Сызранский НПЗ подвел итоги первого полугодия 2013 года
В
первом полугодии 2013 года коллективу Сызранского НПЗ удалось перевыполнить
бизнес-план по всем основным показателям. Предприятие переработало 3,47 млн
тонн нефти и освоило выпуск бензина и дизельного топлива, соответствующего
стандарту Евро-5. СНПЗ планирует в 2015 году полностью перейти на производство
моторного топлива этого класса.
План перевыполнен
В пресс-конференции, посвященной
подведению итогов деятельности предприятия за первое полугодие 2013 года, и.о.
генерального директора ОАО «Сызранский НПЗ» Константин Стежко сообщил, что
бизнес-план текущего года превышен по всем основным производственным
показателям.
За первое полугодие на Сызранском НПЗ переработаны 3,470 млн тонн нефти, это на
155 тыс. тонн больше, чем предусмотрено бизнес-планом. Предприятие выпустило
559 тыс. тонн автобензина (бизнес-план превышен на 28 тыс. тонн), а также 909,9
тыс. тонн дизельного топлива (превышение на 15 тыс. тонн).
Константин Стежко подчеркнул, что главные достижения предприятия в 2013 году
связаны с освоением производства моторного топлива высоких экологических
стандартов. В январе 2013 года Сызранский НПЗ начал производство автобензина
Евро-4. В мае 2013 года потребителям была отгружена первая товарная партия
бензина Премиум-95 Евро-5 объемом 5 тыс. тонн. До конца 1-го полугодия СНПЗ
выпустил 10,561 тыс. тонн премиального бензина.
В июне 2013 года Сызранский НПЗ начал выпуск дизельного топлива Евро-5. До
конца полугодия отгружено 46,420 тыс. тонн дизтоплива высшего качества.
Константин Стежко сообщил, что в 2013 году планируется выпускать ежемесячно
около 50 тыс. тонн дизеля стандарта Евро-5.
Помимо моторного топлива СНПЗ производит сжиженные газы, мазут, битумы, серную
кислоту. Программу производства этой продукции завод также перевыполнил
Решающая фаза модернизации
Максимальные усилия
предприятия сосредоточены на строительстве комплекса каталитического крекинга
FCC. Как напомнил заместитель генерального директора ОАО «Сызранский НПЗ» по
капитальному строительству Игорь Лазарчук, в состав комплекса войдут девять
установок. Кроме них строятся и реконструируются более 80 объектов
общезаводского хозяйства (ОЗХ).
Константин Стежко пояснил, что ввод в строй комплекса каталитического крекинга
FCC, который запланирован на начало 2016 года, решает сразу несколько задач.
Во-первых, пуск комплекса даст заводу возможность поднять глубину переработки
нефти до целевого уровня в 87%. Во-вторых, вырастут отборы светлых
нефтепродуктов — в частности, при тех же объемах переработанной нефти
производство бензина возрастет на 1 млн тонн в год. В-третьих, Сызранский НПЗ
полностью перейдет на производство моторного топлива стандарта Евро-5. Важно,
что будут остановлены и демонтированы несколько морально устаревших установок,
построенных в 1960-е годы.
Как пояснил Игорь Лазарчук, сегодня на комплексе каталитического крекинга
профинансировано уже около 25-30% от всего объема реконструируемых и вновь
строящихся объектов. Близятся к завершению общестроительные работы на установке
FCC. Одна из основных задач 2013 года — монтаж оборудования, в том числе
крупнотоннажного.
Игорь Лазарчук подчеркнул, что основная доля объектов должна быть завершена
строительством в середине 2015 года. Это даст возможность к 2016 году пройти
цикл пуско-наладочных работ и к 1 января 2016 года Сызранский НПЗ подойдет с
полностью модернизированным технологическим оборудованием.
Жесткий контроль
Как сообщил заместитель
генерального директора ОАО «Сызранский НПЗ» по коммерции Владимир Богуж, из
почти 1800 единиц основного оборудования по 68% контракты уже заключены. По
сведениям Владимира Богужа, доля российских производителей оборудования в общем
его количестве составляет около 57%, доля самарских поставщиков —
производителей и официальных дилеров — примерно 25%.
По словам Владимира Богужа, серьезное внимание уделяется входному контролю за
качеством поступающего оборудования. «Для нас главное — обеспечить надежность и
экологичность предприятия и свести к минимуму риски, связанные с
оборудованием», говорит он.
Владимир Богуж подчеркнул, что те предприятия, которые допускают некачественные
поставки, впоследствии к участию в тендерах на поставку оборудования не
допускаются. Для этого СНПЗ и НК «Роснефть» используют предусмотренный
законодательством механизм предквалификации и аккредитации поставщиков.
Одной из серьезнейших инженерных задач станет доставка на площадку СНПЗ
крупногабаритного, крупнотоннажного оборудования. Сегодня завершается
сооружение причала для приема такого оборудования, прежде всего, 580-тонных
реакторов будущей установки гидроочистки вакуумного газойля комплекса
FCC.
Как рассказал Владимир Богуж, центральная часть причала — свайная эстакада с
передней шпунтовой стенкой — уже построена. Частично выполнены и работы по
расширению и укреплению дороги от причала до территории Сызранского НПЗ. На
этом маршруте кроме реконструкции дорожного полотна будут укреплены переходы
через железную дорогу и инженерные коммуникации, усилены путепроводы.
Константин Стежко пояснил, что по окончании строительства и реконструкции
причал и автодорога останутся в собственности Сызранского НПЗ. Однако доступ к
этим объектам инфраструктуры для сторонних организаций сохранится. После 2016
года они будут также использоваться для доставки крупнотоннажного оборудования.
Это оборудование будет закупаться в рамках программ дальнейшего расширения и
модернизации производства на СНПЗ.
Обеспечить достойные условия
Самая капиталоемкая
часть работ по модернизации СНПЗ приходится на 2014-2015 годы. Как подчеркнул
Игорь Лазарчук, если в начале 2013 года строительством и реконструкцией
занималось около 700 человек из сторонних организаций, то сегодня их
численность около 1,1 тыс. чел. В данный момент на СНПЗ работают 6 организаций
со статусом генерального подрядчика. А в самой ближайшей перспективе количество
генподрядчиков должно вырасти до 12.
Общее же количество подрядных организаций сегодня составляет 23, все они из
Самарской области, в том числе 13 из Сызрани. Впрочем, Игорь Лазарчук отметил,
что производственные мощности региональных подрядчиков на сегодня практически
исчерпаны. Уже ощущается необходимость привлечения иногородних подрядчиков. По
расчетам Игоря Лазарчука, на пике работ по модернизации СНПЗ на площадках
одновременно должны трудиться от 5 до 6 тыс. специалистов подрядных
организаций. Для сравнения, на самом предприятии среднесписочная численность
работников составляет около 2,4 тыс. человек.
Для создания достойных бытовых условий работникам подрядных организаций на СНПЗ
планируется построить еще одну столовую. По словам Игоря Лазарчука, в настоящее
время ведутся проектные работы. Ввод в строй этого важного социального объекта
может состояться к концу 2013 года,
в, котором предстоит провести в Сызрани несколько лет. Основной вариант
размещения работников подрядных организаций предусматривает строительство
вахтового поселка. Как пояснил Игорь Лазарчук, уже ведется диалог с
администрацией г.о. Сызрань по возможному отводу земельных участков для такого
поселка. Рассматриваются и другие варианты размещения иногородних работников, в
том числе связанные со строительством капитального жилья.
Главное — экология
Как и обычно, одним из приоритетных
направлений программы модернизации Сызранского НПЗ остаются экологические
мероприятия. В 1-м полугодии 2013 года на реализацию экологических проектов
предприятие израсходовало 256 млн рублей. В сравнении с 1-м полугодием прошлого
года затраты на природоохранные мероприятия выросли на 82 млн рублей. Всего же,
по словам Константина Стежко, в текущем году экологическая программа СНПЗ будет
профинансирована в объеме около 1,2 млрд рублей.
В текущем году решались задачи по улучшению качества сточных вод, снижению
объемов выбросов в атмосферу. На этих направлениях достигнуты высокие
результаты. Фактический объем атмосферных выбросов за 1-е полугодие 2013 года
на 10,5% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Если по итогам 2012
года объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу был на 23% ниже
нормативных, то в 2013 году он ниже уже на 26,8%.
«НК «Роснефть» выделяет достаточные средства для проведения природоохранных
мероприятий. И мы стараемся решать экологические проблемы комплексно, — говорит
Константин Стежко. — В составе новых, строящихся объектов сразу, по проекту
заложены и объекты, повышающие экологическую безопасность. Это принципиальный
вопрос экологической политики, которую проводит «Роснефть».