно «вылетает» один курорт.
Три главные задачи
- Вы упомянули об областной целевой программе развития
туристско-рекреационного кластера. Какие задачи она решает, что
финансирует?
- Первая задача — это продвижение того туристического продукта, который есть.
Прежде всего, участие в профильных выставках и в России, и за рубежом: мы
должны предоставить турбизнесу качественную информацию по Самарской области,
чтобы они продавали наш туристический продукт. Плюс проведение информационных,
рекламных кампаний, пресс-туров. Объем финансирования недостаточный для
качественного проведения рекламной кампании. Мы это понимаем и делаем
предложения увеличить объем средств, направленных на продвижение. Без этого
невозможно эффективно продавать туристический продукт. В 2012 году на
организацию рекламно-информационной кампании было 1,65 млн рублей. Для
сравнения: когда в Самару приезжает цирк, он тратит на свою рекламу примерно
1,5 млн в месяц. Вторая ключевая задача целевой программы - повышение
квалификации специалистов, работающих в сфере туризма и гостеприимства. Чтобы
предоставлять качественные услуги, мало иметь гостиницу, нужен еще
квалифицированный персонал. Для этого в рамках программы создан портал
дистанционного образования с необходимыми практико-ориентированными курсами.
Это удобный формат: мини-гостиница в районе имеет возможность по Интернету
предоставить своим сотрудникам доступ к обучению, чтобы они повысили свой
профессиональный уровень.
И третья задача - предоставление информации. Этим занимается наше
подведомственное учреждение - туристский информационный центр, который
реализует ряд проектов. Один из них - создание системы онлайн-бронирования.
Подобные системы есть, но они охватывают крупные гостиницы, а большой пласт
мини-отелей, санаториев, гостевых домов и т.д. не входит в эту систему, не
адаптирован к ней. Наша система бронирования позволит включить их в поиск, и из
любой точки мира можно будет забронировать любое место размещения в Самарской
области. На базе ТИЦ будет создан единый туристический портал губернии, где
появится много полезных сервисов. Сейчас разрабатывается туристический гид на
нескольких языках - это будет удобная справочная система на базе смартфонов,
включающая и аудиогиды, и карты, и справочники, и кнопку вызова помощи,
т.е. набор, необходимый для каждого туриста.
Задержать гостей подольше
- Участие Самары в ЧМ по футболу - это серьезный вызов туристической
отрасли региона. Что нужно сделать до 2018 года, чтобы достойно принять
гостей?
- С точки зрения привлечения внимания к региону это шанс, который нужно
использовать для привлечения туристов. В регионе есть опыт проведения
крупных мероприятий, к примеру тот же ежегодный фестиваль «Рок над Волгой».
Сегодня наша задача - не просто привлечь гостей в регион, а максимально
увеличить время их пребывания в Самарской области, чтобы они здесь хорошо
провели время. Прежде всего, и об этом говорилось на форуме, надо
простимулировать развитие гостиничной инфраструктуры. По нашим оценкам, нам
нужно еще порядка двух тысяч номеров к имеющемуся фонду. И нужно нарастить
именно качественные средства размещения разного уровня, от 3 до 5 звезд.
Основная задача туристического бизнеса — развивать комплекс дополнительных
услуг, проекты развлекательного характера.
- Если мы увеличим номерной фонд гостиниц, как использовать его после
чемпионата?
- Есть два варианта. Если инвесторам будет неинтересно вкладываться в
гостиницы, то альтернативный вариант - строительство объектов двойного
назначения, как это реализуется на Универсиаде в Казани. Это могут быть жилые
комплексы, которые после ЧМ будут распродаваться, могут быть общежития или
переселенческий фонд. Но, я считаю, оптимальный вариант - все-таки гостиницы,
потому что это база для наращивания туристического бизнеса на длительную
перспективу. Но мы должны сделать так, чтобы они заполнялись в течение всего
года, создать для этого условия. Один из проектов, который, на мой взгляд,
должен быть реализован в Самаре, - это конгрессно-выставочный центр. Такой
центр будет генерировать поток деловых туристов, позволит максимально загружать
городские гостиницы. И это нужно для Самары, чтобы позиционировать себя как
деловой центр, один из главных в Поволжье.
Объединяя усилия
- В 2012 году активно развивалось сотрудничество в сфере туризма между
регионами Поволжья. Какие проекты были реализованы и чего ждать от этого
сотрудничества в будущем?
- Для нас это одно из приоритетных направлений развития. У нас в Поволжье
действует соглашение о межрегиональном сотрудничестве между 11 регионами, в
число которых входит и Самарская область. Мы реализуем общий проект под
названием «Великая Волга», который включает целый комплекс мероприятий по
разработке и продвижению межрегиональных маршрутов, кстати, фотовыставку
«Великая Волга» жители города еще могут увидеть на площади Славы. Самарская
область являлась регионом-координатором проекта в 2012 году, эти же функции
сохраняются за нами и в 2013-м.
Главным объединяющим регионы турпродуктом, безусловно, являются круизы по
Волге. Однако сегодня мы не останавливаемся только на круизном направлении.
Например, реализуем железнодорожный проект: в рамках соглашений совместно с
самарским туроператором стартовали туристские поезда в Москву и Пензу, в
ближайшее время будет в Нижний Новгород.