Управляющие компании могут выпасть из цепочки оплаты за «коммуналку»

В результате частичного перехода жителей и поставщиков
коммунальных ресурсов в Самаре на прямые договоры об оплате собираемость
платежей повысилась. Тем не менее, повсеместный переход на такую систему
эксперты считают преждевременным. Вопрос о возможности перехода на прямые
договорные отношения в расчетах за услуги ЖКХ между собственниками жилья и
ресурсоснабжающими организациями (РСО) звучит в Самаре не первый год.
Разобраться в теме попытались и депутаты городской думы вместе с экспертами. На
заседании рабочей группы при комитете по ЖКХ они обсудили поступившее от
первого вице-мэра Самары Александра Карпушкина заключение на
эту тему.
Чиновник отметил, что закон допускает возможность перехода на непосредственное
управление жилыми домами, а вместе с тем и заключения прямых договоров с
«ресурсниками». Более того, сегодня в 431 многоквартирном доме (МКД) Самары
такая система применяется. К числу положительных моментов прямых договоров он
отнес определенные гарантии для граждан, заключающиеся в том, что их деньги
дойдут до получателя и будут использованы по назначению. С другой стороны, у
РСО появляются обязанность и заодно затраты по начислению, сбору и обработке
платежей. Карпушкин делает вывод, что переход на прямые договоры целесообразен
при законодательном регулировании ряда вопросов.
Рабочая группа рассматривала ситуацию в первую очередь с точки зрения повышения
собираемости платежей. На 1 сентября задолженность населения за услуги ЖКХ
достигла более 3,5 млрд рублей. Генеральный директор ОАО «Самарские
коммунальные системы» Иван Ефанов считает, что прямые договоры
привели к росту собираемости платежей - ее уровень достиг 86%, в то время
как через ЕИРЦ собирается около 78% платежей. «Как руководитель РСО я считаю,
что прямые договоры — выход, но как житель я бы не хотел тратить время на
урегулирование отношений с каждым ресурсником», - заключил он.
Председатель комиссии по строительству, МСУ и ЖКХ Общественной палаты Самарской
области Виктор Часовских соглашается, что переход на прямые
договоры с РСО — один из путей решения проблемы неплатежей. Но предостерегает
от «подводных камней». «При таком способе расчета управляющая компания
переходит в статус обслуживающей, и потому на нее перестает распространяться
обязанность о раскрытии информации. Второй «нюанс» в том, что обслуживающая
компания не заинтересована сокращать общедомовые расходы», - заявил эксперт.
Помимо этого Часовских напомнил: если УК не может начислять жителям плату за
общедомовые нужды сверх норматива, то обслуживающая организация имеет право
распределить расходы на всех жильцов согласно данным приборов учета — и
механизмы субсидирования при таком варианте еще не урегулированы.
Еще один довод против перехода на прямые договоры заключается в том, что РСО не
готовы создавать собственные расчетные центры. «Это дополнительные затраты,
которые РСО могут компенсировать за счет повышения тарифов. Так что переход на
непосредственное управление - палка о двух концах», - сказал Часовских.
Председатель думского комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ
Николай Скобеев резюмировал, что пока оптимальным может стать
некий комбинированный вариант, при котором «часть функций по управлению
платежами сохранена за УК, а РСО имеют возможность напрямую работать с
должниками».