В моногородах инвесторам предложат более выгодные условия

Депутаты Самарской губернской думы предлагают снизить порог стоимости инвестпроекта, реализуемого в малых моногородах, достаточной для предоставления налоговых льгот, со 100 до 30 млн руб. Программу господдержки нужно популяризировать и упрощать — за год действия ни одно предприятие не подало заявку на участие.
Льготы для инвесторов
19 марта на совместном выездном мероприятии комитета по промышленности, связи и
торговле и комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и
инвестиционной политике Самарской губдумы, которое состоялось в Октябрьске,
депутаты приняли решение обратиться к губернатору Самарской области с просьбой
снизить порог стоимости инвестпроекта, реализуемого в малых и средних городах,
достаточной для предоставления налоговых льгот, со 100 до 30 млн рублей.
Напомним, в декабре 2011 года был принят областной закон о государственной
поддержке монопрофильных городских округов, который предусмотрел ряд льгот для
инвесторов, готовых реализовать свои инвестпроекты в моногородах: Похвистневе,
Октябрьске и Чапаевске.
Для инвестпроектов, реализация которых начата не раньше 1 января 2012 года,
предусмотрены субсидии на создание новых рабочих мест. На одно рабочее место
субсидии составляют 2 тыс. евро по курсу ЦБ РФ. Эту субсидию, по словам
заместителя министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской
области Натальи Евтеевой, инвесторы могут не только потратить на выплату
зарплат, но и пустить на расширение своего производства. Кроме того, законом
предусмотрено снижение ставки налога на прибыль, зачисляемой в областной
бюджет, до 13,5% и освобождение от уплаты налога на имущество организаций. При
этом срок предоставления льгот зависит от стоимости инвестпроекта (100 млн
рублей - 2 налоговых периода, от 100 до 500 млн - 4 налоговых
периода, свыше 500 млн - 5 налоговых периодов).
Несовершенный механизм
Однако, как выяснили депутаты в ходе визита в Октябрьск, многие бизнесмены не
знают о программах поддержки или же просто не хотят менять систему
существующего налогообложения. Как отметила Евтеева, за год действия программы
в министерство не поступило ни одной заявки от инвесторов на получение
субсидий. «Со стороны небольших компаний к программе не очень высокий интерес.
Зачастую менеджеры не считают нужным оформлять все льготы — возможные налоговые
льготы заставят перейти их с упрощенной системы налогообложения, которая и так
не предусматривает выплат многих налогов», - объяснила она. Кроме того,
предприятия просто не знают, как получить эту поддержку. Так, например,
генеральный директор одного из градообразующих предприятий Октябрьска ООО
«Завод керамзитового гравия» Леонид Шиянов заявил, что ему неинтересны эти
льготы. Он уже пытался 2 года назад получить выплаты из бюджета по программе
поддержки малого бизнеса, однако тогда ему заявили, что денег в бюджете нет.
«Мы хотим просто работать. Помощь нам особо не нужна. Единственная проблема —
мы не можем найти площадку для строительства нового цеха: объем заказов у нас
значительно вырос, и мы хотим расширяться», - сказал Шиянов. О возможности
получить субсидии из бюджета ему рассказали непосредственно депутаты в ходе
визита. Шиянова заинтересовала эта информация, так как уже сейчас завод
реализует ряд инвестиционных проектов — заканчивается строительство
дополнительного цеха стоимостью 5 млн рублей. Столько же завод готов вложить в
еще один цех и около 2-3 млн рублей - в организацию собственной строительной
компании. Штат сотрудников планируется увеличить на 20 человек к 2015
году.
Работа на будущее
Генеральный директор и владелец ООО «Аутокомпонент Инжиниринг-2» Джорджио
Вердучи заявил, что уже подал заявку на участие в программе. Его компания
занимается производством автокомпонентов и является основной градообразующей в
Октябрьске — свыше 50% отгруженных товаров приходится на это ООО. В 2011 году
предприятие реализовало инвестпроект «Организация выпуска качественных и
экономически привлекательных автокомпонентов для автомобильной промышленности»
стоимостью 146 млн рублей. По признанию Вердучи, ему нравится работать в
Октябрьске, и за два года он намерен увеличить численность сотрудников компании
с 74 человек до 160.
Выслушав бизнесменов, депутаты приняли решение разработать рекомендации для
руководителей монопрофильных городов губернии активнее проводить работу на
местах и рассказывать бизнесменам о существующих программах поддержки. «Нужно
упрощать процедуры подачи документов на получение льгот. Инвесторам на местах
зачастую не хватает квалификации, чтобы правильно все оформить», - подчеркнул
заместитель председателя комитета по промышленности, связи и торговле Александр
Дроботов.
Отметим, ранее депутаты побывали в Похвистневе, где также посетили крупные
предприятия и выработали ряд рекомендаций. Следующий на очереди -
Чапаевск.
Александр Дроботов, заместитель председателя комитета по промышленности, связи и торговле Самарской губернской думы:
- Цифра 100 млн рублей инвестиций для малого и среднего бизнеса в монопрофильных городах неподъемна. Это слишком много для них, поэтому мы будем просить губернатора Самарской области снизить этот показатель до 30 млн рублей. Это более реальный объем, который сможет позволить себе бизнес. В рамках наших поездок в города мы изучаем опыт реализации программы господдержки моногородов, выясняем проблемы и стараемся выработать рекомендации и поправки, которые бы помогли бизнесменам. Следующий на очереди Чапаевск, который уже учел опыт и проблемы Похвистнева и Октябрьска.
Сергей Родионов, глава г.о. Октябрьск:
- Полагаю, что нужно вносить изменения в областную программу субсидирования создания рабочих мест. Существующие требования о том, что компании могут претендовать на субсидии, только если зарегистрированы после 1 января 2012 г. и, соответственно, реализовали проект после этого года, не в полной мере соответствуют повышению инвестиционной привлекательности. Мы предлагаем убрать эти рамки. Кроме того, программа требует сохранения среднемесячной областной зарплаты на предприятии. Однако у нас, например, зарплаты ниже, чем в целом по области. Поэтому предлагаем приравнять эти показатели к средним по городским округам, где реализуются эти проекты, и по соответствующему виду экономической деятельности.