Сергей Соложенкин: "Железнодорожный транспорт переходит на новый уровень развития"
Первого октября исполняется 10 лет со дня образования крупнейшей транспортной монополии страны - ОАО «Российские железные дороги». О развитии в период реформы железнодорожной отрасли, ее настоящем и будущем рассказывает начальник Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Сергей Соложенкин.
Результаты реформы
- ОАО «РЖД» образовалось в результате реформы, проводимой в железнодорожной
отрасли. Чем была вызвана необходимость этой реформы?
- Необходимость реформы была вызвана изменением социально-экономических условий
в нашей стране. В период перехода к рыночной экономике износ производственной
базы железнодорожной отрасли стремительно нарастал и к 2003 году составил 63%.
Как результат – стремительно морально и физически стареющие локомотивный и
вагонный парки, пути, требующие модернизации системы электроснабжения, связи,
железнодорожной автоматики. Сохранить железнодорожную отрасль страны, обеспечив
при этом необходимую модернизацию, можно было только одним способом –
адаптировав железные дороги к рыночным отношениям.
В ходе реформы были разделены функции государственного управления и организации
хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. Одновременно из
монопольной структуры были выделены конкурентные виды деятельности. На железную
дорогу пришел частный капитал. И сейчас в стране реализуется задача по созданию
конкурентоспособного рынка железнодорожных перевозок.
Это касается и перевозки грузов, и обслуживания пассажиров, и ремонта
подвижного состава. При этом сохранены единая государственная сетевая
производственная инфраструктура железных дорог и централизованное диспетчерское
управление. Это позволяет обеспечить устойчивость работы железнодорожного
транспорта, его надежность и безопасность.
- Вы работаете на Куйбышевской железной дороге практически с начала
деятельности ОАО «РЖД». И на ваших глазах проходили все изменения, связанные с
работой в обновленной компании. В чем они заключаются?
- Изменения на дороге происходят за счет реализации комплексной программы
оздоровления отрасли. Я уже говорил о том, что износ производственной
базы, в том числе и Куйбышевской железной дороги, к концу 90-х годов был весьма
значительный, средств на ее обновление практически не поступало. За последние
10 лет компанией ОАО «РЖД» на Куйбышевскую железную дорогу выделены
инвестиции в объеме 112,4 млрд рублей.
Основные направления программы - повышение уровня безопасности железнодорожного
транспорта и качества предоставляемых услуг. За истекший период реализован
комплекс мероприятий по ликвидации «узких» мест и развитию инфраструктуры на
участках дороги, входящих в основные транспортные направления «Кузбасс - Юг»,
модернизированы объекты пассажирского комплекса и социальной сферы. Кроме того,
проведена электрификация участка Сызрань - Сенная, на дороге построен и оснащен
по самым современным технологиям Дорожный центр управления движением.
В путевом хозяйстве значительно увеличилась протяженность бесстыкового пути,
которая сегодня составляет более 77% от главных путей (рост, по сравнению с
2005 годом, на 28%), на главном ходу практически не осталось рельс, уложенных
на деревянные шпалы, произошла значительная модернизация станционного
хозяйства. На дорогу пришел новый подвижной состав. Это касается как вагонного,
так и локомотивного парка. Например, парк пассажирских вагонов обновлен на 25%,
пригородных составов - на 53,6%. Все это повышает уровень безопасности и
комфорта пассажиров при пользовании услугами железной дороги.
Мы провели капитальный ремонт и реконструкцию ремонтного депо Кинель,
моторвагонного депо Безымянка. В 2012 году в пассажирском депо Самара сдан в
эксплуатацию новый вагономоечный комплекс. Проведен
капитально-восстановительный ремонт вокзальных комплексов в регионах. Недавно
мы представили жителям Пензы обновленный облик вокзала станции Пенза-1, на
очереди вокзал станции Кузнецк. И список изменений, произошедших в результате
реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» можно продолжить. Я перечислил
только то, что в той или иной степени наиболее понятно и заметно жителям,
являющимся пользователями услуг железнодорожного транспорта. Если же заглянуть
вглубь изменений, то необходимо отметить, что на железнодорожном транспорте
сегодня используются новые современные технологии, в том числе и в организации
перевозочного процесса. Предприятия дороги применяют в своей работе принципы
бережливого производства, повышающие его эффективность и способствующие росту
производительности труда.
Сегодня плодотворно выстраиваются отношения с органами власти субъектов
Российской Федерации, находящихся на полигоне ответственности Куйбышевской
железной дороги. Многие проекты, направленные на создание комфортных условий
для клиентов, реализуются на принципах частно-государственного партнерства.
Так, проведен капитальный ремонт вокзалов Саранск, Рузаевка и Зубова Поляна в
Мордовии, реконструированы малые вокзалы в Волго-Камском регионе Татарстана,
реализованы проекты развития инфраструктуры транспортных узлов в Самарской
области и Татарстане.
- Какие еще положительные моменты вы бы отметили?
- Образование ОАО «РЖД» во многом способствовало сохранению и развитию
транспортного машиностроения страны, поддержанию экономической стабильности в
регионах. В настоящее время усиливается интеграция между холдингом и
региональными предприятиями. Так, только за 2012 год ОАО «РЖД» приобрело в
регионах присутствия Куйбышевской железной дороги продукции на сумму более 18
млрд рублей. По итогам 2013 года эта сумма будет увеличена. Предприятия ОАО
«РЖД» являются крупнейшими налогоплательщиками и самыми стабильными
работодателями.
Курс на развитие
- Наверняка, как при любом процессе реформирования, вы столкнулись с
определенными трудностями при организации работы в новой компании. В чем они
заключались и как преодолены?
- Главная из проблем в процессе реформирования - изменение сознания как
работников компании, так и общественности. В частности, нам необходимо при
сохранении и приумножении богатого опыта многих поколений железнодорожников
(недавно железные дороги России отметили 175 лет) использовать новейшие
достижения науки и техники, перенимать и внедрять управленческий опыт структур,
работающих в условиях рыночной экономики. Для повышения конкурентоспособности
железнодорожного транспорта мы должны предлагать клиентам новые виды услуг и
повышать качество сервиса, оставаясь при этом социально ориентированной
компанией.
Окружающие должны понимать, что процесс реформирования такой объемной отрасли
достаточно длителен, и объективно оценивать происходящие изменения. Возьмем, к
примеру, пригородные пассажирские перевозки. Изначально с прекращением
перекрестного субсидирования и созданием пригородных пассажирских компаний во
внешней среде сохранялось потребительское отношение к железной дороге. Сегодня
же все участники этого процесса - пассажиры, исполнительные органы власти
субъектов Федерации, перевозчики, железная дорога в большей степени - осознают
свою совокупную ответственность за сохранение, развитие и повышение качества
услуг этого вида пассажирских перевозок.
Сегодня мы с вами являемся свидетелями того, что железнодорожный транспорт
России переходит на новый уровень развития. Появился новый вид пассажирских
перевозок - высокоскоростное движение. В обслуживании пассажиров применяются
современные виды сервиса: продажа билетов через Интернет, гибкое тарифное
регулирование, сезонные скидки в рамках проводимых маркетинговых акций. С
учетом развития железнодорожной инфраструктуры разрабатываются новые графики
движения пассажирских поездов, более удобные для граждан. Так, мы сократили в
этом году на один час время движения поезда Самара - Москва. Будет ускорено
движение поезда Саранск - Москва. Куйбышевская дорога совместно с органами
власти Самарской области рассматривает варианты развития пригородного
пассажирского движения с созданием транспортно-пересадочных узлов и единым
проездным билетом (так называемая городская электричка), что в значительной
мере повысит мобильность населения области, поможет разгрузить городские
магистрали.
В грузовых перевозках внедряется единый технологический процесс взаимодействия
крупнейших грузоотправителей и предприятий железнодорожного транспорта,
маршрутизация грузовых перевозок, создаются и развиваются территориальные
транспортно-логистические кластеры.
Одним из новых продуктов для сокращения сроков доставки грузов является услуга
по организации движения поездов с согласованным временем отправления со станции
погрузки и прибытия на станцию назначения. Для грузоотправителей и операторов
подвижного состава эта услуга позволяет оптимизировать логистические схемы
поставки сырья и готовой продукции, уменьшает финансовые и технологические
риски от срыва поставок.
Все вышеперечисленное позволяет нам с уверенностью смотреть вперед. Сегодня
холдинг «РЖД» по праву является лидером российского транспортного рынка и одной
из крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе. Помимо
технического переоснащения и вывода на рынок новых клиентских продуктов, ОАО
«РЖД» реализует комплекс мер, направленных на повышение социальной защищенности
сотрудников. В частности, в холдинге подписано Отраслевое соглашение по
организациям железнодорожного транспорта, устанавливающее единые принципы
регулирования социально-трудовых отношений во всех хозяйствующих субъектах ОАО
«РЖД». Формируются возможности профессионального роста и развития каждого
сотрудника в ходе исполнения социальных программ, в частности молодежной. У нас
на дороге сегодня 28% персонала - молодые работники до 30 лет. Глядя на нашу
молодежь, на их инициативность и вовлеченность в процессы развития магистрали,
могу с уверенностью сказать - будущее Куйбышевской железной дороги в надежных
руках.
Я поздравляю всех работников полигона дороги с 10-летием компании, желаю
здоровья и успехов в работе на благо социально-экономического развития
страны.