Как соблюдаются гражданские права и свободы
«ВК» публикует часть доклада Уполномоченного по правам человека в Самарской области, посвященную проблемам в реализации конституционных прав и свобод человека на территории Самарской области в 2012 году.
Гаранты соблюдения прав
2012 год в сознании большинства жителей Самарской области - это выборы
президента Российской Федерации и смена политического руководства региона. Это
вступление в ВТО и напряженное ожидание очередного экономического кризиса. Это
подъем гражданской активности и разочарование от отсутствия духоподъемных,
прорывных идей. Это требования от власти правды в отношениях с обществом (будь
то выборы или расследование резонансных дел) и безрассудная враждебность по
мировоззренческим вопросам, вытекавшим из отношения к «закону Димы Яковлева», к
Болотной и к «болотным», к выходке Pussi Riot и их уголовному преследованию, к
религии в школах. Это и громкие коррупционные дела - от «Оборонсервиса» в
масштабе страны до ЧП муниципального масштаба с департаментом управления
имуществом городского округа Самара. Это героическая борьба с незаконными
киосками и их фантастическое «восстание из пепла»; провалы на дорогах и порывы
теплотрасс. Это многочисленные запреты, ограничения, ужесточения в самых разных
сферах правоотношений, возрождение статьи «Клевета» в Уголовном кодексе РФ и
непрекращающиеся проверки общественных организаций, которые и без того считали
нелояльными к власти, а теперь и вовсе объявили «иностранными агентами».
Какое отношение все это имеет к правам человека? Самое прямое. Президент РФ и
губернатор Самарской области - это гаранты соблюдения конституционных прав на
территории страны и на территории субъекта Российской Федерации соответственно.
От их политической воли, управленческих подходов, отношения к людям и
правозащитным институтам зависит, как на самом деле будут реализованы права и
законные интересы населения. А от гражданской активности зависят и доведение
значимой информации до первых лиц, и влияние на качество управленческих
решений. «Двойные стандарты» следствия - это нарушение личных прав человека на
неприкосновенность личности и свободу передвижения, и в резонансных делах
правоохранителям стоит видеть не обывательский интерес к жареным фактам, а
желание добиться честного и непредвзятого расследования. Уж если на глазах у
всего общества вершится несправедливость, то на что рассчитывать простым
гражданам, чьи беды остались незаметными для СМИ? За фундаментальными
математическими расчетами расстояний от пикетчиков до объектов стоит вопрос о
подлинной свободе собраний для одних и «страх Манежной» для других. За
бесконечными налоговыми проверками и трогательной заботой об огнетушителях в
офисах некоммерческих организаций кроются неуклюжие попытки исполнителей
угадать политическую волю и пригрозить не встроенной в вертикаль
общественности, а по сути - создание препятствий гражданам в их праве на
свободу объединений.
Дистанция между властью и населением
Но для многих людей и права человека, и итоги 2012 года несли в себе совсем
другое и гораздо более приземленное значение. Сотрудники завода-банкрота ЗАО
«Рейд-1», некогда производящего приборы для атомных подводных лодок, остались
без зар-платы - для них право на справедливое вознаграждение за труд осталось
пустым звуком. Фермер из Кураповки Богатовского района лишился цеха по
переработке молока, пока местные власти и правоохранительные органы равнодушно
взирали на конфликт сельчан - теперь они вряд ли поверят в право на защиту со
стороны государства. Жителям села Узюково Ставропольского района в морозные
ноябрьские дни пригрозили отключением электричества - единственного
источника тепла в здании бывшего дома колхозника, где они вынуждены проживать
из-за отсутствия другого жилья и бездействия местной администрации: право на
жилище, видимо, не для них. Разрушенная плотина в Дубовке Красноармейского
района и безразличие глав поселения и района - явления, несовместимые с правом
на благоприятную окружающую среду. Пожилой чете пенсионеров-инвалидов из
Кошкинского района, потерявших сына в период его службы в армии, министерство
обороны РФ отказало в пособиях, страховых выплатах и пенсии по случаю потери
кормильца, «забыв» исключить солдата из списков личного состава воинской части
- и все красивые слова о праве на жизнь и о праве на социальное обеспечение
остались для них только на бумаге.
С позиций защиты прав человека одинаково важны и системные проблемы, и базовые
конституционные права, и право отдельной личности перед махиной всего
государственного механизма. Но какова дистанция между властью и населением,
можно судить по тому, как часто письма к Уполномоченному начинаются словами, от
которых сжимается сердце: «Извините, что отвлекаю Вас от важных дел, но мне
больше не к кому обратиться». И прежде чем заняться разрешением правовых и
жизненных коллизий, в которые попали наши заявители, нередко приходится сначала
«закапывать пропасть», объясняя и людям, и должностным лицам, что именно этот
конкретный вопрос - самый важный, и что обратившийся человек - не юродивый
проситель, а личность, гражданин и налогоплательщик, которому государство
обязано, а не наоборот.
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин с переживанием подчеркивает
сложившуюся отчужденность власти от рядовых граждан, влекущую социальную
апатию, унизительную, полуфеодальную неготовность разговаривать с властью на
равных и недоверие ко всему. Люди не верят продавцу в магазине, начальнику на
работе, офицеру ДПС, законам, судьям, прессе, власти. Но есть еще один фактор
этого недоверия. Стоит активной части общества начать говорить о проблемах, как
со стороны власти раздаются сакраментальные окрики: «Не надо раскачивать
лодку!», «Не надо спекулировать на трудностях». Страх оказаться в списках
«иностранных агентов, подрывающих устои», вынуждает людей быть скромнее в их
требованиях к власти и «не высовываться».
Но что объединяет «болотных», «несогласных», «иностранных агентов» и фермера из
Кураповки и абсолютно бесправного жителя из неведомого большой стране Узюкова?
Та же всеобъемлющая несправедливость: несправедливость чиновничьего произвола и
равнодушия, несправедливость кичливого пренебрежения олигархической верхушкой
бизнеса своей страной (областью, районом, селом) и несправедливость крайнего
имущественного неравенства.
Проблемные места
Как обычно, больше всего в 2012 году люди жаловались на нарушение их жилищных
прав. Безнадежные жилищные очереди, рост тарифов и монументальные руины ветхого
жилья. А в это время из бюджета уплывают миллиарды: только по проверкам Счетной
палаты Самарской области в 2012 году выявлено нарушений и недостатков в
финансово-бюджетной сфере региона почти на 2,4 млрд рублей. При этом коррупция
чаще всего оценивается в категориях угрозы безопасности государства, тогда как,
по сути и в первую очередь, это угроза правам человека. По-прежнему много
проблем в системе уголовной юстиции. Традиционно осужденные просят отменить
приговоры, но в 2012 году возросло и количество жалоб на нарушение их
социальных прав в части расчета пенсий, пособий и заработной платы. Обращают на
себя внимание жалобы, связанные с игнорированием и прямыми нарушениями
публичных интересов жителей сельских поселений. Сохраняются причины и
предпосылки нарушений права на благоприятную окружающую среду и права на
собственность в силу отсутствия системных подходов к развитию застроенных
территорий в крупных городах.
Кроме того, Уполномоченный по правам человека и сотрудники его аппарата провели
4 системных выездных приема граждан в муниципальных образованиях, 3
тематических приема граждан и 68 выездных проверок в муниципальные образования
с посещением социальных объектов, органов внутренних дел и учреждений
исполнения наказаний. Еще более 3 000 консультаций дали специалисты
аппарата при обращении по каналам связи.
В 2012 году по обращениям Уполномоченного по правам человека в Самарской
области в интересах граждан уполномоченные органы возбудили 10 уголовных дел,
привлекли к административной ответственности 46 лиц, к дисциплинарной
ответственности - 24 должностных лица, отменили 81 незаконное решение
должностных лиц, органы прокуратуры внесли 67 представлений и 3 протеста, 50
предписаний об устранении нарушений, направлено в суд 159 заявлений,
вынесено 4 судебных решения с учетом мнения Уполномоченного.
Но не только этими количественными показателями характеризуется деятельность
Уполномоченного по правам человека и его аппарата, а разрешением правовых
проблем и конфликтных ситуаций по сути. Главная задача - сущностное изменение
негативных, дискреционных практик и разрешение системных проблем в реализации
прав человека.
Принятые решения
Многие поставленные вопросы получили разрешение. В частности, гражданам,
получающим земельные участки для строительства в собственность бесплатно,
теперь не нужно тратиться на получение санитарно-эпидемиологического заключения
о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным
правилам. Министерство имущественных отношений Самарской области провело
большую работу по оптимизации сроков рассмотрения обращений граждан в
министерство. В муниципальных образованиях активизировалась работа по
разработке документов территориального планирования и правил землепользования и
застройки - без этого нельзя строить, а значит, и гражданам нельзя рассчитывать
на жилье и землю. Услышана была просьба о поддержке социально ориентированных
некоммерческих организаций, оказывающих услуги и правовую помощь лицам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Хочу подчеркнуть, что принятые
решения - это результат деятельности органов законодательной и исполнительной
власти.
Вместе с тем, не произошло увеличения финансирования капитального ремонта
индивидуальных жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах ветеранам
Великой Отечественной войны и лицам приравненных категорий, хотя ремонта
ожидают 13 760 человек. Несмотря на острую необходимость профессионального
взгляда на качество отремонтированных многоквартирных домов, представители
государственной жилищной инспекции Самарской области в 2012 году в работе
комиссий по приему в эксплуатацию зданий участия так и не принимали. Несмотря
на растущую потребность в стационарных учреждениях для лиц с
психоневрологическими заболеваниями, реконструкция Тимашевского пансионата для
инвалидов не только не была завершена, но и вовсе встал вопрос о ее
целесообразности. Более подробно достаточность мер реагирования на проблемные
вопросы, затрагивающие права человека, изложена в тексте доклада. Если с
разработкой нормативно-правовой базы по обеспечению жильем детей-сирот в связи
с изменениями в федеральном законодательстве вопрос решился оперативно, то
проблема с жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и
техническим требованиям, в муниципальных образованиях сохраняется в полном
объеме.
Гражданская «природа»
Аппарат Уполномоченного по правам человека - не только государственный орган
власти, но и институт гражданского общества. И в силу этой природы нельзя
ограничиваться решением только формально-юридических задач и не быть
чувствительными к общественным настроениям, не реагировать на них. 2012 год
принес отчуждение, равнодушие, цинизм, скепсис, тотальное ожесточение. В
прошлом году возникли новые темы и поводы для дискуссий, которые больше
раскалывали общество, чем объединяли его. Природа и сущность этих расколов
различны, но сплошь и рядом они ведут к восприятию инакомыслящих людей и групп
как враждебных уже в силу самого факта их существования.
Но помимо протестной активности и враждебности, есть и позитивная энергия
общественного диалога и осмысления ситуации. Идет самоорганизация гражданских
сообществ, консолидирующихся для решения вопросов местного значения.
Развивается добровольческое движение, которое инициирует и находит способы - с
чиновниками или без них - помогать тем, кто более всего в этом нуждается. В
Самарской области достаточно силен запрос на конструктивное взаимодействие с
властью и немало заинтересованных, мыслящих людей, чтобы реализовать именно
этот вариант.
По инициативе Уполномоченного совместно с гражданскими активистами был
подготовлен проект Концепции взаимодействия институтов и представителей
гражданского общества с органами государственной власти и местного
самоуправления на территории Самарской области. Ее ключевые положения
направлены на преодоление причин сбоев в коммуникациях между властью и
населением, на развитие гражданских инициатив и на обеспечение каналов
адекватной и своевременной трансляции проблем «снизу».
Одним из таких каналов «снизу» и является доклад Уполномоченного по правам
человека. И хотя он подписан одним должностным лицом, это - результат анализа
фактов и процессов не только сотрудниками аппарата, но и экспертным
сообществом, и квалифицированной юридической и правозащитной общественностью, с
которыми мы взаимодействуем на протяжении года и при подготовке доклада.
Избежать субъективных оценок позволяет также анализ статистических данных,
предоставляемых органами власти по запросам Уполномоченного, и мониторинг
средств массовой информации. Сопоставление этих материалов с количеством и
содержанием жалоб позволяет определить масштаб проблем и степень их
«запущенности» или непризнания, неприятия их в контексте нарушений прав
человека представителями управленческого аппарата.
Направляя ежегодный доклад в органы власти, мы также рассчитываем не на
дежурную реакцию в жанре «принять к сведению», а на реагирование по существу
поставленных вопросов. Отдельные отписки еще встречаются: «предложения и
рекомендации рассмотрены в полном объеме и взяты под особый контроль», а то еще
и «предложений и рекомендаций не имеется».
Хочу подчеркнуть, что не стремление уличить любой ценой чиновников в бездушии и
не демонстрация побед в деле борьбы за права человека лежат в основе подготовки
доклада. Целеполагание этой работы заключается в намерениях еще и еще раз
объясниться по поводу несправедливых ситуаций и спорных фактов, достучаться,
добиться понимания в интересах людей, усомнившихся в силу своих жизненных
обстоятельств в действенности Конституции и власти.
Из стенограммы встречи Президента Российской Федерации Путина
В.В. с российскими уполномоченными по правам человека 16 августа 2012
г.:
И.СКУПОВА: Уважаемый Владимир Владимирович!
…Во многих субъектах Российской Федерации предложения уполномоченных не
находят, к сожалению, должного отклика. Не согласимся мы никогда с
формулировкой «принять к сведению». Мы говорим власти: права нарушаются. И
слышим в ответ: о΄кей, принять к сведению. И права продолжают нарушаться.
Мы все нацелены на результат и вместе с органами власти должны быть убедительны
перед людьми, которые обратились к нам с доводами, с болями.
С учетом всего этого мы бы просили, Владимир Владимирович, найти возможность
рекомендовать всем органам власти на федеральном, на региональном уровнях более
содержательно, более внимательно относиться к докладам уполномоченного,
реагировать на них и, конечно, использовать эффективные сложившиеся
практики.
В.ПУТИН: Пара вопросов. Рассмотрение ежегодных докладов уполномоченных по
правам человека - на каком уровне и в какой форме?
И.СКУПОВА: Я буду говорить применительно к регионам.
В.ПУТИН: Да, конечно.
И.СКУПОВА: В соответствии с законами, уполномоченный, как правило, вносит
доклады губернатору, председателям законодательных собраний регионов и
направляет также прокурору, председателю областного суда. Это обязательно. Ну и
дальше, конечно, мы распространяем в библиотеки, по всем органам власти, в том
числе и по муниципалитетам. Но вот законодателями не урегулирован вопрос, а как
должен реагировать глава субъекта…
В.ПУТИН: Извините, что перебиваю, вы разослали, и всё. Этого достаточно или
нет?
И.СКУПОВА: Конечно, нет.
В.ПУТИН: Значит, это просто ваш документ, а этот документ должен быть
рассмотрен. Кем, в какой форме, в какие сроки, вот вопрос. Это не
отрегулировано, да?
И.СКУПОВА: Вот это как раз не урегулировано законом. И первоначально, заступая
на должность, уполномоченный буквально, как в космос, направляет доклады. Потом
уже берут в оборот своих должностных лиц, и складывается постепенно
практика.
В.ПУТИН: Понятно. С этим понятно. Как раз это и нужно отрегулировать, видимо, в
законе.
И.СКУПОВА: Да…
В.ПУТИН: Вы сейчас говорите о том, что недостаточна и вообще неприемлема просто
отписка, что приняли к сведению.
И.СКУПОВА: Конечно.
В.ПУТИН: Нужно рассмотрение по существу, нужно добиться того, чтобы вопрос был
рассмотрен по существу.