Владимир Ситнов: "С правительством региона мы работаем эффективно"

В конце мая новым председателем Поволжского банка Сбербанка России был назначен Владимир Ситнов. В интервью «Волжской коммуне» он рассказал о том, почему затянулась процедура назначения, о приоритетных целях и задачах банка, а также о проектах сотрудничества с правительством Самарской области.
Главные задачи
- Вашего назначения на пост ждали очень долго.
С чем это связано?
- Поволжский банк - один из самых крупных территориальных банков в системе Сбербанка: по объему активов входит в пятерку крупнейших подразделений, а по количеству работающих сотрудников, количеству филиалов и объему материально-технической базы - абсолютный лидер. Поэтому выбор председателя – это большая ответственность. Ошибки быть не может.
Я не был единственным претендентом и могу сказать, что
отбор был весьма тщательным.
От кандидатов требовали знания текущей ситуации и понимания того, каким образом
будет продолжена работа в рамках основной программы развития Поволжского
банка.
На прошедшем в Санкт-Петербурге экономическом форуме четко прозвучал тезис о
скромных темпах роста экономики страны. Это говорит о том, что банковский
бизнес ожидают времена жесткой конкуренции – за клиента, за прибыль, за
успешность. Поэтому сейчас вопрос номер один для банка – повышение
клиентоориентированности, качества сервиса и эффективности. Сбербанк должен
оставаться лидером.
- Какие перед вами поставлены задачи?
- Дальнейшая реализация стратегических проектов, которые начаты и успешно
реализуются сейчас. Это программа повышения качества сервиса:
переформатирование офисов, изменение формата бизнеса под современные
потребности клиента - расширение продуктовой линейки, развитие инвестиционных
продуктов и высокотехнологичных транзакционных сервисов.
Мы продолжаем проект централизации операционных функций: в этом году Поволжский
банк закончит строительство межрегионального центра обслуживания клиентских
операций, а это - 3,6 тыс. рабочих мест. Центр будет обслуживать не только семь
регионов присутствия Поволжского банка, но и 22 субъекта федерации по всей
стране.
Также важно наладить эффективную работу не только подразделений Поволжского
банка, отвечающих за развитие бизнеса на территории присутствия, но и
подразделений, которые напрямую подчинены Москве. Это центры корпоративного
андеррайтинга и сопровождения клиентских операции в Самаре, а также колл-центр
в Волгограде, на который приходится до 1/3 всех звонков наших клиентов со всей
России.
- Как изменилась доля банка на рынке?
- Сильно наша доля на рынке не изменилась. Мы по-прежнему занимаем почти треть
на рынке кредитования юридических и физических лиц, долю в 28% по привлечению
средств юрлиц и более половины рынка средств населения.
Рынок жив
- За счет чего будет расти банковский сектор
страны в этом году?
- Основной драйвер - развитие портфеля кредитования физических лиц. Мы
планируем увеличить его в этом году на треть. Заложен и процент роста по
вкладам - 15-17%, по кредитованию юридических лиц - 13-15%, по привлечению
средств юридических лиц - 14-15%. Развитие транзакционного бизнеса также имеет
большой потенциал, связанный с расширением продуктовой линейки и внедрением
новых высокотехнологичных сервисов по обслуживанию корпоративных и частных
клиентов. Рост в этом направлении мы прогнозируем не ниже 15%.
- По мнению экономистов государство сделало ставку на госбанки, которые
«убивают» конкуренцию. И якобы именно из-за этого в России ставки по кредитам
выше, чем в Европе. Действительно ли госбанки имеют преимущество перед другими?
Есть ли среди ваших клиентов бывшие клиенты региональных
банков?
- Такие клиенты, конечно, есть. Но есть и такие, которые от госбанков уходят в коммерческие банки. Я не разделяю тезисы о гегемонии госбанков. Конечно, в кризис государство оказало им поддержку, хотя Сбербанк не был активным сторонником освоения госсредств. Сейчас коммерческие банки активно конкурируют с нами. И в многочисленных тендерах коммерческие банки не только участвуют, но и побеждают. Мы не всегда становимся победителями в тендерах на кредитование бюджетов, где ставки невысоки. И видим, что коммерческие банки заходят с отрицательной маржой, которую мы не всегда можем себе позволить. Это говорит о том, что рынок есть и он жив, а в регионах конкуренция особенно сильна. Это в Москве, где есть крупные корпоративные клиенты, между собой, как правило, конкурируют госбанки, поскольку фактор объема – основной. В регионах же между коммерческим банками и банками с госучастием идет жесткая конкуренция за клиентов, у которых лимиты зачастую не превышают 200 млн рублей. И основной упор делается даже не на ставки, а на качество сервиса и скорость принятия решений.
Взаимодействие с регионом
- Насколько интересно Сбербанку участвовать в тендерах на кредитование
органов государственной власти? Есть ли определенный лимит для Самарской
области?
- У нас нет жестко ограниченного лимита по взаимодействию с Самарской областью.
Мы готовы работать с бюджетом в зависимости от его потребностей, в пределах
норм верхних границ заимствований, определенных бюджетными нормативами. Одна из
основных задач - это удешевление кредитов, используемых областным
правительством. С правительством региона мы работаем эффективно. Объем
доступных кредитных линий, открытых на данный момент, составляет более 4 млрд
рублей и при желании может быть увеличен. В нашем портфеле присутствуют
облигации Самарской области на 5 млрд рублей, и при дальнейших размещениях
ценных бумаг мы будем участвовать в дополнительных эмиссиях - готовы купить
бумаги на сумму до 3 млрд рублей.
- Реализацию каких проектов вы
обсуждали на встрече с губернатором Самарской области
Николаем Меркушкиным? Готовятся ли новые?
- На
встрече с губернатором обсудили ряд инициатив, где мы уже участвуем, и те, где
будем. Губернатор предложил предметно обсудить ряд подходов к развитию малого
бизнеса. Например, совместно с Минэкономразвития будут выбраны крупные
предприятия, вокруг которых начнут выстраиваться кластеры малого бизнеса.
Сбербанк станет партнером этого проекта, сейчас ждем от министерства список
таких предприятий.
Некоторые проекты уже реализуются - Жигулевская долина, Кировский мостовой
переход, ледовый дворец спорта. Из новых инициатив - проект ГК
«Самаранефтеоргсинтез» и НК «Роснефть». Сейчас ведутся переговоры по
определению структуры финансирования и определению роли банка в проекте, в том
числе по представлению клиента на международном рынке долгового капитала. Это
беспрецедентный для Самарского региона проект.
- Как продвигается внедрение проекта социальной
карты?
- У нас есть несколько пунктов по выдаче универсальных электронных карт, которые являются новым, более современным аналогом социальных карт. Пока результаты оценивать рано, поскольку технологии еще отрабатываются. Были консультации с представителями губернской думы по транспортной составляющей карты, но этот проект мы пока только обсуждаем. Также предстоит определить экономическую эффективность и тиражируемость проекта.
- Как вы оцениваете работу банковского союза
Самарской области?
- Это отличная идея и хорошая площадка для общения, особенно для региональных
банков. От позиции властей многое зависит, поэтому диалог власти и банковского
сообщества, который происходит в рамках союза, очень полезен. Я принимаю
участие в заседаниях союза, в частности, последнее было посвящено предметному
общению между налоговой службой и банками. В этой теме есть определенные
проблемы, и нам было что обсудить. Очень важно, чтобы союз работал под
патронажем правительства и с конкретной повесткой вопросов.