Лариса Петрова: «Надо вводить новые критерии качества работы учителя»
В Самарской области около пяти тысяч школьников обучаются в индивидуальном порядке: они не посещают школьные занятия, а осваивают программу наедине с учителем. О плюсах и минусах индивидуального обучения рассказывает руководитель Самарского областного центра психолого-медико-педагогической диагностики, коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов Лариса Петрова.
- В каких случаях ребенку рекомендуется индивидуальное обучение?
- Основным документом, который дает право перевести ребенка на индивидуальное обучение, является заключение врачебной комиссии лечебного учреждения. В Российской Федерации существует утвержденный министерством образования перечень заболеваний, по которому ребенок освобождается от посещения массовой школы. В Самарской области на индивидуальное обучение ребенка могут направить не только по медицинским, но и по социально-педагогическим показаниям: это касается детей из семей переселенцев, эмигрантов из бывших союзных республик, которые обучались на родине по другим программам или плохо владеют русским языком. Социально-педагогические показания имеют и ребята из неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые нерегулярно посещали школу или совсем не обучались. Если у таких детей нет задержки психического развития, то года или двух лет индивидуальных занятий бывает достаточно, чтобы потом переводить их в обычный класс.
- Но ведь бывает и по-другому. Вполне нормальный ребенок может получить клеймо на всю жизнь только потому, что учителю он кажется не вполне адекватным.
- Уже доказанный факт, что здоровье ребенка ухудшается в школе, школа сама по себе является фактором риска. Эмоциональные, впечатлительные дети нуждаются в особой поддержке учителя. Если она есть, ребенок постепенно привыкает к необычным для него условиям, и процесс обучения нормализуется. Если учитель проявляет нетерпимость и бестактность, последствия могут быть печальными.
- Можно ли считать индивидуальные занятия полноценной заменой урокам в классе?
- Безусловно, нет. Ученик меньше общается с ровесниками, а это очень важно для развития ребенка. Ребенок отвыкает работать на уроке самостоятельно, он знает, что внимание учителя сосредоточено только на нем. «Двоек» на индивидуальном обучении не ставят, иначе получилось бы, что учитель неудовлетворительно оценивает свою собственную работу. Это расхолаживает, причем и ученика, и учителя.
- Нередко родители переводят ребенка на индивидуальное обучение не по рекомендации врача, а под давлением школьных педагогов...
- Действительно, сегодня нередко учителя стремятся «вывести» из класса детей, которые плохо себя ведут и не усваивают школьную программу. Многим педагогам так удобнее. Вместо того чтобы «тянуть» отстающего ребенка, найти к нему подход, проще его отделить от класса. Тем более, что за индивидуальные уроки учитель получает дополнительную оплату. И тогда родители идут к врачу, оформляют нужные справки, опасаясь, что в противном случае ребенком в школе и вовсе перестанут заниматься.
С другой стороны, проблемы с поведением и успеваемостью возникают не на пустом месте. В прошлом году психолого-медико-педагогические комиссии посмотрели 13% общего количества детей, которые в нашей губернии поступали в первый класс. Выяснилось, что примерно четверть детей находится в группе риска, так как у них в раннем детстве диагностировалась патология нервной системы и до сих пор наблюдаются неявные речевые нарушения, быстрая утомляемость, снижение внимания и т.п. В школе нагрузки резко возрастают, и недолеченные патологии дают о себе знать. При правильном лечении и хорошем, внимательном педагоге эти дети могут успешно учиться в классе. Но ведь учитель может пойти по пути наименьшего сопротивления... Чтобы этого не происходило, нужно ввести новый критерий качества работы учителя. Если после года или нескольких лет индивидуального обучения ученика можно переводить в класс, значит, учитель выполнил свою задачу.
- Если родители не согласны с мнением учителя, как им защитить права своего ребенка?
- В спорных случаях следует обращаться в психолого-медико-педагогические комиссии - их всего 13 в области. Чтобы выяснить, действительно ли ребенок нуждается в особых условиях обучения, созывается межведомственный консилиум. Мы можем совместно с органами образования посетить класс во время занятий, посмотреть, как учитель ведет урок, как ведет себя ребенок на уроке. И определить, у кого на самом деле есть проблема - у ребенка или у школы. Бывает, что сам учебный процесс провоцирует ребенка на то, чтобы он стал отстающим. Наша задача – разобраться в этом и дать школе и родителям необходимые рекомендации.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »