Лидеры и аутсайдеры. Областное правительство опубликовало рейтинг муниципальных образований
Правительство Самарской области представило очередной ежегодный рейтинг эффективности деятельности городов и районов губернии за 2011 год. Открывает список Отрадный, показавший наилучшие, по мнению региональных властей, результаты почти по 60 критериям оценки. А замыкает ранжир уже второй год подряд Елховский район. Некоторые муниципалитеты вообще «забыли» предоставить данные по ряду необходимых показателей, из-за чего сильно проиграли своим соседям.
- Муниципальный ранжир
- Региональные власти проводят оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления всех 37 муниципалитетов Самарской области начиная с 2008 года. Рейтинг составляется исходя из динамики показателей социально-экономического развития муниципальных образований. Всего города и районы оцениваются по состоянию дел в 11 различных отраслях. Среди них — сельское хозяйство, здравоохранение, образование, жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого предпринимательства, благоустройство, физкультура и спорт. Важное значение чиновники придают и организации муниципального управления.
- Документ включает в себя подробный анализ данных, полученных от городов и районов, а также рекомендации регионального правительства по оптимизации работы муниципальных властей.
- По итогам мониторинга был составлен традиционный сводный рейтинг. Первое место в нем занимает Отрадный, «серебро» — у Кинельского района, «бронза» — у Сергиевского района. Эти три муниципалитета, наряду с Новокуйбышевском, Кинелем, а также Кинель-Черкасским и Красноармейским районами получили высокую комплексную оценку областных властей. Мэр Новокуйбышевска Андрей Коновалов, чей муниципалитет вышел на четвертое место, скромно заявляет, что это оценка работы его предшественника Олега Волкова. «Четвертое место — это неплохой показатель, но мы будем стремиться к более высоким результатам», - отмечает глава города.
- Замыкают рейтинг Пестравский и Елховский районы.
- Взлеты и падения
- По сравнению с прошлым годом некоторые муниципалитеты сдали свои позиции, другие серьезно подтянулись в рейтинге. Такие крупные города, как Тольятти и Сызрань, продемонстрировали падение — Автоград упал с 6 на 23 место, а Сызрань — с 11 на 13 место. А вот Исаклинский район, занимавший в 2010 году 31 место, поднялся на 10-е. Вошел в первую десятку и считающийся депрессивным Октябрьск — в 2010 году город занимал 23 место, а по итогам 2011-го переместился уже на восьмое. Причем восьмое место с Октябрьском разделила и Самара. Для областной столицы это тоже был серьезный рывок аж на двенадцать пунктов вверх. Власти регионального центра продемонстрировали качественные изменения в сферах организации муниципального управления, благоустройстве, городской округ также занял лидирующую позицию в рейтинге повышения инвестиционной привлекательности.
Первый заместитель главы Самары Виктор Кудряшов убежден, что положительная динамика наглядно отражает работу администрации по улучшению социально-экономического положения муниципалитета. «Безусловно, в последние два года в качестве приоритетов нашей работы мы определяли повышение уровня благоустройства. Помимо реализации знаковых и крупных проектов, в том числе совместно с правительством Самарской области – реконструкция набережной, площади Кирова, ремонт моста на улице Главной – большие средства из городского бюджета мы выделяем на ремонт и содержание дорог, уборку, благоустройство парков и скверов», - пояснил «ВК» Кудряшов. По его словам, власти Самары стали внимательнее относиться к инвесторам. «Безусловно, такие изменения стали возможны благодаря профессиональной команде, которую собрал Дмитрий Азаров. Здесь каждый несет персональную ответственность за работу своего направления. Только так можно достичь высоких результатов и коренным образом исправить ситуацию в Самаре», - поясняет первый вице-мэр.
- Кстати, в прошлом году восьмое место в аналогичном исследовании занимал лидер нового рейтинга - Отрадный. Свое восхождение к вершине пьедестала глава Отрадного Нина Вишнякова объясняет всесторонним анализом существующих ошибок и недоработок. «Мы взяли за правило глубоко изучать материалы сводного доклада сразу же после его опубликования всеми службами администрации и предметно сверять свои позиции с другими территориями, учиться у тех, кому удалось достичь лучших результатов по каким-либо показателям. Помогает нам в определении приоритетов и работа с населением: мы более 15 лет из года в год проводим соцопросы и сверяем свое видение проблем с оценками людей по каждому из направлений деятельности муниципалитета», - рассказала она.
- Мнения разошлись
- Главы муниципальных образований отнеслись к критическим замечаниям, которые содержатся в сводном рейтинге, по-разному. Так, руководитель Нефтегорского района Владимир Корнев считает, что глубокий анализ ситуации в районе идет только на пользу муниципалитету. «Чем он глубже, тем яснее положение дел в районе, тем проще что-либо предпринять для его улучшения. Мы в текучке можем что-то забыть, на что-то не обратить внимание. Поэтому каждое замечание из документа мы берем на заметку», - подчеркнул Корнев. По итогам 2010 года Нефтегорский район занимал почетное третье место, а вот в 2011 году — уже пятое. «Главное — работать над доходной частью бюджета. Когда есть собственные доходы, существуют и средства, которые можно вложить в развитие муниципалитета. Задача пополнять бюджет стоит передо всеми подразделениями и службами органов МСУ», - добавляет глава района. Не менее важно, по его мнению, верно определить приоритеты развития на перспективу. «Например, когда мы открываем новые места в детских садах — мамы идут работать, они платят НДФЛ, а значит, пополняется казна», - рассуждает Владимир Корнев.
- А вот глава Елховского района (аутсайдера рейтинга 2010 и 2011 годов) Вячеслав Дементьев считает результаты рейтинга не совсем справедливыми. «Наш район вообще самый молодой — нам всего 20 лет, а тягаться приходится с муниципалитетами, которым и 80, и 100 лет. Кроме того, по очень многим направлениям нам не хватает финансирования, страдают благоустройство, отрасль физкультуры и спорта. А ведь в этом году мы были, к примеру, вторые по урожайности в губернии. Активно развивается у нас молочное и мясное животноводство. Такие вещи тоже значимы», - настаивает Дементьев.
- Конкретные
предложения
- Правительство не только оценило работу органов власти каждого города и района, но и выработало рекомендации по повышению качества их деятельности. К примеру, особое внимание муниципальным образованиям рекомендовано обратить на сохранение или увеличение доли капитального ремонта в общем объеме дорожных работ.
- При этом территории должны заняться и развитием транспортной инфраструктуры.
- К примеру, сейчас в 11 сельских районах, среди которых Волжский, Кинельский, Кошкинский, Сергиевский, Шенталинский, более 2% населения не могут добраться до районного центра на регулярных маршрутах. А власти Большечерниговского и Ехловского районов даже не предоставили информацию по данному показателю за 2011 год. В региональном правительстве уверены, что это говорит о том, что уровень транспортной обеспеченности в этих двух районах по-прежнему низок. Глава Нефтегорского района, который также попал в этот список 11 районов, утверждает, что порой недовольны отсутствием какого-либо маршрута бывают пять человек. «Когда мы запускаем автобус, им никто не пользуется, а нерационального использования бюджетных средств мы не можем допустить», - говорит Владимир Корнев. Областные власти в свою очередь предлагают рассмотреть альтернативные варианты решения проблемы, к примеру, запуск социального такси.
- В области сельского хозяйства отстающим районам областные власти предлагают равняться на лидеров. Стандартными остаются и советы по развитию сферы дошкольного образования. Главам остается лишь сделать выбор: опираться на указания сверху или проводить свою собственную политику. Кстати, в следующем рейтинге эффективности работы органов МСУ получат свою оценку избранные ... читать дальше
- Справка
- Сферы муниципального управления, по которым оценивалось
МО:
1. Дорожное хозяйство и транспорт;
2. Развитие малого и среднего предпринимательства;
3. Повышение инвестиционной привлекательности;
4. Сельское хозяйство;
5. Здравоохранение;
6. Дошкольное образование;
7. Общее и дополнительное образование;
8. Жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и энергосбережение;
9. Культура, физическая культура и спорт;
10. Организация муниципального управления;
11. Благоустройство, санитарное состояние территории МО, обеспеченность зелеными насаждениями и качество озеленения.
Источник: Волжская Коммуна