Получаешь бюджетные деньги, будь готов отчитаться
В начале августа вступил в силу закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, которые вводят принципиально новые способы контроля и наказания за нарушения бюджетного законодательства. О сути поправок «ВК» рассказала руководитель службы государственного финансового контроля Самарской области Ольга Михеева.
- На что в целом направлен закон и каковы его основные нововведения?
- Президент РФ уже давно говорил о необходимости реформирования системы финансового контроля, ведь соответствующие положения Бюджетного кодекса не менялись еще со времен его принятия, то есть почти 15 лет. Принятый закон впервые устанавливает вертикаль финансового контроля от федерального уровня до муниципального с четкой и прозрачной регламентацией полномочий контрольных органов. По оценкам экспертов, нововведения позволят привести сферу финансового контроля в России к международным стандартам.
- И какие изменения произойдут в системе финансового контроля области?
- Губернатор неоднократно подчеркивал, что чиновники должны работать более эффективно, прислушиваться к мнению жителей региона, знать, какие проблемы их беспокоят и быстро находить пути для решения. В этой связи мы выстраиваем свою работу так, чтобы в итоге был конечный результат - полная информация, необходимая для принятия конкретного решения. Но одно из самых главных, к чему нас привел Николай Иванович Меркушкин, это работа непосредственно с людьми. Мы значительно перестроили принципы деятельности службы, донесли до каждого специалиста мысль, что первостепенная цель контроля - это не наказание, а предупреждение и пресечение. А конечная - сделать жизнь в нашей губернии как можно более комфортной для людей. И поэтому решение губернатора, принятое летом 2012 года, о создании службы государственного финансового контроля в качестве самостоятельного органа - один из инструментов для достижения цели повышения эффективности бюджетных расходов. Дело в том, что законом существенно расширен перечень объектов контроля, в него включены все участники бюджетного процесса, включая распорядителей (получателей) средств и финансовый орган. Более того, преобразования системы финансового контроля региона, которые были проведены губернатором, получили высокую оценку федерального Минфина. Мы уже работаем по структуре, которую только собираются внедрять на уровне страны.
- Закон существенно расширяет круг объектов финансового контроля. К кому вы теперь можете прийти с проверкой?
- Раньше мы были ограничены участниками бюджетного процесса и муниципальными образованиями. Теперь же орган финансового контроля фактически может прийти и проверить любую организацию или даже физическое лицо, которое получило хотя бы один рубль из бюджета. Кроме того, под объекты контроля теперь попадает ТФОМС и организации, получающие средства из данного фонда, а также кредитные организации, на счетах которых размещены деньги областного бюджета. Мы приходим к системе, которая действует во всех развитых государственных системах: получаешь бюджетные деньги - будь готов отчитаться об их использовании.
- Увеличение количества проверок не приведет к избыточному вмешательству в дела юридических и физических лиц?
- С одной стороны, закон действительно направлен на усиление финансового контроля. С другой стороны, и это неоднократно подчеркивалось президентом и Минфином РФ, реформа должна быть направлена на снижение количества проверок и повышение их эффективности. Именно этого курса мы будем придерживаться. Еще в 2012 году мы внедрили процедуру согласования планов проверок. Это позволит наладить взаимодействие контрольных структур и максимально избежать дублирования ревизионных мероприятий. У нас сложились очень продуктивные отношения с территориальным управлением Росфиннадзора и конструктивное взаимодействие с областной прокуратурой.
- Закон также предусматривает внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. То есть наказание за нарушения использования бюджетных средств будут ужесточены?
- Да. До вступления в силу закона административная ответственность была установлена только за нецелевое использование бюджетных средств. А сегодня вводится более 20 новых составов административных правонарушений, за которые устанавливаются реальные жесткие санкции. Например, штраф в размере 25% от суммы допущенного нецелевого использования средств или лишение должностного лица права занимать определенные должности на срок до трех лет. То есть теперь не получится отделаться дисциплинарным взысканием - только крупные штрафы, в исключительных случаях - дисквалификация. Расширен и состав лиц, привлекаемых к ответственности за нецелевое использование бюджетных денег. К ним отнесены получатели и субсидий, и инвестиций, и кредитов и так далее. В 10 раз возросли штрафы за данное нарушение (с 5 тысяч рублей до 50 тысяч рублей).
Закон также предусматривает установку трех новых составов нарушений при использовании бюджетных кредитов, ответственность за нарушение порядка формирования государственного задания и заключение контракта без наличия на его оплату средств в бюджете. Отдельно необходимо сказать и о вводимой ответственности лиц за неисполнение решений службы. Она установлена за отказ представлять информацию и документы, необходимые органу государственного финансового контроля, а также за неисполнение предписаний и требований службы.
- На ваш взгляд, скажется ли ужесточение наказаний на повышении эффективности работы?
- Ужесточение ответственности - не самоцель. Установление административного наказания за все виды бюджетных нарушений - это, на мой взгляд, крайне необходимая мера. Она в первую очередь должна дисциплинировать людей, повысить их ответственность за принимаемые решения. Отмечу, что законом впервые устанавливается понятие предварительного финансового контроля, который направлен именно на пресечение нарушений.
- Нововведения повлияют на преобразование системы госзакупок?
- В мае принят федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», тот самый, который заменит с 2014 года так называемый ФЗ №94. Он усиливает роль нашей службы в системе контроля за государственными закупками. Уже сейчас мы проводим плановые и внеплановые проверки, рассматриваем жалобы на действия заказчиков, согласовываем возможность заключения контрактов с единственным поставщиком, а также рассматриваем административные дела за нарушения в сфере размещения заказов. В итоге за 2012 год возбудили 300 административных дел и наложили штрафов более чем на 2 млн рублей. За 2013 год мы уже оштрафовали заказчиков на общую сумму 1,2 млн рублей. При этом с 1 января 2014 года на нас будет возложен контроль за определением и обоснованием закупки, применением заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта и соответствием поставленного товара условиям контракта. То есть закон о контрактной системе создаёт возможность контроля службой всего цикла закупки от планирования до исполнения контракта и, как следствие, обеспечит замкнутый круг контрольных полномочий и последовательность направлений деятельности службы.