Губернатор войдет в комиссию по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Жигулевска
На встрече губернатора Николая Меркушкина с жителями Жигулевска в феврале этого года горожане пожаловались ему, что устали от тотального неблагоустройства, постоянных коммунальных аварий и невозможности достучаться до местного руководства. И горожанам, и руководству области стало ясно, что ситуацию нужно срочно менять и, как гласит народная мудрость, начинать нужно с головы. На этой неделе дума Жигулевска планирует начать формирование комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации.
Недавно внесенные в устав города изменения дают возможность уже этим летом назначить нового руководителя администрации Жигулевска, который, собственно, и займется решением всех накопившихся хозяйственных проблем. А также, не дожидаясь единого дня голосования, избрать главу города из числа депутатов местной думы.
- Срок полномочий действующего главы Жигулевска Александра Курылина истекает 18 июня. Поэтому уже 19 июня местная городская дума планирует начать формирование комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации.
- Недавно было решено, что в состав комиссии войдут девять человек. Из них шестеро (две трети) назначаются депутатами городского округа, а трое по представлению губернатора - депутатами Самарской губернской думы.
- В состав комиссии предложили включить губернатора Николая Меркушкина, вице-губернатора Дмитрия Овчинникова и руководителя департамента государственного управления администрации губернатора Максима Козлова. Депутаты губдумы одобрили эти кандидатуры и решили обратиться к губернатору с предложением рассмотреть возможность включить в состав будущих комиссий также и депутатов областного парламента.
- По мнению экспертов, вхождение главы региона в состав комиссии говорит о его пристальном внимании к судьбе Жигулевска и стремлении навести в городе порядок. В Жигулевске действительно сложилась ситуация, когда многие процессы вышли из-под контроля.
- «Проблем в городе очень много, и без конструктивного диалога власти и жителей решить их невозможно, - сказал Николай Меркушкин на встрече с жителями Жигулевска. - Меня здесь удивило много вещей. В том числе и общая запущенность города».
- С особой болью жигулевцы рассказали о том, что стучат во все двери, чтобы решить многочисленные проблемы, но не получают ответа. Потому многие горожане уже не верят власти. Чуть позже - на встрече с сызранцами - губернатор отметил, что в Жигулевске поддержали изменения в устав: «Не всегда всенародные выборы дают результат, не всегда...»
- По его словам, сейчас, на фоне глубочайших проблем в Жигулевске, нужно объединить усилия областной и местной власти и населения, ведь теперь стоит задача выстроить систему управления в городе так, чтобы качество жизни здесь начало улучшаться. И жители, увидев позитивные результаты работы власти, наладили с ней конструктивный диалог.
- Сегодня в Самарской области действуют две из трех предусмотренных законом систем избрания глав муниципальных образований. Одна - выборы прямым голосованием, вторая - избрание из состава депутатов. И в последнее время все больше муниципалитетов задумываются об изменении способов избрания главы администрации.
- Как отмечают эксперты, схема избрания главы не может быть универсальной для всех муниципалитетов. Заведующий кафедрой государственного и административного права СамГУ Виктор Полянский подчеркивает, что избрание главы администрации из депутатов более уместно. А уровень ответственности и контроля при такой системе выше, чем при непосредственных выборах.
- «Забота области - обеспечивать гармоничное развитие всех муниципальных образований в совокупности, - говорит Полянский. - И механизмы контроля региональной власти за руководителями на местах особенно действенны там, где глава сильнее встроен в вертикаль власти, а это возможно при назначенном сити-менеджере».
- «Назначенный по контракту глава администрации заинтересован в качественной работе, иначе депутаты, по закону, при плохой работе могут его снять, и будет назначен новый, - отмечает ректор СамГУ Игорь Носков. - Когда же глава избран по прямой схеме, то, как показывает практика, отозвать или переизбрать его досрочно практически невозможно».
- Также эксперты отмечают, что практика совмещения должности главы города и администрации - а так и происходит при прямых выборах - не всегда оказывается удачной.
- «Если глава муниципалитета, избираемый населением, одновременно руководит администрацией, то он, как правило, не заинтересован в том, чтобы в руководящем составе мэрии работали высокие профессионалы: на следующих выборах они могут стать для него серьезными соперниками, - считает Виктор Полянский. - Сложно предположить, чтобы такой глава воспитывал качественных управленцев высшего звена. Избранный же из депутатов глава, по закону, не может управлять администрацией (совмещать можно лишь в сельских поселениях) и, соответственно, выполняет в основном представительские функции. Сити-менеджер же руководит администрацией, и именно он призван решать все хозяйственные задачи, а не играть в политику».
- Кстати, о политических играх: нередко на выборах побеждает кандидат, в кампании которого политтехнологи откровенно манипулируют сознанием избирателей, что особенно опасно для территорий, где социальная атмосфера накалена из-за длительно не решающихся проблем жителей - как, например, в Жигулевске и Безенчукском районе (в конце мая глава муниципалитета Юрий Евдокимов написал заявление об отставке).
- К тому же, во время прямых выборов кандидаты часто тратят очень большие средства - как через предвыборный фонд, так и минуя его. В итоге они попадают в зависимость от местных финансово-промышленных групп. Но со временем приходит час расплаты - деньги-то надо возвращать сторицей.
- «Население голосует не за действительные профессиональные качества кандидата, а за положительный имидж, умело сформированный во время предвыборной кампании, - говорит Виктор Полянский. - И в результате может сформироваться ложный образ. Еще при прямых выборах избиратели часто не учитывают связанности его интересов с теми или иными структурами. При назначении главы администрации требования конкурсной комиссии к кандидатуре будут намного выше и строже. Например, человека, имеющего интересы, допустим, в сфере муниципального заказа, нельзя назначить сити-менеджером, или он должен будет отказаться от своей коммерческой деятельности: при нынешнем губернаторе не забалуешь!»
- «Задача главы администрации, назначенного по контракту, - обеспечивать жизнедеятельность на вверенной территории, создавать комфортные условия для проживания людей: и коммунальные аварии предотвращать, и благоустройством заниматься, и социальную инфраструктуру развивать, - добавляет Игорь Носков. - При назначении главы администрации меньше возможностей манипулировать мнением и заниматься популизмом. В этом случае он в большей степени встроен в вертикаль губернской власти, которая вместе с ним разделяет ответственность».
- Если на какой-либо территории наблюдается кадровый голод, или люди засиделись у власти, или власть не в состоянии решать проблемы, то там на переходный период вполне годится система непрямых выборов главы. Вот и в Жигулевске назрел вопрос введения системы двойного управления, когда глава избирается из депутатов и сити-менеджер назначается комиссией.
- Единоличное руководство главы города привело к тому, что в Жигулевске скопилось множество проблем. И можно констатировать, что на этой территории практика совмещения должностей себя не оправдала.
- В Жигулевске в свое время были большие политические игры, и они привели к нынешней ситуации. Прежняя система выборов в этом городе себя не оправдала, поэтому принято решение внести изменения в устав. Думаю, на данном этапе целесообразно назначить в Жигулевске сити-менеджера. Это будет делаться при участии области, заинтересованной в том, чтобы в городе был порядок, эффективное управление в интересах населения.