Одной из основных задач долговой политики Самарской области в 2012-2014 годах является сохранение регионального государственного долга на экономически безопасном уровне
С момента назначения губернатор Самарской области Николай Меркушкин обратил внимание на то, что государственный долг региона приблизился к пиковому значению. 42% от доходов бюджета приходится на долги, при установленном максимуме в 45%. К 2015 г., в соответствии с принятым бюджетом, уровень долга должен снизиться до 25,2%.
Параметры долга«Государственный долг Самарской области достиг критических размеров. Через два года, при сохранении текущего темпа наращивания долга, он достигнет предельных размеров, и Самарская область, согласно Бюджетному кодексу, потеряет возможность брать заимствования», - заявил вскоре после назначения губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Перед новым министром управления финансами Самарской области Сергеем Кандеевым была поставлена задача — поменять подход к формированию бюджета и занимать только в тех случаях, когда это необходимо.
Основными задачами долговой политики Самарской области в 2012-2014 годах являются: сохранение государственного долга на экономически безопасном уровне и привлечение заемных ресурсов на погашение ранее привлеченных долговых обязательств Самарской области и финансирование дефицита областного бюджета, говорится на официальном сайте министерства управления финансами. По состоянию на октябрь, объем государственного долга региона составил 35,561 млрд рублей. В частности, 9,6 млрд рублей приходится на ссуды и кредиты из федерального бюджета, 24,4 млрд рублей на ценные бумаги и еще 1,5 млрд рублей на областные государственные гарантии. Таким образом по отношению к доходам области в текущем году на госдолг приходится около 34%, при этом законом об областном бюджете верхняя планка установлена в размере 40%. Общая же долговая нагрузка бюджета составляет 42% (максимум — 45%).
«На протяжении последних лет объемы привлекаемых государственных заимствований Самарской области направляются на формирование «бюджета развития» региона и за счет них осуществляется около половины всех капитальных расходов», - отмечается на сайте Минфина.
Привлекут займыПредседатель комитета Самарской губернской думы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Алексей Ушамирский ранее заявлял в интервью, что до 2015 года область намерена снизить уровень долговой нагрузки с 42,6% до 25,2%. «Губернатор неоднократно обращал внимание депутатов на необходимость сокращения долговой нагрузки на бюджет, и в этом мы окажем ему всяческую поддержку», - говорил депутат. Согласно принятому бюджету Самарской области на 2013-2015 годы к 2015 г. объем госдолга сократится на 6,9 млрд рублей. Однако в связи с тем, что до настоящего времени правительством РФ пока не определен порядок и сроки повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, а также порядок и формы расходов субъектов РФ, связанных с подготовкой к ЧМ 2018 года, сроки и объемы поэтапного снижения общего объема государственного долга могут быть изменены. В 2013 году расходы на обслуживание государственного долга запланированы в сумме 2,97 млрд рублей.
Область не стала отказываться от практики привлечения облигационных займов. В 2013 г. регион планирует разместить облигационный заем на 8,3 млрд руб., в 2014 г. - на 7,5 млрд и в 2015 г. - на 6 млрд рублей. Впрочем, в министерстве управления финансами не исключают использования других инструментов привлечения средств. «В целях повышения эффективности управления долгом при необходимости возможно использование различных долговых инструментов, что обеспечит финансовую гибкость и снизит зависимость области от рыночной конъюнктуры», - отмечается на сайте ведомства.
Кроме того, в ближайшие годы особое значение будет иметь формирование равномерного графика погашения государственного долга, позволяющего избежать «пиковых» выплат. Именно поэтому Самарская область все-таки не стала отказываться от этой практики. «Полагаем, что высокие кредитные рейтинги и лидирующие позиции на рынке ценных бумаг субъектов Российской Федерации позволят Самарской области и в дальнейшем эффективно привлекать средства для социально-экономического развития области. Проведение взвешенной налоговой и долговой политики позволит обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Самарской области», - отметили в министерстве.